Духовное древо матушки Марии: к кому ведут на нем стрелки

Игумения Мария (Солодовникова)

Сегодня генеалогическое древо составляет тот, кому важно и самому знать, и рассказать своим детям, кем были их предки из круга близких и дальних кровных родственников. Но сколько наших современников, ревностных тружеников на ниве Христовой, может составить древо духовное! И стрелки укажут в нем на людей, которые личным примером вдохновили человека избрать путь спасения и неуклонно идти по нему. У настоятельницы Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумении Марии (Солодовниковой) среди таких вдохновителей, ярких свидетелей живой веры, ее мама – Валентина Васильевна Солодовникова (в монашестве монахиня Параскева), схимонахиня Клавдия (Бодорина), два старца – архимандрит Наум (Байбородин) и архимандрит Авель (Македонов), две игумении – матушка Магдалина (Жегалова) и матушка Олимпиада (Баранова).

Апрель у игумении Марии насыщен датами. Если следовать хронологии, то 18 апреля 1994 года состоялся ее постриг в монашество. 11 апреля 15 лет назад – назначение настоятельницей обители в Аносино. А 23 апреля матушке исполняется 60 лет. Наша беседа с ней состоялась накануне этих дат.

Каждый из них был человеком-эпохой

Матушка, если внимательно читать духовную литературу, то можно заметить, что мысль об оскудении веры давно печалила сердца глубоко верующих людей: и когда не было жестоких гонений на Церковь, и когда они появились. Всё же находились люди, которые, как в евангельской притче о сеятеле, сеяли семена в разных местах, на любой почве, веря, что где-то они прорастут и дадут добрые плоды. Вот Вы учились в советской школе, воспитывались в советское время, но слово Божие мощно проросло в Вашей душе. Видимо, сеятели были хорошие?

Замечательные! Каждый – человек-эпоха. Но рассказ о моем церковном воспитании и духовном становлении я начну с мамы. Она 39 лет проработала на одном месте – в отделе главного технолога Мытищинского машиностроительного завода, одного из ведущих предприятий нашей страны в области транспортного машиностроения. В коллективе ее уважали и как специалиста, и как светлого по своей сути человека. Хотя, разумеется, знали об одном ее «недостатке» – поездках по воскресеньям в церковь, куда она брала с собой маленькую дочку, то есть меня. Всё свое детство, затем и юность (вплоть до поступления в Покровский Хотьков монастырь) я ездила с мамой в Покровский храм поселка Черкизово Пушкинского района, где меня крестили. Мама там пела на клиросе, а позже и я, подросшая, стала помогать. Мы вставали в пять утра, быстренько собирались. Помню, зима – холодно и темно, и бабушка (мамина мама) говорит: «Валя, надо Танечке выспаться. Ей завтра в школу». Но мы поехали, и никакого ропота в моей душе не возникло. И никогда в связи с этим не возникало. Когда мамы не стало, в Аносин монастырь приезжал автобус с паломниками из Мытищ и одна женщина спросила: «Можно мне увидеть Валентину Васильевну Солодовникову, в постриге монахиню Параскеву?» Наши сестры ответили, что монахиня Параскева скончалась в 2012 году. Моя землячка воскликнула: «Ой, как же я хотела ее увидеть! Такой был необыкновенный человек – очень добрый, отзывчивый!» Мне передали эти слова, и я снова возблагодарила Бога, что у меня была такая мама – мой первый советчик, друг и подруга. Она никогда не унывала, никого не осуждала – действительно, несла свет в душе.

Матушка, Вы смогли понять, кто привил Вашей маме неиссякаемую любовь к посещению храма и богослужениям, помог сформировать внутренний стержень?

Псаломщицей в Покровском храме и регентом на клиросе была схимонахиня Клавдия (Бодорина), чьи родители приняли монашество, а ее дядя, игумен Филарет (Пряхин) – в схиме Серафим, в начале нынешнего века был прославлен как преподобноисповедник. Это сейчас нам стало известно, что в первый свой арест он на допросе открыто заявил: «Я являюсь врагом советской власти, так как советская власть всё время идет против Православной Церкви и религии». Тогда мы еще мало что знали, но твердость духа матушки Клавдии чувствовали. Теперь понятно, откуда у нее такая «закваска». Схимонахиня Клавдия стала духовной матерью моей мамы, а духовным отцом – архимандрит Авель (Македонов), в схиме Серафим, к которому в возрождающийся из руин Иоанно-Богословский мужской монастырь на Рязанской земле она однажды поехала с матушкой Клавдией. С тех пор мама стала туда ездить. Она читала много духовной литературы, жития святых, слушала рассказы схимонахини Клавдии о монашестве, и у нее появилось желание принять тайный постриг. Отец Авель сначала постриг ее в иночество с оставлением мирского имени, затем в мантию – с именем Параскева, в честь святой великомученицы Параскевы. Мне было 13 лет – я не сразу об этом узнала.

