25 сентября 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.
Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы митрополит Каширский Феогност; председатель Комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа).
Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.
Предстоятель Церкви обратился к участникам Собрания с такими словами: «Всех вас сердечно приветствую и выражаю радость по поводу нашей встречи. Время от времени Патриарх должен встречаться с представителями монашества – во-первых, сказать о том, что на душе лежит, но также и самому что-то услышать, потому что многое формируется в сознании Патриарха от того, что он получает со стороны как духовенства, так и монашествующих. Вы прибыли из разных епархий нашей Церкви, и, конечно, замечательно, что встречи в таком формате у нас проходят практически ежегодно». Затем Предстоятель Церкви зачитал основной доклад.
Далее с докладом «Монашеский подвиг как путь христианской аскезы» выступил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Говоря об аскезе, как об осознанном усилии, применяемом человеком для достижения поставленной цели, Его Высокопреосвященство напомнил, что христианская аскеза призывает нас применять усилия для обретения свойств души, необходимых, по слову Евангелия, для спасения. Целью аскезы является перемена состояния души человека, уподобление ее Христу, богочеловеческой личности Спасителя, восприятие Его жизни и учения. Сущность изменения заключается в общении с Богом и в первую очередь предполагает наличие в человеке любви как свободного стремления к воссоединению со Христом. Воплотившись на земле, Господь явил нам Свое совершенное богоподобное достоинство, показал людям, каким должен быть человек. Однако достижение этого состояния, отметил митрополит Зиновий, невозможно при помощи только лишь собственных усилий.
Христианская жизнь и нравственное подвижничество – это понятия, неразрывно связанные между собой. Аскетизм коренится в самой сущности христианства. Но святость может быть лишь результатом нераздельного взаимодействия благодати Божией и человеческой воли, направленной к добру. Благодать восполняет недостаток собственных сил человека, но сам человек не может и не должен рассчитывать на совершение благодатью дела спасения без его участия.
Смирение сопутствует нравственной деятельности, служит для нее мотивом, основой, но не исключает эту деятельность. Также митрополит Зиновий говорил о значении покаяния, самоотречения, послушания как необходимых составляющих христианского аскетического подвига. Особо остановился владыка на верности тому делу, ради которого иноки оставляют мир. Она необходима во всяком деле, но особо необходима в монашеской жизни, которая названа наукой из наук и искусством из искусств. В качестве вдохновляющего примера митрополит Зиновий напомнил о том, что в истории монашества было много монастырей, насельники которых достигали совершенства и святости.
Епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, представил доклад на тему «“Молитва – причина спасения, виновница бессмертия душиˮ (свт. Иоанн Златоуст). Молитвенное делание как путь к Богообщению: что способствует и что препятствует молитве».
Рассуждая о том, что способствует и что препятствует молитве, докладчик напомнил, что качество молитвы во многом зависит не от внешних обстоятельств, а от свободного самоопределения молящегося. Главную задачу делателя молитвы епископ Силуан описал как необходимость развернуть свою волю к Богу так, чтобы дать простор Духу Святому действовать во внутреннем человеке. Говоря о святоотеческом наследии, касающемся великого искусства молитвенного делания, важнейшими его аспектами владыка назвал решимость и внимание, не умаляя значения духовного наставника, уставного наполнения молитвенной жизни, веры, покаяния, терпения. Решимость как готовность идти до конца, за пределы возможного и даже умирать в твердой убежденности, что «если мы со Христом умерли, с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11). Внимание же не только как мысль, заключенную в слова молитвы, но и созвучное этой мысли чувство, так же, как и мысль, всецело обращенное к Богу.
