Вхождение в храм

Игумения Викторина (Перминова)

Предлагаем Вашему вниманию новую беседу игумении Викторины (Перминовой) с сестрами, посвященную празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Почитая Введение во храм Богоизбранной Отроковицы, Церковь предлагает нам пережить этот светлый праздник. Что значит «пережить» и возможно ли это?

Бог Вечен, и богослужение совершается вне времени. И это пребывание в вечности, пусть и небольшое, не должно пройти для нас напрасно.

В настоящий праздник мы призываемся, вместе со свещеносицами-девами, проводить Приснодеву в храм, где Ее жизнь изменится, и Она станет еще ближе к Богу. Церковь приглашает нас, в нашу меру, разделить радость этой маленькой, чистой Девочки, просвещаемой Святым Духом. Она идет, чтобы жить в Боге и для Бога в самом святом месте на земле – Господнем Храме.

В этот день радуются и родители Пречистой Девы – святые Богоотцы Иоаким и Анна. Хотя они и отпускают от себя маленькую Дочь – долгожданное Дитя, но отдают Ее Всеблагому Богу, и Господь наполняет их сердца радостью. Ликуют и Ангельские силы, созерцая непостижимое – как Дева входит во Святая Святых. Радуется объятый Духом первосвященник Захария, по внушению Свыше вводящий Деву туда, куда входит «единою в лето един архиерей» (Евр. 9:7).

Но не только радоваться призываемся мы. Нам нужно совершить собственное вхождение в храм. Удивительно, мы давно уже в Церкви, а кто-то и в монашестве: что для нас означает «входить в храм»? А это значит, что духовная жизнь – это постоянное совершенствование, непрестанное движение вперед, а вернее ввысь, к Богу.

Перед каждым из нас – духовная лестница, те ступени добродетелей, по которым, оставив позади всякий грех, мы должны подниматься ко Святому Святых, к большему соединению с Богом.

Царствие Божие начинается внутри нас. Господь пребывает с нами, помогая подниматься по духовной лестнице, ибо без Него мы не можем творити ничесоже (Ин. 15:5). Если мы в чем-то возгордимся, Он отнимет Свою благодать, мы упадем и будем скатываться вниз, пока не смиримся. Бог же не желает нашего падения. Напротив, Он желает возводить нас выше и выше и даровать Свое Царство во всей полноте и силе, даровать то, «иже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2:9).

Что еще значит для нас вхождение в храм? Это более глубокое вхождение в жизнь Церкви. Как-то святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос студентов духовной академии, как он достиг такой духовной высоты, ответил очень просто: «Я жил в Церкви». То есть, Кронштадтский пастырь жил участием в Таинствах Церкви, Ее Священным Преданием, церковным Уставом, богослужениями, традициями – тем, что освящено благодатью Святого Духа, Который действует и всегда будет действовать в Церкви. И соблюдение монастырского Устава и уклада – это также жизнь в Церкви. На самом деле, во всех святоотеческих установлениях открывается такая глубина и красота, что для того, чтобы это познать, не хватит и всей жизни!

Принятие Святых Христовых Таин с более глубоким пониманием, к какой Святыне мы приступаем, с более внимательным чтением правила ко Причащению, с большим осознанием своей греховности, с более искренним прощением ближних, забвением обид и примирением с теми, кого обидели (порой бывает трудно попросить прощения у Бога и ближних без самооправдания, «непщевати вины о гресех») также является вхождением в храм.

Деятельное покаяние, борьба со страстями, внимание к своей внутренней жизни, трезвение становятся для нас тем путем, который помогает как можно быстрее расчистить свое сердце, чтобы Господь сотворил в нем Себе храм. А смиренное, терпеливое и благодарное устроение привлекают милость и благодать Божию.

Вхождение в храм – это и чтение Слова Божьего, и святоотеческих творений. Слова Священного Писания и богатство православного богословия пронизывают все церковное богослужение – настоящий кладезь благодати и мудрости. Это бесценное сокровище неисчерпаемо: оно становится основанием молитвы и богомыслия для всякого, кто этого желает. Понимание богослужения, глубокое проникновение в смысл церковных песнопений, где мелодия выражает смысл, постижение глубины молитв, святоотеческих текстов – это также вхождение в храм.

Мы входим в храм нашей молитвой – церковной и келейной, а также непрестанным молитвенным деланием на всякое время, во всяком месте. По словам святителя Иоанна Златоуста, молитве не препятствуют никакие обстоятельства, ее можно совершать везде и всегда, было бы желание. Вот как говорит об этом святитель в своей беседе о жене хананейской:

«Даже когда ты будешь вне церкви, взывай и говори: "помилуй меня": говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего настроение.

Иеремия был в грязной яме, и привлек к себе Бога; Даниил был во рве львином, и благорасположил к себе Бога, три отрока были в печи, и, воспевая, умилостивили Бога; разбойник был пригвожден ко кресту, и крест не воспрепятствовал ему, но отверз рай; Иов сидел на гноище, и пользовался милостью Божиею; Иона был во чреве кита, и Бог внимал ему.

Будешь ли ты в умывальнице, молись; будешь ли в дороге, или на постели, и где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение. Хотя бы ты стоял перед судьей, молись; когда гневается судья, молись. Некогда впереди было море, позади египтяне, а по середине Моисей; великое было затруднение для молитвы, но велика была и широта молитвы. Сзади гнались египтяне, впереди было море, а по середине нужно было молиться. Моисей ничего не произносил, а Бог говорит ему: "Что ты вопиешь ко Мне?" (Исх. 15: 15). Уста его не говорили, но ум взывал.

Так и ты, возлюбленный, когда стоишь перед судьей гневным, беспощадным, угрожающим величайшими наказаниями, или перед другими палачами, делающими то же самое, то молись Богу; и в то время, когда ты будешь молиться, волны утихнут. Судья против тебя? Ты прибегай к Богу. Начальник нападает на тебя? Ты призывай Господа. Разве Он – человек, чтобы тебе искать Его в каком-нибудь месте? Бог всегда рядом. Если ты хочешь просить человека, то сначала спрашиваешь, что он делает, не спит ли, не занят ли; и слуга не отвечает тебе. А у Бога нет ничего такого: куда бы ты ни ушел и стал призывать Его, Он слышит; ни занятия, ни посредник, ни слуга не отделяют Его от тебя. Скажи: "помилуй меня", и Бог мгновенно делается присущим».

Даже если мы с трудом понуждаем себя на молитвенное делание, Господь это видит, и со временем даст молитву молящемуся (1Цар. 2:9).

Возможно, кто-то удивится, но вхождение в храм – это и добросовестное несение послушаний, и наши добрые, совершаемые за благословение дела, и наша помощь ближним. Ведь все это является продолжением Божественной литургии в нашей жизни, нашей молитвой к Богу. Так всю нашу жизнь мы можем, если пожелаем, сделать непрестанной молитвой (не забывая, конечно и о молитвенном правиле, которое есть наша священная обязанность перед Богом).

Каждый из нас знает, что еще можно добавить в этот список. Кому-то мешает войти в храм некая застарелая обида, осуждение кого-либо, недоверие духовному наставнику, самооправдание, желание всегда и всем доказывать свою правоту, нежелание расстаться с какой-нибудь страстью и многое другое. Но если мы осознаем грех и свое бессилие, смиримся и, с Божией помощью, постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы уклониться от зла и сотворить благо – то, хоть немного, но приблизимся к Святому Святых. И, чем больше смиримся, тем выше поможет нам взойти Господь.

Бог всегда желает соединиться с нами, войти в человеческое сердце, но к этому не всегда готовы мы сами. Для этого и нужно наше вхождение в храм – наши усилия, стремление, постоянство и верность на пути к Богу.

Пусть Смиренная Пречистая Дева – Небесная Дверь, Своим теплым предстательством поможет нам взойти по лествице добродетелей и соединиться с Тем, Кто Кроток и Смирен сердцем.

3 декабря 2021 г.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь