В Троице-Сергиевой лавре состоялось архиерейское богослужение

1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания из Рая, Прощеное воскресенье, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось архиерейское богослужение.

В этот день Божественную литургию в Троицком соборе обители совершили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност и наместник обители прп. Сергия епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии монастыря в священном сане.

Церковные песнопения исполнил знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).

Во время причащения духовенства проповедью перед молившимися в храме произнес директор Патриаршего Издательско-полиграфического центра архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Его Высокопреподобие напомнил присутствовавшим о библейской истории изгнания Адама из Рая и отметил следующее: «Цель поста не воздержание от какого-либо рода пищи. Пост состоит именно в борьбе с нашими страстями, которые нас одолевают и не дают нам соединиться с Богом».

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

У разных народов в разное время были разные точки отсчета нового года. У кого-то весной, у кого-то осенью, у кого-то зимой. В разные времена люди считали, что это начало нового года. Но для православного человека год, наверное, начинается с Прощеного воскресенья.

За год все накапливают много зла, обид, раздражения, неудовольствия, и Святая Православная Церковь подготавливает нас к Святой Великой Четыредесятнице, а затем к Пасхе. Именно Прощеное воскресенье – это преддверие нового года, это начало, необходимое условие того, что ты будешь жить в Боге и жить благословенно. Трудно человеку очистить свое сердце до конца, но только тогда, когда человек отпускает и очищает свое сердце, только тогда начинается новая жизнь и начинается новый год. Простить – что это значит? Что стоит за этим словом?

Прежде всего, прощает только Бог – мы можем лишь отпустить, но не простить. Прощение от Бога. Что стоит за прощением? Корень его – это любовь. Только тот, кто любит по-настоящему, может простить. Но вместе с тем прощение не имеет ничего общего с безнаказанностью. Если человек любит, то он требует. И наказание – это вразумление. Когда человек отпускает, он вместе с тем требует, чтобы больше этого не повторилось.

Что стоит за непрощением? За неумением простить стоят гордыня, эгоизм и эгоцентризм. Когда весь мир человека замыкается в нем самом, когда он вольно или невольно, сознательно или бессознательно считает именно себя центром мира. И, конечно, из этого центра ему трудно простить других, которые не видят его “величие“, его “мессианские“ качества. Такой человек впадает в обиду. Именно обида на других и жалость к себе являются признаками болезни, которая называется гордыня.

У каждой болезни есть признаки: у какой-то температура, у другой кашель, у третьей другие симптомы. Признаки гордыни – это обида на других и жалость к самому себе, одиночество и отчуждение. Это свидетельство того, что человек находится в глубокой гордости, и он при всем своем желании не может простить. Он может сказать: “Прости“, а сердце его останется холодным как лед. Но по-настоящему простит только тогда, когда поймет, что он не в центре мира, что он такой же, как и все, и у него нет никакой сверхзадачи, что он просто человек, который ходит под Богом, как и все остальные.

Когда мы пытаемся понять, почему мы не можем простить ближнего, то ответ очень прост: по своей гордыне, по своему эгоизму, по эгоцентризму. И, наоборот, тогда, когда мы с любовью и радостью видим в ближнем нашего брата, даже если он и болен этой гордынею, то это не повод, чтобы осуждать его. Если мы придем в онкологическую клинику, мы же не будем осуждать больных, которые лежат при смерти. Точно так же, когда мы видим человека, который одержим гордыней, – это такой же рак, только рак души: мы не будем его осуждать – кроме скорби, кроме сочувствия, у нас не будет других чувств.

Простить можно только тогда, когда ты поймешь, что гордыня – это болезнь, самая тяжелая из всех болезней, которые есть на свете. Ни рак, ни коронавирус, ни другая болезнь не страшнее гордыни. Самая страшная – гордыня, потому что она убивает не только душу, но и тело. Потому в день Прощеного воскресения, еще и еще раз заглянув внутрь себя, даже когда мы обнаружим гордыню, а она, к сожалению, живет в нас в той или иной мере, следует осознать, что наши ближние также больны этой тяжелой болезнью. Тогда в сердце будут сострадание и любовь к ближним. Но вместе с этим следует всегда помнить, что доброта не имеет ничего общего с безнаказанностью, а любовь ничего не имеет общего со вседозволенностью.

Только любовь, которая сопряжена с состраданием и с требовательностью, способна донести эти простые и добрые истины. Да поможет нам Господь каждому в свою меру осознать это, а если мы и не можем не то что избавиться, а даже осознать, на это есть покаяние. Это великое, спасительное таинство.

Мы каемся во всех грехах, но самые страшные грехи – это эгоизм и эгоцентризм, которые есть производные гордыни. Благословение Господне на нас. С нами Бог. Он, как мы читаем в благодарственных молитвах, Врач душ и телес, потому не будем пугаться и ужасаться тех мерзостей, которые у каждого в какой-то мере присутствуют в душе. Мы под Богом ходим, и покаяние не имеет ничего общего с самопоеданием и самобичеванием. Покаяние всегда есть радость, а в любви всегда есть место прощению. Аминь».

Фото: Владимир Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