О вере, любви и послушании. Беседа с сестрами

Игумения Викторина (Перминова)

Предлагаем вниманию читателей «Монастырского вестника» беседу игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с сестрами обители в Неделю Антипасхи.

Из Евангельского повествования мы видим, как взаимосвязаны все добродетели. Почему? Потому что они имеют один Источник – Бога. Все евангельские добродетели созидают Царствие Божие в душе человека.

Добродетели настолько близки друг другу, что подчас трудно сказать, где кончается одна и начинается другая. Можно только заметить, что у них – общие начало и основание, есть свое развитие, но нет предела совершенствованию, поскольку добродетели уподобляют человека Творцу и простираются в вечность. Началом добродетелей Отцы называют послушание, от которого, по словам преподобного Иоанна Лествичника, рождается смирение. Смирение – единственно правильная и прочная основа всех добродетелей. А вера и любовь, развиваясь, взращивают в нас все доброе и святое. Чтобы понять, как это происходит, обратимся к примерам, данным в Евангелии.

Апостол Фома, у которого, согласно церковному песнопению, даже неверие привело всех верных к познанию Бога, сильно любил своего Учителя и Господа. Он был одним из двенадцати ближайших учеников, которых Христос воспитывал как духовный Наставник. Хотя в то время ученики не имели еще должных понятий обо всем, и Евангелие не скрывает их недостатков и несовершенств, но, тем не менее, они прониклись духом, царившим в апостольской общине, привыкли жить в послушании и имели любовь к Своему Учителю и друг ко другу.

Таким был и апостол Фома. Его неверие отличается от того неверия, которым оправдывают себя удаляющиеся от Бога люди. Из любви ко Христу Фома желал точно убедиться в том, что его Учитель воскрес. И Господь даровал такую возможность ученику, как предоставляет ее и всякому стремящемуся к Нему человеку. Апостол Фома вновь обрел и укрепил свою веру, потому что воспользовался этой возможностью. Он пришел на собрание учеников, увидел Воскресшего Спасителя и послушался Своего Учителя, прикоснувшись к Его ранам. От послушания прекратились внутренние сомнения и страдания ученика Христова, его сердце озарилось радостью о Господе, его любовь к Богу стала еще пламеннее. Но этого не произошло бы, если бы он не пришел и не стремился уврачевать свою рану!

В том же повествовании мы слышим и слова Христа о том, что блаженны не видевшие и веровавшие. Этими словами Господь говорит о более совершенной вере, которую, например, имел Его ученик апостол Иоанн. Наш духовник протоиерей Борис говорил, что апостол Иоанн был любимым учеником Христа не в смысле какого-то особого расположения к нему Учителя. Христос любил всех учеников. Просто апостол Иоанн Богослов был лучшим учеником: он лучше других воспринял, понял и осуществил в своей жизни учение Спасителя о всеобъемлющей евангельской любви. Воспринял же он спасительное учение потому, что был послушен и открыт Христу. Вера апостола Иоанна заключала в себе не только уверенность в невидимом как в видимом – она была по существу своему полным и безграничным доверием Господу из любви к Нему, готовностью следовать за Ним.

Каждый из учеников Христовых имел веру и любовь ко Господу в меру своего послушания, и каждый исполнением заповедей Христа укреплял в себе веру и любовь. Союз добродетелей – послушания, веры и любви – творит настоящие чудеса в человеческой жизни. Посмотрите на жен-мироносиц, которые служили Христу и апостолам. Почему они прошли со своим Господом путь страданий и были у Его Креста, хотя столь многие оставили Его? На что они надеялись, когда шли к Живоносному Гробу Спасителя, охраняемому римскими легионерами и закрытому камнем, который Мироносицы не могли не только отвалить, но даже и подвинуть? Но совершилось чудо веры. Когда, движимые любовью, ученицы Христа пришли ко Гробу, то нашли камень отваленным, а «крепкую» стражу – в страхе покинувшей свой пост.

Почему слабые женщины оказались сильнее и мужественнее вооруженных до зубов воинов? Жены-мироносицы не были какими-то сверхсильными и сверхмужественными. Они просто не могли поступить по-другому в силу своей любви. Сильными их сделали послушание Христу, вера и любовь к Нему, которые проявились в опасностях и испытаниях и явили великие чудеса. Мироносицы встретили Воскресшего Господа и стали первыми проповедницами Евангелия.

Жизнь последователей Христовых является для нас великим примером. Хотелось бы, чтобы все мы стремились приобрести послушание, укрепить в себе веру и любовь к Богу, и, чтобы мы подражали всем тем, кто следовал и следует за Христом, в их добродетелях.


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Сурский Иоанновский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Макарьева пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.