В Санкт-Петербурге открылась выставка «Лето Господне. Свет Валаама», посвященная 25-летию возрождения монашества в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре.
Часть выставки представляют работы современного фотохудожника Уральской горно-металлургической компании Павла Козионова. На его снимках запечатлена новейшая история древнего монастыря, различные стороны его жизни.
Над одним из своих лучших снимков фотограф Павел Козионов трудился семь лет из одиннадцати. С 2004 года он ездит на Валаам, снимает природу и монастырь, труды насельников обители. Эти работы известны и выставлялись во многих городах России и Европы, в его архиве – тысячи фотографий.
В 2003 году в монастыре начал восстанавливаться Воскресенский скит, вскоре Павел приехал на остров, чтобы запечатлеть процесс возрождения монашеской жизни. Именно тогда началась и работа фотографа на Валааме.
Свободное время Павел также проводит на острове: посещает двунадесятые праздники, снимает визиты гостей. Его глазами мы видим обычную жизнь монастырской братии. Акцент делается не только на лица, но и на действия: ловля рыбы зимой в форелевом хозяйстве, выпекание хлеба, молитва. Один из ярких снимков был сделан на монастырской ферме, которая сейчас также получила вторую жизнь: отец Агапий держит в руках новорожденного теленка.
Монастырь XXI века имеет свой фото-прообраз и в веке XIX. Во второй половине столетия на острове появилась фото-мастерская, в которой трудились до 20 послушников: снимали природу, деятельность братии. Подписи ставили на рамках: «Скалы Ильинскаго скита», «На рыбной ловлѣ», «Братiя на сѣнокосѣ». Историческая важность их несомненна. В музеях, архивах и библиотеках сохранилось всего около 150 снимков, некоторые из них можно найти в сети. Остальные – утеряны.
В настоящее время монастырь постепенно начинает собирать свой архив: от 1989 года, когда на остров вернулись монахи, и до наших дней. Туда входят не только фотографии Павла Козионова, но и снимки, сделанные братией Валаамского монастыря: иеромонаха Савватия, иеродиакона Августина, монаха Анастасия и других. Как и в XIX веке, живущие в обители послушники и монахи фиксируют, практически, каждый день обители. Сотрудники Валаамского музея отмечают, что если сегодняшние фотографии обладают художественной ценностью, то со временем они будут рассматриваться, в том числе, и как историческое свидетельство.