Архиепископы Евгений и Амвросий посетили Пюхтицкий монастырь

В начале Светлой седмицы Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь посетили архиепископ Верейский Евгений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ректор Московской духовной академии и семинарии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, и архиепископ Петергофский Амвросий, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, в Успенском соборе монастыря состоялась праздничная архиерейская Литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Евгений в сослужении Высокопреосвященнейшего Амвросия, Преосвященного епископа Маардуского Сергия и многочисленного духовенства Эстонской Православной Церкви.

По окончании Божественной литургии всем гостям обители была предложена праздничная трапеза.

Проповедь архиепископа Евгения Верейского в Пюхтицком монастыре 18 апреля 2017 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе!

В эти дни мы переживаем великое событие – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Событие, которое, как говорит святитель Макарий Московский, коренным образом изменило ход всей человеческой истории. Господь своим Воскресением соединил Небо и Землю, Господь своим Воскресением низверг ад, и все мы пребываем в этом радостном состоянии. Чему же мы радуемся?

Может быть, радуемся тому, что службы стали более короткими, может быть тому, что закончился строгий пост. Вообще в жизни о радости говорят очень много. Радуется маленький ребенок, который получил в подарок игрушку, радуется школьник, который получил хорошую оценку, радуются родители, когда видят успехи своих детей, и таких житейских радостей бывает много. Радуются люди, когда купили дом, квартиру, машину. Это не противоречит христианскому образу жизни, если приобретено честным путем и если это не является самой целью жизни. Обратите внимание, что есть и еще одна радость.

Радуется преступник, когда совершил злодеяние. Но какова эта радость, какую основу имеет эта радость? Давайте посмотрим на современный мир. Такое впечатление, что он постоянно стремится радоваться, он веселится. И работает целая индустрия, чтобы развлекать людей. Одни тратят большие деньги для того, чтобы веселиться, другие получают огромную прибыль от того, что веселят людей. Является ли это настоящей, истинной радостью?

Как можно объяснить, когда мученики шли на смерть, но радовались? Если убрать современного человека из комфортных условий, то вся радость у него моментально пройдет. Потому, что это внешняя, видимая радость. Как только закончилось какое-то определенное событие, связанное с веселием человека, так он впадает в уныние. Он опять хочет вернуться в это состояние веселия, и ему подают его подчас за большие деньги.

Преподобный Серафим Саровский встречал каждого приходящего к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!» Что, он нарушал устав? Ведь он говорил эти слова в течение всего года, а мы приветствуем так друг друга только в пасхальный период. В этом нет никакого нарушения устава, потому что его слова исходили не из внешнего приличия – его слова исходили из самой души. Радость – это было состояние души преподобного Серафима Саровского.

Святитель Василий Великий говорит, что душа добродетельного пребывает в радости, т.е. он в прямую зависимость ставит добродетель, которой обладает человек, с его радостным состоянием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никакие внешние условия не могут повлиять на радостное состояние добродетельного человека, – даже более того: такой человек укрепляется в радости, если терпит какие-либо лишения.

Конечно, это состояние не приобретается сразу – это состояние требует большого труда. Смысл наших посильных трудов в течение Великого поста заключался в том, чтобы очистить свою душу от грехов. Святитель Макарий Московский говорит, что не будем обманывать себя – будем стремиться к тому, чтобы очистить свою душу в Таинствах Церкви, и это приведет нас к тому состоянию радости, к которому мы должны стремиться. Поэтому в сегодняшний день, когда мы сопереживаем это великое событие, и даже если в какие-то дни к нам приходит некое уныние от каких-то внешних обстоятельств, не нужно смущаться. Господь не требует от нас мгновенно достичь высокого состояния – Он от нас требует постоянства в духовной жизни, постоянства в борьбе с грехом. Постепенно очищая свою душу, мы почувствуем некую определенную радость, пусть небольшую, но радость.

Иногда, как говорит святитель Иоанн Златоуст, Господь дает человеку прочувствовать действие своей благодати. Не потому, что человек достоин этого состояния, а чтобы укрепить его подчас в какую-то сложную минуту, и потом как бы отступает. Святитель Иоанн говорит, что на самом деле Господь никогда не отступает от нас. Дав прочувствовать действие Своей Божественной благодати, Он тем самым укрепляет человека для того, чтобы в моменты искушений и испытаний он помнил то состояние и стремился своими трудами вернуться к нему.

В сегодняшний праздничный день будем молить Господа, чтобы он даровал нам, по крайней мере, радостное состояние в эти пасхальные дни, чтобы они привели нас к получению той великой радости, которая должна пребывать в наших сердцах постоянно. Аминь.

