В Москве открылась выставка современной иконы из собрания Валаамского монастыря

16 декабря 2019 года в Гильдии храмоздателей в Москве состоялось торжественное открытие выставки современной иконы из собрания Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Это совместный проект: помимо икон, которые привез из обители ее наместник епископ Троицкий Панкратий, Гильдия храмоздателей представляет свою постоянно обновляющуюся коллекцию современных икон и других произведений церковного искусства.

Открывая выставку, епископ Панкратий сообщил, что «на двух кораблях» он доставил с Валаамского архипелага несколько десятков икон, которые являются частью собрания Музея современной иконы. О замысле такого музея, единственного в России, архиерей впервые рассказал в 2015 году на открытии выставки «Современные иконописцы России», организованной совместно Валаамским монастырем и Содружеством «Артос» в галерее «Царская башня». Через несколько месяцев, после завершения ремонта в зимней паломнической гостинице Валаамского монастыря, музейная коллекция будет размещена там. А пока, до мая 2020 года, работы ведущих современных иконописцев можно увидеть в Гильдии храмоздателей. «Эту выставку можно считать первой презентацией Валаамского музея», – сказал владыка.

В отдельном помещении Гильдии размещены иконы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова, Ирины Зарон, Андрея Давыдова, Максима Шешукова, Ольги Шаламовой, Георгия Гашева, Ивана Кусова, Людмилы Ждановой и других. По словам искусствоведа Ирины Языковой, автора экспликации выставки, эти иконописцы «представляют лицо современного российского иконописания». «Это настоящие художники, мастера высокого уровня, сочетающие духовность и профессионализм. Их иконы и росписи украшают храмы по всей стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою неповторимую авторскую манеру, но вместе с тем это иконописцы, прочно укорененные в традиции», – полагает искусствовед.

Епископ Панкратий отметил: «Это то, что очень важно увидеть. Да, это не намоленные древние образы (мы их тоже собираем). Но такая коллекция необходима, потому что это уникальная возможность увидеть вместе работы мастеров современной иконописи, которые [рассредоточены] по храмам, частным собраниям в России и за рубежом. Кроме того, иконопись в какой-то мере идет впереди всего литургического искусства, которое должно наполнять храмы, в том числе и архитектуры. Иконопись может быть здесь первооткрывателем».

Архипастырь пояснил, что современная иконопись в лучших своих проявлениях наглядно показывает, «как может соотноситься канон и творчество». Это особенно важно, учитывая нынешние крайности: в качестве одной из них владыка Панкратий упомянул проект «Икона после иконы», а другую характеризует слепое копирование древних образцов, «тиражирование – проклятие нашего века». Собранная на Валааме коллекция позволяет тем, кто учится иконописи и изучает ее, понять, как можно сочетать канон, творческий поиск, без которого не может быть развития церковного искусства, и то, что делает икону моленным образом, – ее духовное содержание.

Председатель правления Гильдии храмоздателей заслуженный архитектор России Андрей Анисимов поздравил гостей с открытием Валаамской выставки и обратил внимание на собрание самой гильдии, которое представляет работы не только иконописцев, но и архитекторов, скульпторов, мозаичистов, резчиков, мастеров прикладного искусства. «Профессионализм – один из непременных критериев при отборе», – подчеркнул Андрей Анисимов. «Современное церковное искусство должно развиваться в профессиональной среде», – сказал он, напомнив об ответственности нынешних мастеров, по произведениям которых будущие поколения будут судить об уровне церковного искусства нашего времени.

Протоиерей Андрей Юревич, полагает, что направление развития церковного искусства задает архитектура, а «иконопись уже догоняет архитектуру». Но главная мысль выступления священнослужителя сводилась к «бесперспективности охранительной позиции» в церковном искусстве. «Господь не призывает зарывать и хранить талант в земле, но приумножать его, в дело пускать. Надо развиваться, двигаться дальше. 30 лет уже прошло после перестройки, и, слава Богу, развитие есть», – сказал священник, приведя в качестве яркого примера произведения, выставленные в Гильдии храмоздателей.

Краткая справка

В экспозицию входят более 100 работ современных мастеров церковного искусства, в том числе архитектора Андрея Анисимова, ювелиров Юрия Федорова и Матвея Гребенникова, скульпторов Сергея Антонова и Анатолия Камелина, а также большая часть богатой коллекции Валаамского монастыря. Многие работы показаны широкой публике впервые.

Экспозиция продлится до мая 2020 года. Ознакомиться с работами можно по четвергам с 17.00 в выставочном пространстве Собрания мастеров Гильдии храмоздателей. Адрес: 2-я улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

Гильдия храмоздателей – профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области христианского искусства, основанная в 2014 году с целью возрождения традиции храмоздания и обеспечения ее преемственности. В Гильдию входят архитекторы, художники, искусствоведы, как миряне, так и священнослужители.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь
Алексеевский женский монастырь в Угличе
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь
Климовский Покровский мужской монастырь
Вознесенский мужской монастырь г. Сызрань
Сяндемский Успенский женский монастырь
Мужской монастырь Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь
Успенский Николо-Васильевский мужской монастырь Донецкой епархии
Алатырский Троицкий мужской монастырь