А Вы батюшку-подвижника батюшку-святогорца видели, беседовали с ним?

Я тоже у него бывала. Последний раз мы с мамой попали в Пощупово буквально за четыре дня до его кончины. И знаете, ведь именно отец Авель подарил мне такую часть монашеского облачения, как параман, когда я еще была в миру. Жизнь показала: не просто так! С батюшкой (точнее с его духовной дочерью) у меня связана еще одна памятная история – тоже из мира Божественной тайны. Моим духовным отцом стал архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, к которому отвезла меня однажды прихожанка нашего Покровского храма. Как-то отец Наум говорит мне: «Надо тебе сшить подрясник». В то время найти черный материал было непросто. Мы с мамой отправились в большой московский магазин «Ткани» на Ленинском проспекте – выбрали черный сатин и школьную ткань. А где шить? Сели в поезд «Березка» и в половине двенадцатого ночи были уже в Рязани, у схимонахини Елены – духовного чада отца Авеля. Еще одна удивительная матушка! Много лет она исполняла послушания псаломщицы, алтарницы, просфорницы, регента в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где на кладбище за церковью была похоронена блаженная Любушка Рязанская. Когда мы у матушки появились, давление у нее было очень высокое. Но что значит послушание монашеское? Она села за швейную машинку, а мне сказала: «Читай акафист Боголюбской иконе Божией Матери». Всю ночь я читала акафист. Всю ночь схимонахиня Елена шила подрясник. Еще – белую рубашечку постригальную, которую дала мне со словами: «Пусть тебе пригодится!» В пять утра мы поехали обратно, поскольку у мамы в восемь часов начинался рабочий день, и с производственной дисциплиной было весьма и весьма строго: попробуй опоздать! Мама торопилась на завод, я – к отцу Науму. Приезжаю, он: «Давай меряй!» Померяла. «Хорошо, – говорит батюшка. – Ты пока его дома надевай, а так береги его, береги». И подарил мне иконочку Божией Матери Боголюбская. А схимонахиня Елена еще и четочки подарила. Но самые первые четки мне подарил отец Наум…

Он знал, какой акафист Вы в ту ночь непрерывно читали?

Нет, не знал.

В миру, до поступления в монастырь где Вам довелось потрудиться и что Вы можете сказать о своей работе, профессии?

Закончив медицинское училище, я в течение девяти лет работала в роддоме города Мытищи акушеркой, принимала роды. Родов было очень много. К нам привозили рожениц не только из Мытищ. Привозили также из ближайших мест – Подлипок, Пушкинского района, Сергиева Посада. За мою смену, длившуюся сутки, на свет появлялось около 30 младенцев. Бывшая заведующая родблоком (ей уже 86 лет) приезжала ко мне в гости в Аносино и говорила: «Ваше время было золотое!» Несмотря на большой поток мамочек роды протекали благополучно, без осложнений. Теперь там за смену бывает от пяти до десяти родов. Работая акушеркой, я постоянно ходила в храм, просила Господа о помощи. И Господь мне помогал.

«Ты себе жениха земного не ищи. У тебя Жених Небесный»

Матушка, судя по Вашему рассказу, к монашеству Вы стремились с ранней юности, но приняли его спустя годы. Всё совершалось по благословению отца Наума?

