30 августа 2019 года, в день памяти прп Алипия Печерского, в Аносином Борисоглебском ставропигиальном женском монастыре молитвенно почтили память последней до его закрытия при большевиках настоятельницы игумении Алипии, в схиме Евгении, (Таишевой).
В этот день на могилке приснопоминаемой исповедницы была отслужена заупокойная лития.
Краткая справка
Матушка Алипия, как знали ее в монастыре – схиму она приняла уже в изгнании, – по свидетельству архивных данных, родилась в 1869 году в Ставрополе, происходила из черкесской семьи, рано осиротела. В юных летах она поступила в новооткрытый Бодбийский монастырь в Грузии, где заведовала живописной и чеканной мастерской, обучая молодых послушниц искусству иконописания. Вероятно, благодаря своему художественному таланту она получила в монашеском постриге имя первого русского иконописца преподобного Алипия Печерского. В Бодбийском монастыре она близко сошлась и духовно сдружилась со своей ровесницей монахиней Ювеналией (Марджинашвили), ныне прославленной Православной Церковью как преподобноисповедница схиигуменя Фамарь (Марджанова). Матушка Ювеналия вскоре стала игуменией Бодбийской обители, а в 1905 году указом Святейшего Синода переведена в Москву и назначена настоятельницей Владычне-Покровской женской общины милосердия. Вскоре по ее просьбе из Грузии вызывают монахиню Алипию, получившую должность казначеи Покровской общины. Это было грандиозное учреждение, территория которого занимала не один гектар земли; в его попечении находились несколько больниц, военный госпиталь, амбулатория, аптека, богадельня детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, рукодельные мастерские, даже плантация тутовых деревьев с шелковичными червями при школе шелководства. В должности казначеи монахиня Алипия помогала и в строительстве Серафимо-Знаменскоо скита. В 1917 году ее направили настоятельницей во вновь образованную общину в Троице-Лыкове, однако уже на следующий год переводят игуменией в овдовевший Аносин Борисоглебский монастырь. На плечи матушки Алипии легли нелегкие заботы о сохранении монашеского уклада в условиях антицерковной политики властей. Не забывала она и своих духовных друзей, поддерживала схиигумению Фамарь в ссылке, после закрытия Серафимо-Знаменского скита многих сестер приняла в Аносино, здесь же нашел приют и гонимый властями епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). В эти годы Аносино стало значимым центром духовной жизни, куда направляли своих чад известные духовники, среди которых московские старцы протоиерей Алексий Мечев и архимандрит Геогрий (Лавров), здесь находили утешение и вдохновение представители церковной интеллигенции как, например, А.Ф. Лосев или С. Мансуров, именно в Аносине написавший значительную часть «Очерков из истории Церкви» и благодаря опеке матшки игумении принявший священный сан.
В середине 20-х годов сестричество вынуждено было перейти на статус трудовой артели, однако и это не помогло: в 1928 году Аносина пустынь была окончательно закрыта, а матушка игумения, священники и ближайшие сестры арестованы и отправлены в ссылку. Время ссылки, изначально определенное для игумении Алипии в три года, по истечении срока было продлено на такой же срок. По возвращении из ссылки матушка Алипия жила в изгнании, однако не теряла связь с сестрами, которые прибегали к ее духовному водительству, тайно продолжали совершаться даже монашеские постриги, сама игумения приняла великую схиму с именем Евгения. Преставилась схиигумения Евгения в 1942 году, похоронена была под Кубинкой, могила ее сохранялась с почтением и благоговением, а после открытия Аносина монастыря ее честные останки были перенесены в Аносино и перезахоронены у стен Троицкого собора.