24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти святых равноапостольные Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архиепископ Верейский Амвросий совершил в обители воскресные богослужения.
Всенощное бдение и Божественная литургия состоялись в монастырском соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили насельники обители: иеромонахи Марк (Святогоров), Никон (Париманчук), Иннокентий (Присадков), Афанасий (Дерюгин), Андроник (Пантак) и Филарет (Трунин), иеродиаконы Серафим (Чернышук), Агафангел (Давлатов) и Савва (Салюк).
Церковные песнопения исполнил хор Сретенской семинарии под руководством Марка Качанкина.
Православный телеканал «Союз» осуществлял прямую трансляцию богослужений.
После чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший владыка Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором напомнил о том, что Господь исцелял больных в субботу, показывая Своим примером, что главное – придерживаться закона любви, а не буквы.
«Когда мы слышим или сами читаем Священное Писание, то нередко слышим слова о законе и его исполнении. Вот и в сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его, – подчеркнул архиерей в своем слове. – Более того, Он говорит, что ни одна самая малейшая часть закона не исчезнет, пока не завершится всё временное. Но вместе с тем мы знаем, что законники и фарисеи очень часто упрекали Христа именно в нарушении закона. Так почему же тогда Господь говорит, что Он пришел исполнить закон?
Есть два подхода к исполнению закона: формальный и смысловой. Из евангельского текста мы можем понять, что претензии фарисеев носили, прежде всего, формальный характер. И если мы заглянем немного внутрь себя, поразмышляем над своим собственным опытом, то поймем, что мы и сами нередко следуем этому формальному подходу и это отражается даже в нашей повседневной церковной речи. Как часто мы, например, говорим, что вычитали правило. И вот эту неправильность исполнения молитвенного правила мы порой даже осознаем, но как подчас непросто нам сделать следующий шаг и понять, что эта неправильность как раз и входит в смысловое противоречие с законом. Жить в формальном соответствии с правилами относительно просто, ведь все сложные этические дилеммы при таком подходе решаются очень просто, в строгом соответствии с инструкцией, даже если при этом кто-то страдает или оказывается лишенным любви.
Смысловой подход к закону гораздо сложнее – он требует от нас всегда внимательности, прежде всего, по отношению к другому. Он требует всегда личностного отношения, персональной ответственности за свои поступки, он требует от нас всегда поступать правильно иногда даже вопреки формальному правилу.
Действительно, Христос идет и исполняет весь закон, прежде всего, по его смыслу, по содержащейся в нем глубинной сути, а именно в согласии с главным правилом любви. Он исцеляет в субботу, прикасается к умершим и воскрешает их, принимает смерть тем образом, который считается проклятием, делает символ ужаса и смерти символом любви и вечной жизни».
В завершение богослужения архиепископ Амвросий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства:
«Сегодня мы все: братия святой обители сея, учащие и учащиеся духовной семинарии, прихожане святой обители сей – поздравляем сердечно Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства – все мы, кто молился сегодня в монастырях и храмах нашей Церкви, которая распространена по лицу земли. Мы желаем Его Святейшеству мирного и благого жития, помощи Божией в несении трудного креста – креста Патриаршего.
Люди, которые не знают, что такое ответственность за других, не понимают и часто осуждают. Но те, кто сам чувствует эту ответственность ежедневно, еженощно, думает о том, чтобы Церковь была управляема по воле Божией, молятся о том, чтобы воля Божия, а не наша человеческая, эгоистичная, совершалась в этом мире. Они понимают, сколь тяжела эта ответственность и сколь непрост этот крест, сколь непроста риза, в которую облачается Предстоятель, – риза, подчас разрываемая со всех сторон.
Мы желаем Его Святейшеству благого и мирного жития, чтобы Господь укрепил его, дабы он право правил слово Христовой истины и через него совершалась в жизни нашей Церкви воля Божия, всеблагая и всесовершенная».