Часть своего выступления епископ Силуан посвятил важности диалоговой, богочеловеческой природы молитвы, необходимости «хождения пред Богом». Затем владыка обратился к источнику вдохновения молитвенного делания, которым неизменно остается для христиан Крестная Жертва Спасителя, совершенство Его кротости и смирения, в котором Христос являет нам полноту Своей любви. Его благородство в добровольном восприятии образа раба, для того, чтобы говорить с людьми на равных. В заключение епископ Силуан определил путь молитвы как единственный, ведущий в жизнь вечную, на котором и страдание воспринимается последователями Христа как драгоценный дар свыше и возможность ответить взаимностью на любовь Божию.
После доклада епископа Силуана Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам собрания с напутствием:
«Хотел бы всех вас, мои дорогие, поблагодарить за ваши труды, за то, что вы продолжаете замечательные традиции русского монашества, за то, что вокруг многих из вас собирается и воспитывается молодежь. Очень важно, чтобы сегодня молодые люди увидели красоту подвига монашеской жизни в современных условиях. А для этого необходимо, чтобы монашествующий являл молодежи пример беззаветного, бескорыстного и мужественного служения.
Еще раз хочу подчеркнуть: для Церкви легких времен никогда не бывало. Даже Синодальный период был очень тяжел своими искушениями, а в результате народ поддался ужасным внушениям, абсолютно несвойственным нашей культурной и духовной традиции, что и привело к разрушению страны, к страшной трагедии революции. Этот исторический опыт должен держать всех нас в состоянии полной мобилизации наших сил. Никакого расслабления быть не может. Повторяю, легких времен для Церкви быть не может, меняются только вызовы, с которыми мы сталкиваемся. На деле наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). А это вечная война, вечная брань, которая закончится только Вторым пришествием Господа и Спасителя. И к кому, как не к монашествующим, следует обращаться с призывом быть в передовом отряде этой воюющей духовной армии?
И никогда не жалеть себя! Как только пожалели себя, значит, что-то нужно делать, идти к духовнику, каяться. Потому что жалость к себе несовместима с нашим выбором. Что значит жалеть себя? Ничего не делать или вполсилы делать? Если тебя Господь призвал, ты должен все свои силы отдавать служению, на которое ты поставлен. У нас с вами нет другого пути, кроме как путь кенозиса, некоего самоуничижения, которое не предполагает жизни ради своих интересов.
Монашествующие в первую очередь должны пренебрегать всеми человеческими устремлениями. Прежде всего надо ставить вопрос: действительно ли я служу Господу так, как я обязан, дав обеты и посвятив себя этому служению? А жалость к себе – это последнее, что может быть у архиерея и любого монашествующего.
Кому многое дано – а образ жизни монашествующего предполагает, что ему многое дано, – с того много и спросится. Поэтому всем вам, мои дорогие владыки, отцы, братья, матушки игумении, сестры, желаю таким образом идти по жизненному пути, чтобы служить Господу, не заботясь о своих интересах и устремлениях, беззаветно, не за страх, а за совесть. Все остальное приложится. А главное – надо всегда отдавать себе отчет в том, что ты сделал, а чего не сделал, что ты можешь сделать и не делаешь. Критический взгляд на свою жизнь, на свое служение является непременным условием духовного роста, а в каком-то смысле – и непременным условием нашего спасения.
Всем вам желаю, мои дорогие, помощи Божией, крепости сил на вашем, несомненно, спасительном, но очень непростом жизненном пути. Храни вас Господь!»
Митрополит Феогност сердечно поблагодарил Святейшего Владыку от лица всех присутствующих за содержательные выступления, отметив их особое духовное значение для монашествующих.
Затем был объявлен перерыв в заседании, после которого Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви продолжило свою работу.
Епископ Сергиево-Посадский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии, отправной точкой своих размышлений «О хранении духа братолюбия и благодарения в обители и удалении от ропота и осуждения» сделал слова преподобного Серафима Саровского «Стяжи дух мирен…». Этот благодатный внутренний мир Господь наш Иисус Христос оставил Своим ученикам, а через них всей Своей Церкви, как особое духовное сокровище. Но оставил не только как дар, а и как аскетическую задачу, требующую от монашествующего и от каждого христианина готовности на подвиг. Особенная ответственность при этом лежит на тех, кто несет игуменское послушание: «Духовная борьба за превалирование мирного устроения в сердце и настроении начальствующего есть важнейшая часть того служения, на которое мы поставлены Самим Богом», ‒ сказал владыка Кирилл.