К отцу Науму я попала в возрасте 17 лет. Когда уже стала регулярно приезжать к нему в Лавру, он мне как-то сказал: «Ты себе жениха земного не ищи. У тебя Жених Небесный». Признаться, прежде были какие-то сомнения (думала: может, кого-то надо искать в спутники жизни), но после этих слов все сомнения отпали. Я поняла, что воля Божия мне пойти в монастырь. И приняла это легко – ведь старец сказал! В России тогда еще не было открывшихся женских обителей, и батюшка благословлял меня с мамой ездить в свой отпуск в Рижский Троице-Сергиев женский монастырь, где настоятельницей была игумения Магдалина (Жегалова). По моим впечатлениям – человек необыкновенной доброты. Помню, отец Наум попросил передать ей подарочек – коробку конфет и одну из самых живых и трогательных книг о молитве Иисусовой под названием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Вот мы приехали туда первый раз, и я так переживала: как попаду к матушке? Как буду с ней разговаривать? Но она с такой любовью нас приняла! Благословила пожить, потрудиться – в монастырском скиту в Елгаве, Спасо-Преображенской пустыни. Я несла послушания на скотном дворе и пела на клиросе, мама читала Псалтирь и дежурила по ночам. Там была схимонахиня Екатерина: из-за инвалидности ей каждый шаг давался непросто, но это послушание – ночные дежурства – исполнялось ею ревностно, со всей ответственностью. И некоторые паломницы, включая мою маму, помогали ей – ходили по скиту, читали молитвы. Несколько лет подряд мы ездили в Рижский монастырь. Мне посчастливилось много общаться с матушкой Магдалиной – она даже оставляла меня в Риге. Только, думаю, что воля Божия была остаться мне в России. После открытия Покровского Хотькова монастыря батюшка благословил пойти туда.

Став насельницей этой обители, что открылась в России в числе первых из женских, Вы к отцу Науму по-прежнему выбирались?

Ездила, когда матушка Олимпиада благословляла. Мне на всю жизнь запомнилось, с каким огромным уважением он относился к игумениям, призванным быть матерями сестрам, быть им высоким духовным авторитетом. К примеру, спрашиваю я у него какой-то совет и обычно в ответ слышу: «Вот я бы сказал тебе, что надо так сделать. Но как скажет матушка-игумения». И став настоятельницей Борисоглебского монастыря, я ездила к батюшке за советами и наставлениями, исповедовалась, хотя расстояние увеличилось – от Аносино до Сергиева Посада 120 километров. Сегодня духовные чада старца, среди которых есть архиереи, игумены и игумении, говорят, что он был как рентген. Приезжаешь к нему, а старец уже знает, с чем человек прибыл, какие у него проблемы. Сколько раз я сама в этом убеждалась! Однако не всегда можно было поехать к батюшке в Лавру, и я благодарна Господу, что он дал нам здесь, на месте хороших священнослужителей, с которыми можно и посоветоваться, и у которых можно поисповедоваться, что очень важно. У нас в монастыре три клирика – иеромонах Адриан (Чаликов), протоиерей Владислав Сысолятин, иерей Георгий Кириндас. Еще к нам на выходные приезжает служить диакон Сергий Кожухов, кандидат богословия, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии. Он находит время и для занятий по богословским предметам с нашими сестрами.

Матушка, Вы много лет были благочинной в другой ставропигиальной обители. Как часто Вы в мыслях обращаетесь к монастырю, где начинали свой монашеский путь, стояли у истоков его возрождения?

Мое сердце так крепко прилепилось к Хотьковской обители – я ее никогда не забывала! При постриге сестер в Аносино невольно приходило на память, как меня постригали в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы у мощей преподобных Марии и Кирилла – родителей преподобного Сергия Радонежского. В памятный день 18 апреля 1994 года трех сестер постригали в мантию, 16 – в рясофор. Большой был постриг! Да, в Хотьково я была благочинной, но помогала и на других послушаниях: в просфорне, на кухне и трапезе, пела на клиросе. Я жила в трапезном корпусе, наша матушка Олимпиада – в игуменском – напротив. И очень часто доводилось видеть: время за полночь, но матушка не спит, в окошечко смотрит, потому что переживает за всё и за вся. Быть игуменией – это чрезвычайно ответственное послушание. Главное – сохранить тех, кого Господь дает, потому что ответ за каждую душу придется держать перед Богом. Игумения должна научить сестер монашескому деланию и дать им понять, что наша жизнь на земле – это подготовка к вечности. Она должна пройти достойно, со стремлением угодить Богу своими делами, мыслями и поступками. Вот такая внутренняя установка была у матушки Олимпиады, а впоследствии и у меня после нового назначения.

Вы поделились теплыми воспоминаниями. А что-то грустное в ту пору было?

