В канун празднования памяти Донской иконы Пресвятой Богородицы (19 августа/1 сентября) в Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь прибыла новая святыня - точная копия древнего чудотворного образа.
Из Донского мужского ставропигиального монастыря образ доставил клирик нашей обители иерей Михаил Овсянников. Список Донской иконы написан в меру первообраза и является точным подобием одной из самых почитаемых икон Божией Матери в Русской Православной Церкви. Обитель преподобного Стефана украсилась еще одной святыней, соединяющей духовными узами наш монастырь с одной из древнейших московских иноческих обителей.
Краткая справка
По преданию, Донской образ Пресвятой Богородицы был принесен в 1380 году на Куликово поле донскими казаками из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию.
Святой князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а впоследствии, по сооружении Благовещенского собора, перенёс образ туда. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская.
По другой версии, эта икона Божией Матери была поставлена князем Димитрием в Успенском соборе не Москвы, а села Коломенское. В 1558 году перед походом на Казань царь Иоанн Васильевич Грозный, остановившись в Коломенском, долго и усердно молился перед этой иконой Богоматери о даровании победы русскому оружию. После взятия Казани царь распорядился перенести Донскую икону Богородицы в Московский Благовещенский собор.
Многократно через Донскую икону Пресвятая Богородица являла свое небесное покровительство нашему Отечеству.
В 1591 году, когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в русские пределы и, подойдя к Москве, остановились на Воробьёвых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы.
Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему свою помощь. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.
В благодарность Пресвятой Богородице за милость, явленную через Донскую икону Божией Матери, в том же году был основан Донской монастырь, в котором был поставлен список с чудотворной иконы Богородицы. Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском монастыре.
В 1598 году Донской иконой святой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова.
В последующие столетия Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к которой прибегали как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия.
В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито.
В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы 1677–1678 гг. и Крымские походы князя В. В. Голицына 1687 - 1689 гг.) почитание чудотворного образа особенно усилилось, а с воцарением Петра I и взятием им Азова в 1696 г. Донская икона Божией Матери навсегда стяжала славу защитницы южных границ России.
Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.
До революции чудотворный образ находился в иконостасе Благовещенского собора кремля, на левой стороне от царских врат. После раскрытия иконы из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. и до наших дней образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Пресвятой Богородицы, образ из Третьяковской галереи привозят в Донской монастырь, где он становится доступным для поклонения верущих.
"Вот и “Донская” наступила. Небо – ни облачка. С раннего утра, чуть солнышко, я сижу на заборе и смотрю на Донскую улицу. Всегда она безлюдная, а нынче и не узнать: идет и идет народ, и светлые у всех лица, начисто вымыты, до блеска. Ковыляют старушки, вперевалочку, в плисовых салопах, в тальмах с висюльками из стекляруса, и шелковых белых шалях, будто на Троицу. Несут георгины, астрочки, спаржеву зеленцу, – положить под Пречистую, когда поползут под Ее икону в монастыре.
С этими цветочками, я знаю, принесут они нужды свои и скорби, всякое горе, которое узнали в жизни, и все хорошее, что видали, – “всю свою душу открывают… кому ж и сказать-то им!" Иван Шмелев, "Лето Господне"