Тверской архиепископ Павел (Пономарев; 1749–1803): материалы к жизнеописанию

Митрополит Тверской и Кашинский Савва

В 2019 году исполняется 270 лет со дня рождения архиепископа Тверского Павла (Пономарева) и 220 лет со времени его возведения в архиерейский сан. Казалось, ему было отпущено не так уж и много – всего 56 лет, но жизнь его была и яркой, и выдающейся. Сегодня мы хотели бы вспомнить основные вехи его судьбы: историю происхождения, получение образования, преподавательскую деятельность, наместничество в Троице-Сергиевой лавре, настоятельство в четырех ставропигиальных московских монастырях, архиерейство на трех знаменитых архиерейских кафедрах.

Будущий владыка родился 4 октября 1749 года в селе Александрова слобода Дмитровского уезда Московской губернии. В крещении получил имя Петр.

Его отцом был Николай Сергеевич Пономарев (1729–1784), диакон собора Рождества Христова. Он всю свою жизнь прослужил в Рождественском соборе: двадцать лет – диаконом (1755–1775), а после рукоположения в иерейский сан в 1775 году почти десять лет – священником (1775–1784), вплоть до своей кончины. Мать – Татьяна Ивановна (род. ок. 1731) являлась дочерью священника Успенского женского монастыря Александровой слободы.

Род Пономаревых был тесно связан с Рождественским собором. Сама фамилия оказалась производной от профессиональной деятельности – ведь и дед, и прадед Петра Пономарева служили соборными пономарями – звонарями соборной колокольни.

Дед, Сергей Васильев Пономарев (ок. 1706 – после 1771) – с 1720 года сорок лет пономарствовал в соборе. В 1755 году был отрешен от должности за малограмотность – «понеже кроме псалмов ничего не умеет», но спустя семь лет – восстановлен в должности и вновь произведен в пономари «в рассуждении его старости, по которой к научению того надежды не видится, и что пономарская должность требует только благовесту и звону и по церкви чистоты». Звонил в соборные колокола еще пять лет. В 1768 году по старости, из-за болезни и слепоты получил окончательное увольнение, уступив свое звонарское место сыну Михаилу.

Прадед, Василий Федоров Пономарев (ок. 1686 – до 1744) служил звонарем при Рождественском соборе в первой половине XVIII века – с 1705 по 1722 год.

Несколько поколений предков Петра Пономарева состояли в духовном сословии, служили Церкви [1]. Это предопределило и его собственную судьбу.

В возрасте 11 лет, 10 января 1760 года, он поступил в духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре. Детство кончилось, началась учеба, теперь и его дом, и его семья остались позади [2].

За годы обучения в семинарии Петр Пономарев зарекомендовал себя прилежным и старательным учеником. Выходец из рода александровских пономарей, он оказался в числе первых семинаристов, благодаря чему получил возможность продолжить образование в Москве. В 1768 году он поступил в Славяно-греко-латинскую академию для углубленного изучения богословия.

Достижения и таланты Петра по достоинству оценил московский митрополит Платон (Левшин), ректор Московской академии, курировавший лаврскую семинарию. По благословению московского владыки Петр стал студентом Московского университета, где изучал иностранные языки, философию, словесность.

И здесь Петр Пономарев стал одним из лучших. Университетский преподаватель немецкого языка Сергей Иванов считал его одним из способнейших учеников: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал…»

После получения блестящего образования – как духовного, так и светского, в 1772 году Петр Пономарев стал преподавателем Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Ему поручили преподавание иностранных языков – французского и немецкого, которыми он сам владел в совершенстве.

Серьезный перелом в его жизни случился в 1775 году, когда он в возрасте 25 лет принял монашеский постриг с наречением имени Павел. Это, действительно, изменило многое – и образ жизни, и образ мысли, и жизненные цели, и род деятельности. Принять монашество он решил по совету и благословению митрополита Платона (Левшина).

