3 декабря 2020 года в Аносином Борисоглебском ставропигиальном женском монастыре отметили память бывшей послушницы Аносиной пустыни преподобномученицы Татианы (Фомичевой) и священномученика Владимира (Медведюка).
Накануне вечером была совершена полиелейная служба святым. В сам день праздника Божественная литургия.
Чин славления совершили перед иконами преподобномученицы Татианы и священномученика Владимира, переданными в дар Аносину монастырю родственниками святых.
После отпуста старший священник монастыря иеромонах Адриан обратился к сестрам с назидательным словом по случаю отмечаемого события. Он подчеркнул, что исповеднический подвиг чтимых ныне святых начался не в момент арестов, судов, ссылок и казней – это была некая кульминационная точка их подвига, но само исповедничество началось задолго до явных гонений – в то время когда христиане продолжали хранить верность заповедям Божиим в период массового отступничества. Причиной такого отступления стала неукорененность многих номинальных христиан в вере, поверхностное восприятие религии без углубления путем добродетели в истины христианства, отсутствие живого диалога с Богом, подмененного внешней обрядовостью. Такие люди в период испытания поколебались, не только утратив собственную связь с Церковью, но и зачастую обратившись в ее активных гонителей. Поэтому так важно нам углубляться в познание вероучительных истин, хранить связь с Богом, не только эмоциональную, но всматриваясь в истины, открывающиеся в Евангелии, взирая на события, происходящие вокруг нас не просто через закон, а через живое восприятие, в котором и происходит диалог с Богом. Если такое восприятие сформируется в нас, то человек будет смотреть на приходящие искушения не телесно, со страхом, но духовно, не подчиняясь духу мира сего, но свидетельствуя истинность заповеди Божией. Это было верно как во времена жесточайших испытаний, выпавших на долю празднуемых ныне святых, так и в наше время, когда можно со скорбью наблюдать сомнения и колебания некоторых христиан, в которые они впали, не перенеся трудностей и недоумений, связанных с эпидемией. Скорби и испытания неизбежны на пути каждого человека. И если поставить современного человека в те обстоятельства, которые окружали исповедников начала ХХ века, нельзя не признать, что мы еще слишком избалованы и вряд ли смогли бы перенести те тяжелейшие испытания, которые несли предыдущие поколения. И тогда, как и ныне, кто-то использовал эти испытания как ступени с совершенству и путь к святости, а кого-то поглотили страсти, привязанность к духу мира сего. Для того же, чтобы избежать этой привязанности так важно укореняться в живом богословии, в добродетели и познании истин христианства, объединяя труд добродетели с созерцанием таин веры. Тогда находящие испытания не сдвинут нас с твердого камня веры Христовой.
По окончании Литургии иеромонах Адриан поздравил с днем тезоименитства одну из старейших насельниц монастыря монахиню Татиану, вручив ей вынутую за ее здравие просфору и пожелав преодолевать все приходящие трудности и искушения живым действием, не поддаваясь унынию, но принимая их как ступени к совершенству. Игумения Мария (Солодовникова) с сестрами также тепло поздравили именинницу с памятным днем, пожелав ей помощи Божией в прохождении монашеского искуса и поблагодарив за труды, самоотверженно несомые для пользы святой обители.
Краткая справка
Преподобномученица Татиана родилась в 1897 году в селе Надовражное неподалеку от г. Воскресенска (ныне Истра) Московской губернии. В 1916 году девятнадцати лет от роду Татиана стала послушницей Борисоглебской Аносинской обители.
В 1928 году на престольный праздник Святой Живоначальной Троицы в Аносином Борисоглебском монастыре состоялось последнее богослужение. Матушку игумению, двух священников и еще четырех сестер арестовали, а остальным приказали через три дня освободить монастырь.
После разгона обители послушница Татиана вернулась к родителям в с. Надовражное. Как и многие другие насельницы закрытых обителей, она старалась придерживаться в своей повседневной жизни монастырского устава. Однако в 1930 году был разрушен до основания и сельский храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Вместе с другой послушницей Аносиной пустыни, Марией Брянцевой, Татиана прибилась к сестрам Крестовоздвиженского монастыря из с. Лукино Подольского района, которые, после разгона в 1926 г. состоявшей из монахинь сельскохозяйственной артели, устроились на работу в открытый в стенах обители дом отдыха имени Карпова или рукодельничали, поселясь в окрестных деревнях. На службу они ходили в храм пророка Илии в соседнем селе Лемешево. В хоре этой церкви пели и аносинские послушницы Татиана и Мария.
В начале 1931 года ОГПУ сфабриковало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря. Послушниц Татиану и Марию арестовали 18 мая 1931 г. в числе 17 монахинь, инокинь и послушниц из различных обителей, поселившихся подле закрытого Крестовоздвиженского монастыря. Девушек заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. 29 мая 1931 г. тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татиану к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Освободились они досрочно уже в 1934 г. Три года неимоверных тягот лагерной жизни, изнурительного труда и нечеловеческих унижений не могли сломить высокий православный дух невест Христовых и поколебать их устремления служить Господу. Освободившись из лагеря, Татиана и Мария поселились за 100-километровой (от Москвы) зоной — в с. Высоково Волоколамского района. Пропитание сестры добывали тем, что стегали одеяла, чему навыкли еще в Аносином монастыре. Вскоре подруги Татиана и Мария стали помогать только что переведенному из Москвы настоятелем Троицкого храма в с. Язвище протоиерею Владимиру Медведюку.Приход отца Владимира стал для изгнанных из родных обителей сестер во Христе островком любви в холодном океане отчужденности, непонимания и враждебности. Их исстрадавшиеся души отдыхали и радовались, вновь обретя дорогую сердцу молитвенную среду.
В доме у священника послушницы Татиана и Мария и были арестованы вечером 24 ноября 1937 года.
Арестованных отправили в волоколамскую тюрьму. 26 ноября на допрос были вызваны председатель сельсовета, секретарь сельсовета и «дежурные» свидетели, которые подписали показания, написанные следователем. Отца Владимира и послушниц обвиняли «в гнусной контрреволюционной клевете против проводимых мероприятий партии и советской власти на селе, срыве подготовительной работы к выборам в Верховный Совет» и религиозной пропаганде.
«Следствие» было завершено 28 ноября, а уже на следующий день тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу, а послушниц Татиану и Марию к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Владимир Медведюк был расстрелян накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 3 декабря 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово на окраине Москвы. Послушница Татиана попала в лагерь в Казахстане, претерпела множество лишений и приняла мученическую кончину от голода. Точное место и время ее преставления не установлены. Мария Брянцева после окончания срока заключения вернулась домой.
Юбилейным Архиерейским собором 2000 года протоиерей Владимир Медведюк и послушница Татиана были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.