16 мая 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской Заставой – подворье Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря в Москве будет возвращена Иерусалимская икона Божией Матери, которая со времени закрытия храма в 1935 году пребывала на хранении в храме апостолов Петра и Павла в Лефортове.
Встреча иконы и начало Божественной литургии – в 9:00.
Богослужение возглавит управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря митрополит Воскресенский Дионисий.
Краткая справка
Всего до 1917 г. в России было известно около 40 списков (копий) Иерусалимской иконы, многие из которых почитались как чудотворные. Некоторые сохранились до наших дней.
Иерусалимская икона Божией Матери, что была главной святыней церкви «за Покровской заставой» являлась одним из тех списков. Не одно десятилетие она находилась в алтарной нише церкви св. апп. Петра и Павла в Лефортове.
День празднования Иерусалимской иконы приходится на 12/25 октября. В 19-м столетии списки Иерусалимской иконы Божией Матери торжественно, крестным ходом с хоругвями обносились по ближним окрестностям в тяжелые времена эпидемий. Перед образом служились водосвятные молебны и акафисты. Желающих принять у себя святыню было такое множество, что образ путешествовал по деревням и селам несколько месяцев – с пасхальных дней до середины октября.
В самой Москве в период эпидемий молились перед чудотворными образами Иверской, Казанской и Смоленской Богоматери. Юго-восток и юг столицы а также прилегающие районы этого направления были под покровом Иерусалимской иконы.
Предание Церкви говорит о том, что первым автором изображений Богоматери был святой евангелист Лука. Местом написания иконы была Гефсимания 48-го года. И конечно, первым местом пребывания иконы был Иерусалим. Отсюда и название.
Однако на протяжении трех веков гонений на Церковь икона находила себе разные пристанища, будучи бережно сохраняема первыми христианами.
В начале IV века, когда гонения прекратились, и началось строительство храма Воскресения в Святом Граде, а также обретение многих христианских реликвий, нашла свое почетное место и икона кисти св. Луки.
Далее начинается долгий путь святыни и ее чудотворных списков по всему христианскому миру. В 463 году икона перемещена в столицу Византии, а с Влахернской церковью связано чудо заступничества Пресвятой Девы при осаде скифами и славянами Константинополя в 626 году.
Через 350 лет чудотворная Иерусалимская икона придет и на Русь.
Принявший святое крещение князь Владимир отправит подаренную ему Иерусалимскую икону в Великий Новгород, как сакральный символ примирения и прекращения вражды. Четыре века икона будет находиться в новгородском соборе Святой Софии.
Перипетии отечественной истории приведут к тому, что в 1571 году, во время печально знаменитого похода Ивана IV (Грозного) икона будет увезена царем в Москву. Впрочем, Иоанн Грозный оставит новгородцам дорогой оклад с иконы, и впоследствии этот оклад украсит уже изготовленный новгородцами точный список Иерусалимской.
После войны 1812 года следы иконы теряются. Были предположения, что она украдена французскими войсками, безжалостно разграблявшими в то время Москву и Кремль. Но позднейшие поиски образа во Франции результатов не дали. А в Успенском Соборе Кремля ее место занял новый точный список.
Особой любовью и почитанием верующих в России пользовались списки в Измайловском храме Рождества Христова города Москвы (копия конца 17 века), Иерусалимский образ в храме города Бронницы, и, конечно же, икона Богоматери в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, на московское Подворье которого и пребывает образ из Лефортовской церкви.
Кресто-Воздвиженский Иерусалимский монастырь вот уже 15 лет несет на себе попечение по возрождению храма московского подворья, полуразрушенного после закрытия в 1935 году. Для сестер обители возвращение главной храмовой святыни – событие, значение которого трудно переоценить. Монахини усматривают в нем особое благоволение Божией Матери к делу восстановления храма, которое на данный момент еще не завершено.