На попечении братии Успенской Святогорской лавры остается около 300 беженцев.
«Конечно, сейчас количество беженцев уменьшилось. Если раньше у нас около 1000 человек проживало, а 3–5 тысяч в день мы кормили, из них, примерно, 1,5 тысяч – дети, то в настоящее время у нас живет около 300 человек, из них 60 деток», – сказал наместник обители митрополит Святогорский Арсений.
По его словам, это жители прифронтовых зон и люди, потерявшие кров над головой в ходе военного конфликта на Донбассе. При малейшем перемирии или затишье они стараются вернуться в свои дома – полуразрушенные, с выбитыми окнами, пробитыми крышами, хотят жить в своем доме.
Свои слова архиерей проиллюстрировал двумя примерами.
«У одной семьи беженцев есть старый "Жигуленок". Так вот я заметил, что в выходные женщина из этой семьи открывает машину и просто сидит в ней. Я спросил: "Почему так?" А она ответила: "Владыка, мы у вас живем уже три года, горячая и холодная вода есть, и отопление, и забота есть, и на службы ходим, но я когда в машине сижу, то как будто бы я дома". Вот какая у людей тоска!» – отметил наместник Святогорской лавры.
«Или, к примеру, живет у нас бабушка, ей 80 лет. Дом у нее разрушен, восстанавливать некому, да и, учитывая пенсию, не за что. Кто в наше время такого человека примет? Или семья с детками: поехали домой, а через два дня вернулись: "Ну что делать, Владыка? Как ночь – так обстрелы, штукатурка с потолка сыплется, стены ходуном. Посидели в своем доме. Страшно. Вот и вернулись назад», – рассказал митрополит Арсений.
Иерарх заметил, что во время недавнего визита Блаженнейшего митрополита Онуфрия в Святые Горы многие люди улыбались и плакали, чего не наблюдалось в последние годы.
«В нашем регионе люди давно забыли о таком явлении, как слезы радости. По таким слезам люди даже соскучились. Ведь сейчас много слез по иным причинам проливается, особенно в нашем регионе. Люди плачут от скорбей, смерти близких, бедности. А когда уныние обуревает и неясно, когда же закончится противостояние сил, люди надеются только на Господа Бога. Потому те слезы и улыбки верующих – это не просто так! Это душа человека радуется. Люди приезжают сюда и ощущают, что они кому-то нужны», – заключил митрополит Арсений.