В Оптиной пустыни завершились духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского»

8 июля 2023 года, в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских свою работу продолжил духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни»

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества, именно поэтому в рамках проекта на открытых лекциях и на встрече-дискуссии были подняты темы семьи и сохранения традиционных ценностей.

С 10 часов утра в селе Губино на прихрамовой территории церкви Зачатия Иоанна Предтечи проходила встреча-дискуссия на тему «Любовь, семья и верность» с протоиереем Андреем Ткачевым, протоиереем Артемием Владимировым и архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). В начале мероприятия модератор дискуссии Анна Шафран представила всех участников, после чего слово было передано отцу Андрею. Дискуссию продолжил пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Отец Мелхиседек сказал о значении монашества в жизни семьи, отметив, что христианский идеал у всех, как у монашествующих, так и у семейных людей, един. Для создания и сохранения семьи необходимо придерживаться этого идеала, который как раз в подлинном виде сохраняет монашество. Далее свои мысли о понятии любви и семейных ценностях высказал протоиерей Артемий Владимиров. Затем последовали вопросы от слушателей.

Одновременно со встречей-дискуссией в Оптиной пустыни проходил круглый стол Фонда Достоевского. В течение трех часов на круглом столе было поднято множество различных тем: творческое наследие Федора Михайловича, значение монастырей в жизни российского общества, тонкости в понимании глубинных творческих идей русского классика. Конечно, много говорилось о личности писателя, о его внутреннем борении и о значении Оптиной пустыни в его духовном пути. В кругом столе принимали участие: основатель и президент Фонда Достоевского И.Л. Волгин, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова В.Т. Третьяков, филолог-языковед В.Д. Ирзабеков, директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман, поэт Н.В. Кондакова, писатель Е.А. Попов, поэт Е.Л. Берлин, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г. Гачева, искусствовед И.С. Соловьева, исполнительный директор Фонда Достоевского Е.А. Волгина, автор серии книг о святых в «ЖЗЛ»  К.П. Ковалёв-Случевский, доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), профессор Литературного института им. Горького О.А. Николаева, доктор филологии, специалист по творчеству Достоевского В.Н. Захаров, лаборант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Прощенко, директор петербургского литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.Т. Ашимбаева, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса» С.Л. Шараков, научный сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Н.Ю. Прокопчук, научный сотрудник Государственного литературного музея (Москва) П.Е. Фокин, президент Российского общества Достоевского Б.Н. Тихомиров, главный хранитель «Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского» Н.В. Караваева.

После общей молитвы вступительное слово произнес И.Л. Волгин. Он задал тему предстоящей дискуссии: «Достоевский в современном мире». Тема достаточно широка, что обуславливается особенностью творчества Федора Михайловича, которое охватывает весь спектр духовных исканий человека. Игорь Леонидович упомянул о характеристике, данной Достоевскому старцем Амвросием после посещения его писателем в 1878 году, и уточнил, что слова «этот кающийся» входят в прямую параллель со словами старца о Л.Н. Толстом: «горд очень». Это дает ясное понимание о двух совершенно разных путях русских классиков, следовавших к одной цели. 

Интересный ракурс рассмотрения творчества Достоевского выбрал протоиерей Владимир Вигилянский в своем выступлении «Патриарх как исследователь Достоевского». Отец Владимир привел интересные моменты из жизни Святейшего, связанные с писателем. В частности напомнил о его ярком выступлении в 2008 году на канале «Россия» в программе, посвящённой выбору «Имени России». Святейший Патриарх – в то время еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – в трехминутном выступлении доказал,  почему именно Достоевский является одним из самых главных «имен России». Отец Владимир отметил, что частота цитирования Предстоятелем русского классика очень высока, что свидетельствует о действительной важности творчества Достоевского для православного христианина. Далее, вопросом лаборанта факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасии Андреевны Прощенко была открыта дискуссия. Вопрос относился к завету Достоевского о том, что русским царем должен быть христианин. В ходе обсуждения пришли к мысли о том, что история зависит от каждой отдельной личности, и монастырь в этой связи играет существенную роль, – он удерживает мир и указывает людям правильные ориентиры. 

Эмоциональное дополнение о том, что в творчестве Достоевского придается большое значение роли каждого человека в мировой истории, участники круглого стола услышали от Анастасии Георгиевны Гачевой, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы РАН. После острого вопроса Виталия Товиевича Третьякова об идее человеческих страданий в творчестве Достоевского и о современной тенденции к комфортной жизни открылся целый блок выступлений на тему христианского отношения к скорбям. Здесь свое видение этого вопроса высказали В.Д. Ирзабеков, В.Н. Захаров Е.Л. Бершин, Е.А. Попов, Н.Т. Ашимбаева,  Н.В. Кондакова, П.Е. Фокин.

В завершение круглого стола слово о значение Омской каторги в творчестве Достоевского сказал В.С. Вайнерман. Все выступавшие держались единой идейной линии, прослеживающейся в словах Федора Михайловича: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием». И где, как не в монашестве, эта идея находит свое полное воплощение?  Это в своем выступлении отметил доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский). Отец Симеон сказал, что, «поднимая на знамена Достоевского, нельзя проповедовать комфортную жизнь и гедонизм». В исправлении себя есть наш вклад в спасение мира. Также он напомнил о духовном пути известного проповедника и миссионера ХХ века иеромонаха Серафима (Роуза), который пришел к вере после прочтения произведения Достоевского. В заключение выступления отец Симеон подчеркнул, что Оптина пустынь, живительными соками питавшая русскую литературу в течение целого столетия, сегодня открытием духовно-просветительского проекта символизирует начало нового единения. Все участники выражали благодарность организаторам духовно-просветительского проекта и желали дальнейшего его развития.

Просветительскую линию «Дней Достоевского» продолжили открытые лекции В.Д. Ирзабекова «Несколько слов о любви. Русский язык о семье как о малой церкви» и И.Л. Волгина «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков». В память о супружеском подвиге святых Петра и Февронии на лекциях особое внимание уделялось традиционным семейным ценностям и положительным примерам отношения к браку русских классиков. 

Духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского в Оптиной пустыни» завершились культурной программой в селе Губино, расположенном в 12 километрах от монастыря. 

Подготовила: Дарья Филатова

Фото: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь п. Горные Ключи
Свято-Успенский женский монастырь г. Александрова
Золотухинский женский монастырь во имя преподобного Алексия человека Божия
Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь с. Подгоры
Введенский женский монастырь г. Тихвина.
Иргизский Воскресенский мужской монастырь села Криволучье
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Покровский Александро-Чагринский женский монастырь поселка Кировский
Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь в городе Севастополе
Мужской ставропигиальный монастырь в честь преподобного Паисия Величковского