Постриг был совершен в июне, а уже в августе, по протекции московского духовного владыки, Павел становится наместником Троице-Сергиевой лавры. Эту высокую должность в самом значительном монастыре России он занимал ровно семь лет – с августа 1775 года до августа 1782. Пребывая в лавре, иеромонах Павел продолжил преподавательскую деятельность – по-прежнему обучал семинаристов языкам и истории.

В 1782 году он возводится в сан архимандрита и ему поручается должность ректора Московской Славяно-греко-латинской академии. Тогда же он становится цензором сочинений духовного содержания.

С этого времени в жизни архимандрита Павла открывается период настоятельства в ставропигиальных обителях Москвы и ближнего Подмосковья. В течение двенадцати лет он управлял четырьмя монастырями:

Заиконоспасским (август 1782 – ноябрь 1783),

Симоновым (27 ноября 1783 – 13 октября 1785),

Воскресенским Ново-Иерусалимским (13 октября 1785 – 14 января 1786),

Новоспасским (14 января 1786 – февраль 1794).

Как видим, Заиконоспасский и Симонов монастыри он возглавлял около года каждый, Новоиерусалимский – всего три месяца, а Новоспасский – значительно дольше – целых восемь лет. В Новоспасском он немало потрудился над благоустройством обители. Так, им были обновлены церкви Знамения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, храм преподобного Сергия Радонежского под колокольней [3].

С 1792 года архимандрит Павел был введен в круг членов Святейшего Синода, в связи с чем довольно много времени проводил в столице. Здесь он был представлен к императорскому двору. 24 ноября 1793 года, в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны, в Большой придворной церкви он говорил слово, посвященное этому государственному торжеству. Его выступление имело успех.

Пребывание в столице, вращение в высших кругах способствовали тому, что вскоре в жизни архимандрита Павла открывается новый этап – архиерейский. 12 февраля [4] 1794 года он был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Прибытие епископа Павла в Нижний Новгород совпало с днем праздника в честь святителя Николая Чудотворца. На следующий день он совершил свою первую Литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. В слове, обращенном к пастве, владыка произнес: «Радуюсь и веселюсь духом, сподобившись узреть Богоспасаемый сей град, и вас купно, о возлюбленная о Иисусе Христе и чада, и братия, и преискренняя моя…»


Биограф нижегородских иерархов архимандрит Макарий (Миролюбов) говорил о нем, как о строгом и целеустремленном правителе: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их» [5]. Действительно, новопоставленный архиерей был нетерпим к порокам и невежеству в среде духовенства, настойчиво и решительно карал за их проявления. В качестве мер наказания применялись ссылка «в монастырское подначальство» в черные труды, временный запрет в священнослужении, лишение священного сана. Преосвященный Павел часто посещал различные приходы своей епархии, лично проверяя состояние дел на местах. Выступал против раскольников, действуя последовательно и целенаправленно.

Новый нижегородский владыка озаботился состоянием образования в своей епархии. Приложил усилия к улучшению дел в Нижегородской духовной семинарии, удвоил денежное содержание этого учебного заведения. В то же время он предъявил более строгие требования, как к преподавателям, так и к ученикам. Распорядился, чтобы дети духовного звания по достижении ими десятилетнего возраста поступали в духовную семинарию; требовал, чтобы семинаристы проживали в казенных корпусах, под надзором их наставников.

В Нижнем Новгороде Преосвященный Павел сделался известен императору Павлу, который посетил этот город в 1797 году. Для встречи государя Спасский собор был спешно отремонтирован, для священнослужителей изготовлены новые ризы, а певчие одеты в форменные платья.

26 октября 1798 года по указу Синода епископ Павел возглавил Тверскую епархию.

