В этот день в Святой обители были совершены четыре Божественных литургии.
Среднюю Литургию в Духовском храме монастыря возглавил наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Его Высокопреосвященству сослужили братия Лавры в священном сане: архимандрит Варфоломей (Калугин), игумен Лев (Беленков), иеромонах Власий (Рылков) и др.
Проповедь перед Причастием произнес лаврский насельник игумен Лев (Беленков).
По окончании богослужения владыка Феогност поздравил молящихся с праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
“Без Меня не можете творити ничесоже“ (Ин. 15, 5) – эти слова Христа-Спасителя, обращенные к Его ученикам-апостолам, как нельзя лучше подчеркивают и указуют нам, что сила Божия свершается в немощи человеческой, но в такой немощи, которая покоряет себя воле Божией, благой и совершенной.
Апостолы, будучи просто учениками Христовыми, ходившие вместе со Христом и слышавшие Его Божественные словеса, в трудную минуту отказались и отверглись от Христа. Они находились в великом унынии и недоумении. И только свидетельство жен-мироносиц о том, что воскрес Господь, возбудило, как сказано о них, “еще не верующим им и чудящимся от радости“ (Лк., 24, 41).
Сегодня особый день – не Троица, а именно Духов день – это день рождения Церкви, сошествие Святого Духа на учеников и апостолов Христовых, когда они, будучи просто людьми, получили такую благодать, которой никто не смог противиться в этом мире, да и в будущем никто не может противиться силе Божией, благодати Божией.
Как же важно понимать, что в жизни каждого из нас до тех пор, пока нас не коснется благодать, до тех пор, пока благодать Святого Духа не сойдет на нас, мы не можем ничего доброго в этой жизни совершить. Но для того, чтобы эта благодать сошла, нужно быть готовым к ее принятию. Очень важно понимать, что сила Божия, которая дается нам, может нами быть использована во зло. Если мы будем молиться так, как сказал Господь: “Скажите горе сей: поднимись и ввергнись в море – и будет по слову вашему“ (Мк. 11, 23), – сколько же зла будет в мире!
Есть такая старая русская пословица: «Если бы Господь послушал худого пастуха, то всё бы стадо погибло». Сколько проклятий посылают люди друг другу, сколько зла держится друг на друга, и милостив Господь, что у нас нет силы и нет этому злому места в жизни и действия.
И только тогда, когда мы бываем очищены от своих пристрастий и страстей, Господь нам посылает Свою благодать с тем, чтобы мы ее использовали не в личных корыстных целях, не во зло, а во благо людей. И это ответ на вопрос: где же та благодать? Она рядом. Просто, по милости Божией Господь не дает ее нам, чтобы мы не натворили много зла.
Мы должны учиться одному – смирению и любви, смирению не как преклонению перед сильными, смирению не как слабости, а смирению как благоговению перед Богом, перед Его Святой волей.
Когда мы в молитве “Отче наш“ читаем “Да будет воля Твоя“, – в этом такая сила и такая глубина!.. В этих словах заключается самая суть, которая подготавливает нас к принятию Духа Святого, отказаться от всего своего – но это так трудно!.. Я могу отказаться от зла, но от своего доброго как я могу отказаться? Но нужно отказаться от всего: «И да будет, Господи, воля Твоя», – не моя, а Твоя. И когда мы поверим в то, что Его воля, благая и совершенная, будет, действительно, спасительна для меня и окружающих, тогда мы откажемся от своей воли, тогда смиримся и тогда только мы и получим эту благодать.
Но еще одно условие, необходимое для получения благодати Духа Святого, – это любовь. А любовь – это самозабвение, любовь – это божественное, святое чувство, когда человек не думает о себе. Самое лучшее в истории человечества – и до Христа, и после Христа – совершалось тогда, когда люди забывали о себе, когда человек не помнил себя, а во имя ближнего – как в Евангелии сказано: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя“ (Ин. 15, 13).
Самое лучшее, что есть в человеке, – это самозабвение, это любовь. Но страх потерять свое благополучие, страх быть поруганным, страх быть непонятым, страх быть потерянным, страх быть несчастным не дает человеку возможности полюбить, забыть о себе. Но ведь именно в любви совершается все самое лучшее в этой жизни. Лучшие художники, лучшие поэты, лучшие архитекторы – все те, кто что-то дал в этот мир, всё открывалось им тогда, когда они забывали о себе. Только в самозабвении происходит наше слияние с Божественной благодатью, а до тех пор, пока мы думаем о себе и живем собою, сколько бы мы ни смирялись, – не будет этой благодати.
Сегодня, в день сошествия Святого Духа, наверное, каждый из нас вопрошает Господа, как некогда Н.А. Мотовилов вопросил прп. Серафима Саровского: “Господи, почему сегодня дни не такие христианские, как были раньше, в I, II, III веке?“ И ответ очень простой, который дал прп. Серафим: он не сказал, что не хватает чего-то, – он сказал, что не хватает только одного – решимости: решимости отказаться от своей воли, решимости смириться и решимости полюбить, полюбить Бога и ближнего.
И та же самая Благодать, что сошла на апостолов две тысячи лет назад, будет так же сходить на каждого из нас, но эта Благодать будет целебна и врачебна для каждого из нас и для тех, кто рядом с нами.
И да поможет нам Господь понять и разуметь эти простые истины о смирении, о любви и об отказе от своей воли и преданности Богу, верности Ему, доверии и всецелому упованию на то, что Его воля – благая и совершенная, а у меня в жизни только одна задача: услышать, что хочет Господь от меня, и выполнить то, что Он хочет.
Всех вас благодарим за святые молитвы, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин».
В день престольного праздника Лавры множество богомольцев причастилось Святых Христовых Таин.
Свято-Троицкая Сергиева лавра http://www.stsl.ru/news/all/v-den-svyatogo-dukha-arkhiepiskop-feognost-vozglavil-prestolnyy-prazdnik...