Точнее, я бы сказала, горькое и печальное. После того, как нам передали монастырские здания, на территории обители еще жили люди. Люди были разные. Многие нас не воспринимали. Порой идешь в храм, а кто-то выставит на подоконник проигрыватель, включит музыку, и на всю округу льется песня, которую совершенно не подобает слушать в монастыре. И ругань мы слышали, но понимали, что ради любви ко Христу надо всё вытерпеть. Потом всех жильцов расселили, дали им квартиры, и в моральном плане стало намного легче. Теперь – о позитивном, вдохновляющем. Приезжали в Хотьково штукатуры из Данилова монастыря, и мы утром после Литургии всё закрывали в храме пленкой, бумагой, затем подключались к работе: подавали кирпичи, помогали специалистам месить раствор. Работа кипела. Всё в том монастыре стало родным – и сестры, и стены. Так что когда я получила назначение настоятельницей в обитель Аносино, о которой прежде лишь слышала, мне в тот момент было сложно. Хотя сердцем я давно приняла наиважнейшую сторону монашеской жизни: монах не ищет никакого почета, главное для него – послушание. Он может сказать только три слова: «Простите. Благословите. Помолитесь». Монах как воин Христов: назначили – исполняй!

Любовь и строгость должны идти рука об руку

Интересно, матушка, как Вас встретили сестры обители под Истрой? Не было ли какой-то настороженности: вот присылают нам человека «со стороны», и неизвестно, какой у новой настоятельницы характер, какие душевные качества?

Борисоглебский Аносин монастырь был как бы живой организм, потому что уже 13 лет восстанавливался, развивался. Благодаря трудам строителя и духовника сестер архимандрита Спиридона (Иванова), в схиме Рафаила, монастырские здания и храмы были восстановлены почти с нуля. Возродилась монашеская жизнь во главе с первой настоятельницей монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Было налажено крепкое монастырское хозяйство. По милости Божией и благодаря заступлению Божией Матери сестры приняли меня с любовью, помогли мне преодолеть сложности, встретившиеся на начальном пути моего нового послушания. И вот уже 15 лет, как я здесь настоятельница, а семь лет назад была возведена в сан игумении. Сложившиеся за это время отношения с сестрами могу со всей искренностью назвать добрыми, семейными. При этом я и строгость проявляю, считая, что она должна быть везде – не только в монастыре. Но строгость с любовью – ведь все мы такие разные! Допустим, я по милости Божией видела высокодуховных людей, общалась с ними, напиталась от них, а некоторые наши сестры жили в миру в другом окружении и принесли в монастырь мирские привычки. Если с них только взыскивать, какой будет результат? Любовь и строгость должны идти рука об руку.

Сегодня в обители 25 насельниц. Немало пожилых, а есть совсем почтенного возраста. Например, трем из сестер в этом году исполняется 80 лет. Одна – монахиня Татиана (Костерева) – старшая в саду. Другая – монахиня Дария (Ковалева) – старшая в храме, церковница. Третья – монахиня София (Корюхина) – занимается цветоводством, ухаживает за многочисленными цветочными клумбами. Их поколение – это такие труженицы! У каждой свои немощи, но по опыту я знаю: один раз скажешь и повторять больше не надо. Приучены к послушанию, молитве, труду. Бывает, кто-то из наших стареньких монахинь еле-еле утром идет на правило или уже возвращается со службы. Но с Божией помощью идет! Или взять монахиню Евдокию (Воробьеву), несущую послушание в пекарне. Ей 67 лет, давление у нее высокое, сахар высокий, ножки болят, однако ей хочется принести какую-то помощь монастырю и своей душе. Уповая на помощь Господа, она продолжает трудиться… Хотьково мне вспоминается еще и потому, что в 90-е годы прошлого века там наблюдался необычайный подъем. Лавра была рядом, духовники из Лавры направляли в наш монастырь своих духовных чад. Сейчас другое время. К нам, бывает, приходят женщины пожилые – из-за проблем в семье идут в монастырь или из-за физических немощей. Мы их берем на какое-то время и дальше смотрим, как они выполняют послушание, какие отношения возникают с сестрами. Потом решается вопрос, остаться им или вернуться в мир. Когда человек всю жизнь жил в миру, ему тяжело смиряться. Но в то же время если он понимает, для чего живет и задумывается о спасении души для вечности, он может здесь прижиться. Ты видишь, как у него идет борьба с самим собой, со своими страстями. Он выслушает игумению или священника, сделает правильные выводы и правильно поступит. Такие люди у нас остаются.

А Ваша боголюбивая мама, которая в советское время приняла тайный постриг, – она успела познать радость монашеской жизни в монастыре?

Мама и на пенсии продолжала ездить в родной для нас Покровский храм Пушкинского района. По-прежнему пела там на клиросе. Но в 1994 году она неудачно упала и пролежала в больнице полтора месяца. После выписки из больницы матушка Олимпиада благословила меня взять ее в Хотьково. Вначале мама была в богадельне, затем стала выполнять разные послушания. В 2005 году она перешла со мной в Аносину пустынь.

Которую, кстати, называли женской Оптиной. Удивительна история создания монастыря, связанная с именем его основательницы, княгини Мещерской, и святителя Филарета, митрополита Московского. Матушка, скажите: современные сестры чувствуют живую связь со своими предшественницами?

То, что мы подвизаемся в таком монастыре, воспринимается нами как милость Божия. Мы очень чтим своих предшественниц, молимся за них, а они нам помогают в монашеском делании спасения души. Каждый день после второй трапезы сестры ходят с иконой Тихвинской Матери Божией вдоль стен обители, затем идут на могилки наших матушек в ограде монастыря, рядом с собором Живоначальной Троицы. Там похоронены первоначальница игумения Евгения (Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя выдающегося поэта Федора Ивановича Тютчева); ее внучка – игумения Евгения-младшая (Евдокия Семеновна Озерова), под чьим руководством монастырь стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным достижениям. Третья могилка – исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой), которая после закрытия монастыря была арестована, сослана в Сибирь, а свой земной путь завершила под Кубинкой. (Ее честные останки были перенесены сюда в 2001 году). И недавно был поставлен камень на месте захоронения игумении Иоанны (Макаровой), строгой подвижницы, возглавлявшей обитель около 40 лет и стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой. Мы чтим память священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, потому что он часто сюда приезжал. Владыка Серафим служил Литургию в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – ночью в алтаре, и одна сестра ему помогала. В XXI веке в возрождающейся обители совершали богослужения Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл. Их отеческая забота продолжила традицию монахолюбивого архипастыря, святителя Филарета (Дроздова), по благословению которого Аносин Борисоглебский монастырь стал первой в Московской епархии обителью, образованной на общежительных началах.

***

В рубрике официального сайта Борисоглебской обители «Святые покровители монастыря» названы и новомученики, показавшие нам пример стойкости в вере Христовой. Дай Бог, мы к этим именам позже вернемся, расскажем о подвиге святых XX века. Но сейчас хочется еще раз вспомнить о двух датах: 15-летии настоятельства матушки Марии в монастыре и приближающемся ее юбилее. Выпали они на тяжелое время, когда опасный вирус стал смертельной угрозой для многих людей на планете. И всё равно жизнь продолжается – на Русской земле в храмах самой многочисленной Православной Церкви в мире совершаются Литургии, служатся молебны об избавлении от «губительного поветрия и смертоносной язвы», проводятся крестные ходы, в том числе и воздушные, и автомобильные. Своим чередом идет жизнь и в Борисоглебском монастыре – с послушаниями, богослужениями. Теперь – пожелание игумении Марии от редакции портала «Монастырский вестник» с небольшой преамбулой. В одной замечательной книге («День за днем. Каждый день – подарок Божий. Записки православного священника»), впервые изданной в 1908 году, приводятся слова апостола Петра: «Благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петр. 3, 9). Далее: «Кто сам получил благословение, тот будет его передавать. Благодать Божия, любовь Божия не застаиваются в сердце: им свойственно идти дальше, и этому сердцу назначено быть проводником благодати». Матушка Мария получила благословение от старцев, закаленных суровыми испытаниями. И мы ей желаем, чтобы, пребывая в физическом здравии и духовной радости, в сплоченной монашеской семье и с любящими монастырь прихожанами, матушка с ее добрым отзывчивым сердцем на многие годы оставалась таким проводником благодати, а усиленные молитвы – ее и сестер-тружениц, за всё благодарящих Спасителя, – влились в общий строй наших молитвенных воздыханий и содействовали тому, чтобы Отец скорбящих снова явил нам Свою милость, простил нас за наши грехи, дал время для покаяния.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря


Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь