В августе намечено открытие новой экспозиции Соловецкого музея-заповедника «Соловки. Испытание веры. Век ХХ», посвященная людям, которые пострадали за исповедование веры в ХХ веке и были связаны с Соловецкими островами. Это заключенные соловецких лагерей, репрессированные за исповедание веры: иерархи Православной Церкви, священники, монахи, миряне; это братия Соловецкого монастыря. Отдельный комплекс посвящен мирянам, которые помогали соловецким узникам.
Идея выставки зародилась еще в 2012 году, сообщает сайт Соловецкого музея-заповедника. Первоначальная концепция и тематические планы разрабатывались Антониной Сошиной. Соавтором является Анна Яковлева, заведующий отделом истории Соловецкого архипелага. В основу новой экспозиции положен хронологический принцип, который помогает раскрыть тему соловецких новомучеников и исповедников в общем контексте гонений на Русскую Православную Церковь, обобщить сведения о подвижниках веры – узниках соловецких лагерей, передать музейными средствами в возможной полноте рассказ о судьбах насельников обители и заключенных.
Первоначально дизайн выставки обсуждался с Алексеем Чекалем, он стал автором художественной концепции первого зала. Впоследствии над созданием дизайн-проекта экспозиции, начиная с 2016 года, трудился дизайнер Николай Шток. В его задачи входило воплотить в жизнь замыслы экспозиционеров, через стилистическое и художественное решение выставочного пространства создать нужную атмосферу, в которой заданная тема раскроется максимально полно и эмоционально, найдет отклик в умах и сердцах посетителей.
Николай Шток поделился некоторыми замыслами, заложенными в основу дизайн-проекта: «Я с большим интересом и энтузиазмом взялся за реализацию этого проекта. В данное время я занимаюсь здесь авторским надзором, то есть руковожу монтажом стендов и прочих конструкций, которые были изготовлены ранее. Предполагаю, что основные работы будут завершены уже к концу месяца. «В экспозиции два зала. Концептуально они решены по-разному, В первом зале настроение создает резкий монохромный контраст белых и черных планшетов на фоне белых стен. Второй зал, наоборот, решался в более легкой цветовой гамме. Здесь были применены большеформатные конструкции с панелями с образными изображениями Соловков, относящимися к разным временным периодам. Они служат фоном для стендов с витринами, где размещается основная информация. Все фотографии и тексты напечатаны на оргстекле. Благодаря использованию прозрачного материала, настройке источников света, визуально они словно зависают перед зрителем, ненавязчиво, но глубоко погружая его в атмосферу тех событий, чувств и настроений. В отличие от первого зала, здесь стенды белые и печать на оргстекле тоже выполнена белым цветом. Таково было общее художественное решение экспозиции. Первый зал более тяжелый, эмоционально напряженный и вдумчивый; второе помещение должно восприниматься более легко и примирительно. С помощью контрастов, использования дополнительных конструкций внутри выставочных стен мы хотели показать замкнутость среды и жизни в Соловецком лагере».
По словам дизайнера, в экспозицию включены цитаты священнослужителей и писателей. Их вдумчивое прочтение настраивает на серьезное, душевно чуткое восприятие темы. Также на стендах добавлены графические вставки, которые служат визуальным переложением надписей и символов, оставленных заключенными, например, молитва.
«Все художественные элементы соответствуют общему замыслу и тональности экспозиции. Так, шрифтовое решение выбрано достаточно жесткое, без изящных элементов и засечек. На мой взгляд, это тоже помогает сконцентрироваться на серьезности восприятия темы, обращает особое внимание на содержание представленных материалов», – отметил Николай Шток.