Его Преосвященство привел множество святоотеческих высказываний, подтверждающих эту мысль: «Если начальственная власть соединена с кротостью и справедливостью, то она и правота, и благость, и путь правосудия, и тишина в делах», говорил преподобный Исидор Пелусиот. Преподобный Серафим Саровский особенно выделял неосуждение и молчание, как две категории, необходимые для мирного устроения и замечал, что когда человек пребывает в таком состоянии, он способен получить божественное откровение.
Однако категории молчания и неосуждения начальствующим сложно применить для исполнения, поскольку их служение предполагает и вынесение суждений, и принятие решений, и требование отчета. Вразумляя тех, кто проходил начальственное послушание, старец Амвросий Оптинский указывал на две причины душевного успокоения: монашеское самоотвержение и глубокую преданность воле всеблагого и всепремудрого Промысла Божия.
Говоря о наследии святителя Игнатия (Брянчанинова), епископ Кирилл заметил, что в его учении присутствует особый акцент на таком понятии, как «подвиг духовной нищеты», и на это следует обратить внимание современным монахам, поскольку рожденные в эпоху «торжества информации», они тоже подвержены риску начать надмеваться своей осведомленностью в разных сферах. Суть этого подвига ‒ смиренное возвеличивание Бога в нашем внутреннем мире. Это приносит христианину духовную победу, даже без «усиления» аскезой телесного или душевного плана: Такое духовное делание крайне важно для современного начальствующего и может стать крепким фундаментом для стяжания каждым своей степени мира душевного.
Если проводить параллель между духовным устроением семьи и монашеской общины во главе с игуменом, то стоит обратить внимание на слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, который советовал родителям больше молиться о детях, нежели читать им наставления, даже самые правильные и полезные. По выражению святого старца, в нашу эпоху девальвации авторитетов «всем требуется много молитвы и мало слов».
Духовному руководителю, каким является игумен для братии, необходимо учиться «внутреннему молчанию», которое вовсе не ограничивает его в необходимости осуществлять руководство всей жизнью монастыря и общаться с братией, но помогает при этом вслушиваться в глубинное устроение каждого человека, понимать, что на самом деле движет его словами и поступками и осознавать, что ему полезно и что он способен воспринять в данный момент. Духовный наставник не должен забывать о силе слова: сказанное с раздражением, оно будет иметь негативные последствия, сводящие на нет пользу от замечания. Учиться искусству побеждать зло добром особенно рекомендовал священнослужителям и монашествующим святой праведный Иоанн Кронштадтский.
По учению отцов Церкви для стяжания внутреннего мира необходимо научиться именно внутренне, а не только с внешним спокойствием переносить раздражающее поведение окружающих. Готовность перенести оскорбления ‒ одно из основных средств к стяжанию мира душевного, и невозможно найти лучший источник, где можно почерпать силы для этого трудного делания, нежели образ Господа Иисуса Христа.
Важно при этом, чтобы раздражение и осуждение, направленное на начальствующего, не было вызвано его действительным забвением своей обязанности заботиться о вверенных его попечению братьях или сестрах. Что же касается справедливого суда и наказания, выносимого руководителем, то они не должны определяться эмоциями, но выноситься на основе молитвенного испрашивания воли Божией, с пользой для монашеской общины.
В заключение владыка Кирилл напомнил также о важности чтения святоотеческих трудов для приобретения правильного духовного устроения.
Завершил выступления докладчиков епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата. Доклад владыки носил название «“Не моя воля, но Твоя да будетˮ (Лк. 22:42). Важность отсечения своей воли и исполнения обета послушания для достижения цели монашества».
Напомнив, что монах прежде всего называется послушником, Его Преосвященство последовательно раскрыл вопрос необходимости послушания и невозможности спасения без послушания. Прежде всего владыка Порфирий отметил, что современному человеку, которого постоянно убеждают в том, что он хозяин жизни, достойный всех земных благ, очень трудно принять необходимость отвержения себя, понять, как через покорность можно обрести истинную свободу.
И здесь для обретения верной цели существования необходимо довериться Священному Писанию и святым отцам, осознать, что Бог ‒ первая и главная причина бытия, и значение послушания для разумных тварей в первую очередь ‒ это связь Творца с творением, основанная на любви. Послушание таким образом становится центральным моментом таинства воссоздания падшего человека, таинством обновления и освобождения.
Следование своей воле является бесплодным и в случае, казалось бы, иных, духовных целей. Надежда самостоятельно достичь духовных вершин и обрести духовные блага грозит духовным повреждением. «Монах спасается не четками, а послушанием игумену. А ключиком, который открывает дверь этого спасительного послушания, является доверие» ‒ сказал епископ Порфирий, приведя характеристики духовного руководителя, данные святыми отцами: настоятелю необходимо, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, «чтобы, когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова» (свт. Василий Великий); «истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь» (прп. Иоанн Лествичник).
В заключение своего рассуждения о послушании владыка Порфирий подчеркнул: «Монашество, главным образом, это предание, традиция. Молодой монах учится у духовного отца образу жизни и подвигам, которым его духовный руководитель научился у предыдущих отцов». Сохранение же традиции невозможно без такой добродетели как послушание.
Поблагодарив докладчиков за содержательные и актуальные выступления, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал итоговый документ Собрания. Главным событием в нем было отмечено участие Святейшего Патриарха, определившего в своем Первосвятительском слове фундаментальные аспекты внутренней жизни в современных монастырях.
Участники собрания также единодушно отметили суть монашества как свободно избранного непрестанного внутреннего подвига следования за Христом к цели ‒ Богоуподоблению и Царствию Божию. Главным делом монашествующего при этом является молитва, а фундаментальным условием молитвенного делания ‒ послушание. Для монаха также жизненно важно приобщение к многовековому опыту Церкви, постигаемому как изучением Священного Писания и святоотеческих трудов, так и научением у современных подвижников благочестия и непосредственно у своего духовного руководителя. В свою очередь на игуменах и игумениях лежит ответственность за созидание в братстве и сестричестве атмосферы доверия, взаимной любви, духа мира и готовности к преодолению неизбежных на монашеском пути испытаний.
Участники выразили глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за вдохновляющее Первосвятительское слово и ответы на заданные вопросы, за отеческое попечение об обителях, а также высказали надежду на продолжение традиции ежегодного совместного общения с Предстоятелем.
В своем заключительном слове митрополит Феогност поблагодарил всех, кто приехал на Собрание, в том числе из самых отдаленных епархий. Владыка напомнил, что Синодальный отдел организует собрания монашествующих в различном формате, в том числе круглых столов, предполагающих обмен мнениями и изложение насущных проблем монастырей. Его Высокопреосвященство попросил игуменов и игумений присылать на адрес Отдела свои пожелания, касающиеся выбора тем для обсуждения, программы таких встреч и их продолжительности. Главное, подчеркнул председатель Синодального отдела, чтобы собрания не становились формальным мероприятием, и призвал брать пример со Святейшего Патриарха, чье выступление было проникнуто живым опытом всей его жизни в Церкви.
На Собрании было зарегистрировано 528 участников из 152 епархий Русской Православной Церкви, в том числе из 9 епархий Белорусского Экзархата, 1 епархии Казахстанского митрополичьего округа, из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В Собрании приняли участие 19 архиереев, 156 наместников и игуменов и 195 игумений, а также насельники и насельницы обителей.
Фото: Владимир Ходаков