Христос воскресе!

 

Проповедь архиепископа Евгения Верейского в Пюхтицком монастыре 19 апреля 2017 года

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы сейчас переживаем великие дни, когда воспоминаем преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Наш человеческий разум ограничен, мы не можем в полном объеме понять, что произошло более двух тысяч лет тому назад. Многое из Божественных Таин открывалось святым Отцам и то не всё.

Святые Отцы, живя добродетельной жизнью и очищая свою душу от грехов, приближались к Богу. Через это Господь открывал им некие Божественные Таины, в том числе и Таину Спасения. Вообще наше сознание не может понять, как Бог, сотворивший весь видимый и невидимый мир, приходит в него в уничиженном состоянии. Например, в понятии язычника Бог – это нечто карающее и наказывающее, которое нужно вовремя умилостивить, чтобы не подвергнуться наказанию. И вдруг Бог приходит в уничиженном состоянии, принимает человеческую плоть и живет среди людей, среди Своего творения. И самое непонятное – отдает Себя на заклание, а затем воскресает. Святые Отцы, проникая в Божественные Таины, отчасти раскрывали эти Божественные Истины.

Преподобный Феодор Студит говорит о Светлом Христовом Воскресении, вернее, говорит о Пасхе, которая совершается ежегодно. Он говорит, что Пасха приходит и уходит каждый год. И в этом году она пришла и тоже уйдет. Также эти слова можно перенести и к нашей эпохе. Мы уже не первый год встречаем Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. И сейчас сопереживаем эти радостные дни. И вот она тоже уйдет. Сейчас мы приветствуем друг друга пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!» – и отвечаем: «Воистину воскресе!» Но закончатся сорок дней пасхальных торжеств, и Пасха уйдет. Преподобный Феодор спрашивает: что же, нам тогда не праздновать Пасху? И сам отвечает, что эту Пасху, которая бывает раз в году, обязательно нужно праздновать. Но самое главное, продолжает он, – это очистить свою душу от греха, вести тот образ жизни, чтобы в какой-то степени понимать Таины Спасения, Таины Промысла Божия о человеке. Тогда Пасха у нас будет ежедневная.

Как эти слова перекликаются с образом жизни преподобного Серафима Саровского! Слова, которые я приводил вчера, когда он встречал каждого приходящего к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!» Они не знали друг друга. Преподобный Феодор Студит жил в IX веке, а преподобный Серафим Саровский – в XIX веке. Их разделяла эпоха в тысячу лет. Они жили в совершенно разное время, говорили на разных языках. Один жил на юге, претерпевая зной, другой жил в северных краях, претерпевая холод. Их объединяло то, что они очищали свою душу от грехов и познали многие Божественные вещи. Даже преподобный Феодор Студит объясняет смысл и традицию празднования Пасхи более подробно. Они говорят об одном и том же разными словами и на разных языках. Что это означает? Это называется согласным мнением святых Отцов.

Мы обладаем величайшим богатством. Это богатство – двухтысячелетний опыт Церкви и тысячелетний опыт русского Православия. Опыт Церкви – это личный опыт святых Отцов в борьбе с грехом. Поэтому, если мы читаем Священное Писание и находим в нем какое-то непонятное место, то мы можем обратиться к опыту Церкви. У святых Отцов есть толкование Священного Писания. Причем опять же можно удивляться, что Отцы, которые жили в разные эпохи, могут иметь единое мнение по одному и тому же событию. Они жили, не зная друг друга, не зная друг о друге, и не было тех средств коммуникации, которые имеются сейчас, в XXI веке.

Может быть, слова, которые говорил преподобный Феодор Студит, были переведены на русский язык только в XIX–XX вв. И мы увидели, что они полностью соответствуют тем размышлениям, о которых говорил преподобный Серафим Саровский. И можно найти множество таких подтверждений. Это и есть доказательство истинности нашей веры, ибо Господь действует через святых Отцов, передавая нам Свой Божественный опыт. Поэтому будем обращаться к опыту святых Отцов, чтобы формировать наше личное спасение. Нам нужно хоть немного постараться пройти путем святых Отцов.

Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые Отцы были такие же люди, как мы. И многие из них были большими грешниками, но благодаря самоограничению, подвигу и лишениям, благодаря помощи благодати Божией они достигли святости. И мы также призываемся к этому. Да поможет нам во всём этом Воскресший Господь. Аминь.

Христос воскресе!

Материалы по теме

Публикации

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь