Успех тех форумов, что благодаря большой ответственности их организаторов и активности их участников проходят стабильно, из года в год, прежде всего обусловлен живым интересом к самой теме. Теме глубокой и многогранной – ведь каждый раз открываются какие-то новые пласты, появляется новое измерение событий. Это мы видим, к примеру, по Международному форуму «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», по Феофановским чтениям и др. Особое место среди «форумов-долгожителей» занимают в истории Русской Православной Церкви постсоветской эпохи «Глинские чтения». В 2023 году они проводились тридцать второй раз! Ранее на портале «Монастырский вестник» был опубликован доклад протоиерея Александра Чеснокова «Глинские старцы – хранители монашества в советское время» с рассказом о путях к святости великих молитвенников Рождество-Богородицкой Глинской пустыни, подвизавшихся в ней в XX веке и в нашем веке прославленных. А мы с насельником Новосильского Свято-Духова мужского монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии иеродиаконом Нафанаилом (Бобылевым), доктором педагогических наук, профессором, Почетным работником высшего профессионального образования РФ, магистром богословия решили обратиться к некоторым моментам, позволяющим представить, как «Глинские чтения» собирают и объединяют людей, которым свет обители, чудесным образом появившейся в Сумской области в XVI веке и подарившей миру целый сонм старцев, освещает их земное шествование.
И открылась живая, проникнутая духовной благодатью реальность
Отец Нафанаил, Вы бывали на многих «Глинских чтениях». А в какие годы Вы узнали, узнали об обители в украинском селе Сосновка, слывшей когда-то своеобразным университетом старческого окормления на Руси?
Действительно, из тридцати двух Международных форумов «Глинские чтения» в тридцати из них мне довелось участвовать. А о Глинской пустыни и Глинских старцах я узнал во второй половине 90-х годов минувшего столетия. Тогда я возглавлял Орловское церковное историко-археологическое общество (ОЦИАО). Это общество было воссоздано в 1994 году после более чем семидесятилетнего перерыва. Подобные общества существовали до Октябрьского переворота во многих губерниях и создавались они под патронажем наследника престола Николая Александровича Романова (в будущем Императора Николая II). Орловское церковное историко-археологическое общество с начала его возрождения стало своеобразной площадкой неформального общения между интеллигенцией и духовенством, создавая при этом условия для более глубокого воцерковления недавно пришедших в Церковь неофитов из числа орловской общественности и в то же время, существенно повышая планку интеллектуальных и образовательных интересов духовенства – прежде всего, в области истории Русской Православной Церкви в целом и истории Орловской епархии, в частности. Так вот, на одном из его заседаний прозвучал доклад члена Общества, послушницы Евгении Мастепановой, посвященный житию архимандрита Макария (Глухарева), который был настоятелем Болховского Троицкого монастыря Орловской епархии в течение трех лет – непосредственно перед своей блаженной кончиной. В докладе также отмечалась та выдающаяся роль, что сыграла в духовном становлении подвижника Глинская пустынь, где преподобный Макарий подвизался с 1825 по 1829 год. Меня поразила история старца Макария: ректор семинарии, профессор богословских наук, архимандрит – и вдруг просит перевести его в бедную Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного игумена Филарета!
Монах-профессор, блистательно окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию, стремится в глушь к монаху-простецу... Несомненно, поражает...
Я обратился к тексту «Глинского патерика», к другим книгам и статьям, посвященным Глинским старцам и преподобному Макарию, и предо мною отрылась живая, проникнутая благодатью духовная реальность. Сколько же всего удивительного происходило непосредственно здесь, на Орловской земле, от которой до Сумской области рукой подать! И всё это было связано нитями сочувственного молитвенного общения между монашескими обителями – колыбелями русского духа и просвещения. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» – это наставление преподобного Серафима Саровского может быть поставлено эпиграфом к «Глинскому патерику», составленному последним Глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым), известным теперь множеству людей как выдающийся богослов XX века, духовный писатель и педагог-нравоучитель, опытный духовник и старец Троице-Сергиевой лавры. Старец, память о котором ежегодно собирает на «Глинские чтения» в стенах Московской духовной академии и его духовных чад из разных уголков земли, и его учеников, и тех, кого богословско-педагогическое наследие схиархимандрита Иоанна вдохновляет на труды.
А я, взяв тогда в руки «Глинский патерик», всё находил и находил в нем иллюстрации крылатых слов Саровского подвижника. Так, об иеросхимонахе Пахомии, духовнике обители, написано: «Он ни к кому не имел неприязненного чувства, обо всех имел благую мысль, всегда был мирен со всеми и никогда ни на кого не обижался». Об иеромонахе Порфирии, казначее и духовнике: «Все заботы и печали старец возлагал на Бога, поэтому всегда имел душевный мир, сердечную простоту, кротость и незлобие». О схимархимадрите Иоанникии: «Смирение ставил он во главу угла, отыскивая все возможные способы для смирения своего сердца, во всем обвиняя самого себя, старался терпеливо переносить укоризны от других, крайне остерегался осуждения». Передо мной раскрывался истинный смысл слов Иисуса Христа, которые мы обычно читаем на иконах с Его изображением, помещенных с правой стороны от Царских врат алтаря: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть…» (Мф 11, 30).
Безусловно всё это оказало на меня одно из определяющих влияний, побудивших через двадцать с лишним лет после первого знакомства с Глинскими старцами принять монашеский постриг. Сегодня их пример наполняется для меня новым содержанием и смыслом, помогая и укрепляя духовно в самых нелегких и неожиданных эпизодах моей монастырской жизни. Так скажу, что пример смиренного иеросхимонаха Илиодора, который претерпел много искушений и трудностей при прохождении диаконского послушания, сильно помог мне в первые месяцы после моей иеродиаконской хиротонии. Я очень медленно и трудно осваивал практическую науку богослужения, допускал много ошибок, вызывая порою справедливые нарекания братии. Особенно трудно давалось соотношение моих действий и передвижений с параллельным произношением молитвословий и синхронным реагированием на возгласы сослужащих и песнопения клироса. Неустанно я молился отцу Илиодору, другим Глинским старцам и уже через год достаточно уверенно овладел диаконской «премудростью».
О поездках, знакомствах и памятных встречах
Вы сказали, что духовные чада и ученики последнего Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) приезжают на форум из разных уголков земли.
Нужно отметить, что организатором «Глинских чтений» выступает Благотворительный фонд имени святого благоверного князя Александра Невского, возглавляемый племянником отца Иоанна доктором богословия, доктором педагогических наук Николаем Васильевичем Масловым. Немалая заслуга в том, что форум действительно стал форумом-долгожителем, принадлежит и духовной дочери схиархимандрита Иоанна доктору экономических наук Елене Олеговне Крыловой. А приезжали на Чтения архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумения Евдокия (Левшук) и ее брат протоиерей Николай Левшук – это гости из Белоруссии. Приснопамятный митрополит Рязанский и Касимовский Симон тоже бывал. Список большой, всех не перечесть... Из Тихвина Ленинградской области приезжал протоиерей Сергий Филонов. Из Одессы – архимандрит Филипп (Стецюренко). По поводу отца Филиппа: знаю, что старец Иоанн (Маслов) окормлял во время его пребывания в Московских духовных школах, где тот сначала учился, затем преподавал. И практически на протяжении девятнадцати лет он не разлучался с батюшкой.
Горький вопрос, продиктованный реалиями сегодняшнего дня: что-то известно о судьбе отца Филиппа? Вы давно его видели?
Последний раз мы виделись с отцом Филиппом до пандемии в 2019 году: тем летом «Глинские чтения» еще проходили очно в стенах Троице-Сергиевой лавры. Очень деликатный, теплый пастырь. Как он сегодня, я, к сожалению, не знаю.
Параллельно с Международными форумами, проводившимися в МДА, Зале Церковных Соборов Храма Христа, актовых залах Министерства образования РФ, где собиралось до полутора тысяч участников, с начала 2000-х годов стали проводиться и региональные «Глинские чтения» в России и за рубежом. Особенно памятны мне эти форумы, прошедшие в Санкт-Петербурге (2002 г.) и Хабаровске (2007 г.). В Петербурге произошло знакомство с выдающимся православным философом нашего времени – академиком Российской академии образования Александром Аркадьевичем Корольковым. Он родился и вырос в алтайском селе, и в его выступлениях и книгах получил органический и живоносный синтез народных корней с высокими интеллектуальными традициями русских религиозных философов. Сама по себе Глинская конференция в городе на Неве воспринималась как симфония, как могучее и яркое проявления духа русского народа, стремящегося к самосохранению и развитию на путях истории. А настоящей вершиной форума стало выступление профессора Марины Владимировны Захарченко, которая в ясной, блестящей, отточенной форме сформулировала задачи народного движения по сохранению отечественных духовно-нравственных традиций в вузе и школе. Из ее выступления я впервые узнал о теории «Заслуженного Собеседника» академика Ухтомского (в монашестве Алипия). Суть теории сводится к следующему: когда мы научимся видеть в каждом человеке прежде всего его «алтарь», а не задворки», тогда и произойдет встреча с «Заслуженным Собеседником» – Самим Иисусом Христом.
В Хабаровске мне посчастливилось общаться с известными архипастырями и пастырями нашей Церкви. Это архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (ныне –глава Вятской митрополии), архиепископ Верейский Евгений (ныне – митрополит Таллинский и всея Эстонии), приснопамятный епископ Якутский и Ленский Зосима. Оставил сильное впечатление духовный и интеллектуальный уровень преподавателей Хабаровской духовной семинарии: энциклопедическая образованность игумена Петра (Еремеева) – проректора (сейчас он возглавляет Межведомственную комиссию по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви); эрудиция, обстоятельность и деликатность иеромонаха Ефрема (Просянка) – заведующего семинарской библиотекой (ныне он – архиепископ Биробиджанский и Кульдурский). Очень запомнился этот форум на Дальнем Востоке! Также выдающимся событием стали и «Глинские чтения» на земле Болгарии – в Софии и Варне.
Болгария – еще одна наша общая боль. Приезжая в Софию – столицу некогда дружеской нам гостеприимной страны, многие россияне направлялись в русский храм святителя Николая Мирликийского, при котором расположено подворье Русской Православной Церкви и где в крипте находится гробница бывшего настоятеля храма – святителя Серафима (Соболева), широко почитаемого и в Болгарской, и в Русской Церквах. Недавнее выдворение из страны представителей нашей Церкви по ложному обвинению – это как подлый удар в спину...
В то время (2005 и 2007 гг.) обстановка была иной, и «Глинские чтения» проходили в доброй атмосфере. Особенно мне запомнились выступления выпускника Московской духовной академии и духовного сына схиархимандрита Иоанна (Маслова) митрополита Сливенского Иоанникия, в которых в полной мере была представлена светоносная суть учения Глинских старцев: «Не надо думать, что мы великие. Там, где увеличивается беззаконие, изобилует благодать. Божья благодать над нами есть, но человеческой доброй воли еще недостаточно. Мы друзья и братья с русскими… Наша задача – свидетельствовать о чистоте Православия, свидетельствовать, что мы сыны и дочери света». Митрополитом Иоанникием был инициирован перевод на болгарский язык «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», составленной отцом Иоанном (Масловым). А в 2008 году Президент России Владимир Путин вручил экземпляры этой книги Президенту Болгарии Георгию Пырванову и Патриарху Болгарскому Максиму...
Другим открытием стало для меня знакомство с архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием, духовным сыном схиархимандрита Иоанна (Маслова). Мы были немного знакомы с апреля 1997 года: я тогда проходил стажировку в МДА и посещал его занятия по гомилетике (он в ту пору преподавал в семинарии). Эти занятия поражали и своим высоким научным уровнем, и той благожелательной и творческой атмосферой, которую умел создавать тогда еще архимандрит Феодосий. С 2001 года благодаря «Глинским чтениям» наше общение становится более тесным и регулярным. Владыка дважды приглашал меня в Белоруссию на конференции, проходившие в Полоцке и Минске. Помимо той школы, которую я получал во время его выступлений, поражавших высоким ораторским мастерством, умением спроецировать наследие Глинских старцев в сегодняшнюю реальность (примеры, приводимые им, отличались исключительной живостью и поучительностью, навсегда врезаясь в память как образные формулы духовной жизни), для меня также было весьма поучительным и душеполезным неформальное общение с владыкой. Он со всей искренностью рассказывал, с какими трудностями приходилось сталкиваться в начале 70-х годов тем, кто, имея светское высшее образование, решался посвятить себя Церкви.
...В тексте «Глинского патерика» приводится «Поучение новопостриженному монаху», написанное возродившим величие Глинской пустыни отцом Филаретом. Есть там такие слова: «Познаем, братие, тайны силу. Какую силу? Благодать Святого Духа, данную тебе при постриге». Всецелое покорение себя воле Божией, согласно старцу, вносит в душу монаха радость и мир. Служение Церкви и людям наших современников- монашествующих, которых я здесь назвал – наглядное подтверждение истинности и духоносной силы слов игумена, 24 года управлявшего знаменитой обителью.
Доклад послушницы: история с продолжением
Но давайте вернемся к началу нашего разговора, связанному с докладом послушницы Евгении. Ведь эта история имеет удивительное продолжение?
Да, мы с Евгенией Мастепановой становимся активными участниками форума с 1999 года и вскоре предлагаем дирекции «Глинских чтений» провести в Орле и Болхове научно-практическую конференцию, посвященную 155-летию со дня блаженной кончины и 210-летию со дня рождения преподобного Макария Алтайского. Конференция прошла в мае 2002 года. Результатом ее стало начало восстановления Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря г. Болхова. Послушница Евгения Григорьевна (по профессии – учитель русского языка и литературы) принимает монашеский постриг и назначается настоятельницей этого монастыря. Вместе с сестрами она проводит поистине подвижническую работу по восстановлению древней святыни из руин и большую работу по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества. Летом 2014 года при обители учреждается православная гимназия-пансион во имя преподобного Сергия Радонежского для детей из неблагополучных семей.
В интервью порталу «Монастырский вестник» (Сердце человека вершит его судьбу) игумения Евфалия рассказывала об этом. Еще – о памятнике герою русско-турецкой войны генерал-майору Василию Лаврову, в сорок лет погибшему при освобождении Болгарии от османского ига. И о многом-многом другом... Отец Нафанаил, после некой ретроспективы «Глинских чтений» не могу не спросить Вас о теме Вашего доклада на проходившем этим летом тридцать втором форуме.
Мой доклад был посвящен анализу новой книги доктора богословия, доктора педагогических наук Николая Васильевича Маслова «Педагогика святых отцов». В ней дается свод и система понятий, отражающих сокровенную, внутреннюю жизнь души человеческой, а также способы преодоления ее страстного, греховного состояния и восхождения к нравственному совершенству. Николай Васильевич на деле, на практике прошел под руководством отца Иоанна весь педагогический цикл образования, воспитания и обучения личности, который веками формировался Церковью и суть которого отражена в творениях святых отцов, а также в духовной практике таких православных обителей, как Глинская пустынь. Ведущей идеей моего выступления, определяющей его нерв и пафос, является мысль о том, что только преодоление материалистического и атеистического взгляда на человека (согласно которому наша личность рассматривается как «эхокамера» – проекция природного и общественного окружения) и обращение к святоотеческому учению о человеке, понимание его как образа и подобия Божия может создать предпосылки для развития подлинно гуманистической педагогики, ориентированной на любовь к Богу и людям.
***
За вынесенным в заголовок изречением отца Иоанна (Маслова) о тоске богоподобной души человека по Небу далее идет важное заключение старца: «Только при свете этой мысли и этого факта ему становятся понятными все проявления духовной жизни и истории человечества». Вдумаемся в эти слова – завет подвижника на всё происходящее смотреть сквозь призму вечности, о чем мы, к сожалению, в повседневности часто забываем.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки разных лет представлены иеродиаконом Нафанаилом (Бобылевым)