Последнее богослужение в кафедральном соборе Нижнего Новгорода владыка совершил 24 ноября. В своем прощальном слове он обратился к пастве со словами благодарности. «Во-первых, – говорил он, – благодарю Бога, сподобившаго меня потрудитися в вас и подкреплявшаго мя на пути труда; а притом благодарю и вас, братия, яко восприяли меня с любовию и облегчали труды мои вашим охотным слушанием и усердием» [6].

За усердную деятельность в Нижегородской епархии епископ Павел был награжден орденом святой Анны 1-й степени. Памятником его нижегородского архиерейства явился новый большой колокол кафедрального Спасо-Преображенского собора – главного храма епархии. Он весил почти 12 тонн (715 пудов), был отлит 2 ноября 1795 года; в надписи, имевшейся на нем, было увековечено имя «Преосвященнейшего Павла, епископа Нижегородского и Алаторского» [7].

Из Нижнего Новгорода к месту своего нового назначения – в Тверь Павел отправился 2 декабря 1798 года. Тверским владыкой он оставался больше года. Впрочем, немалую часть этого срока он провел в российской столице – Санкт-Петербурге, этого требовала от него необходимость присутствия в Священном Синоде.


Пребывая на Тверской архиерейской кафедре, епископ Павел был удостоен возведения в сан архиепископа. Это произошло 15 мая 1799 года [8].

26 декабря 1799 года архиепископ Павел получил новое место служения – был поставлен во главе Ярославский епархии. По отзывам современников, в Ярославле, как и в Нижнем Новгороде, его считали человеком строгим и даже суровым. Однако его строгость сопрягалась со справедливостью и милосердием.

Его самоотверженные труды были вознаграждены вручением ему в 1801 году ордена святого Александра Невского.

В 1803 году ярославский архиерей лишился членства в Синоде. Как отмечают его биографы, это стало для него серьезным ударом и, вероятно, приблизило его кончину: «он, обладавший до этого цветущим здоровьем, заболел, и развившаяся в нем после удара болезнь истощила его силы и свела в могилу» [9].


Архиепископ Павел скончался 19 марта 1806 года. Восемь дней его тело пребывало в храме архиерейского дома, куда жители Ярославля стекались для прощания со своим пастырем. 28 марта он был похоронен в кафедральном Успенском соборе, с правой стороны, «у стены близ входа в теплый собор». Место захоронения обозначало мраморное надгробие [10].

Если обратиться к хронологии его жизни и попытаться выделить определенные этапы его судьбы, получится следующая картина:

1749–1760 – воспитание в семье (Александрова слобода)

1760–1772 – получение образования: семинария, академия, университет (Троице-Сергиева лавра, Москва)

1772–1782 – преподавание в семинарии, наместничество в лавре (Троице-Сергиева лавра)

1782–1794 – настоятельство в ставропигиальных монастырях (Москва)

1792–1803 – членство в Священном Синоде (Санкт-Петербург)

1794–1806 – архиерейство (Нижний Новгород, Тверь, Ярославль).

Получивший прекрасное образование и наделенный немалыми талантами, архиепископ Павел известен как переводчик, проповедник и церковный историк.

Знание языков позволило ему заниматься переводами иностранных книг на русский язык. В основном его интерес был обращен к французским изданиям. Один из его переводов – история о Фивском полководце Эпаминонде, в конце XVIII века был издан и получил широкую известность [11].

Пребывая в Троице-Сергиевой лавре, он изучил ее историю и в 1782 году выпустил в свет описание этой прославленной обители. За последующие тридцать лет оно выдержало девять переизданий [12].


Архиепископ Павел был известным проповедником своего времени. Произнес немало слов и проповедей. Некоторые из них известны во фрагментах. Полностью опубликовано всего одно его слово, произнесенное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны [13]. Современники считали его образцовым, классическим. Наряду с подобными произведениями митрополитов Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова), оно помещалось в русские хрестоматии.

Будучи членом Российской Академии, архиепископ Павел трудился над составлением «Словаря Академии Российской», составил примечания к его 5-й и 6-й частям.

Итак, тверской владыка Павел (Пономарев) прожил достойную жизнь, вместившую немало значительных свершений. Внук и правнук церковных пономарей, он получил отменное образование, сделал выдающуюся духовную карьеру, достиг вершин церковной власти. Наиболее ярко в его судьбе проявились лаврское наместничество, новоспасское настоятельство и ярославское архиерейство.

Тверскую епархию он возглавлял относительно недолго, но имя его навеки вписано в плеяду тверских духовных владык.


Библиография

Сочинения и переводы архиепископа Павла

Павел (Пономарев), иером. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829.

Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). М., 1774.

Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. СПб., 1793.

Историческая литература об архиепископе Павле

Архиепископ Павел (Пономарев) // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896–1913. Т. 13. С. 71–72.

Архиепископ Павел (Пономарев) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907. Т. 22-а (кн. 44). С. 547.

Дурново Н. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М., 1888. С. 24, 42, 58.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. СПб., 1827. Т. 2. С. 144-145.

Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. Ярославль, 1869. С. 38.

Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1868. Вып. 4. Отд. 2. С. 68–69.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857. С.  80–187.

Сергия (Каламкарова), монахиня. Город Александров. Собор Рождества Христова: священнослужители // Успенский женский монастырь города Александрова: сайт. URL: http://alexandrov-obitel.ru/?p=4395 (дата публикации 12.01.2017)

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323–324, 354–355.

Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 350–352, 372, 374, 505–506.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб., 1885–1888. Т. доп. С. 17–19.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 145, 147, 152, 160, 334, 445, 607.

Титов А. А. Павел Понамарев, архиепископ Ярославский и Ростовский (1749–1806) // Русский архив. 1910. С. 439–445.

Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 147–149.


[1] История рода Пономаревых в XVIII веке исследована монахиней Александровского Успенского монастыря Сергией (Каламкаровой).

[2] Прежде чем мы расстанемся с семьей Петра Пономарева, скажем несколько слов о его братьях. Петр был самым старшим в семье, у него было три младших брата. Все трое, как он, закончили Троицкую духовную семинарию, но их судьбы сложились по-разному. К примеру, Козьма (род. ок. 1757) на церковном поприще отнюдь не преуспел. В 1784 году, когда умер их отец, мать хлопотала, чтобы Козма занял его место в штате Рождественского собора, но экзамен, устроенный ему в духовной консистории, показал, что он не годится быть не только священником, но и даже пономарем: «в чтении так туп, что некоторых речей и складывать не умеет, в пении вовсе недостаточен, а потому не только священником или диаконом быть неспособен, но и понамарской должности исправить не может». В итоге, в том же в 1784 году Козьму отчислили из духовного звания в светское ведомство. Адриан (род. ок. 1759), вероятно, стал священно-церковно-служителем. А младший, Стефан (род. ок. 1765), после семинарии продолжил образование в Московском университете, так же, как и самый старший брат Петр.

[3] Восьмилетнему настоятельству архимандрита Павла в Новоспасском монастыре мы надеемся посвятить отдельное исследование.

[4] По другим сведениям – 20 марта.

[5] Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857. С. 182–183, 184.

[6] Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии … С. 185–186.

[7] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857.

[8] Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 148.

[9] Титов А. А. Павел Понамарев, архиепископ Ярославский и Ростовский (1749-180) // Русский архив. 1910. С. 443–444.

[10] Титов А. А. Павел Понамарев … С. 444.

[11] Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). М., 1774.

[12] Павел (Пономарев), иером. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829.

[13] Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. СПб., 1793.

Савва, митрополит Тверской и Кашинский,
доктор церковной истории

Материалы по теме

Предстоятель:

Новости:

Публикации:

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Памяти иеросхимонаха Ермогена (Шаринова), духовника Новоспасского мужского монастыря
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Памяти иеросхимонаха Ермогена (Шаринова), духовника Новоспасского мужского монастыря
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь