Господь всегда идет навстречу ищущим Истину

Игумения Мария (Воробьева)

У истоков российских обителей стояли люди разных сословий. Созидание Пермского Успенского женского монастыря связано с именами двух братьев Каменских. Бывшие крепостные Григорий и Федор, выкупившие себе вольную, учредили «Товарищество», которое занималось перевозками грузов и пассажиров по рекам Волго-Камского бассейна и Сибири, транспортированием товаров в пределах Российской Империи и за границу. Это приносило огромные доходы. Братья, уже в статусе купцов-промышленников, богатели, но никогда не забывали о Боге и активно занимались благотворительностью, храмоздательством. А главным делом их жизни стало строительство Успенского женского монастыря. Сегодня в нем, воссозданном из руин, возрождается, крепнет духовная жизнь. Об этом и многом другом рассказала порталу «Монастырский вестник» настоятельница обители игумения Мария (Воробьева).

Трудный светлый путь к монашеству и музыка в душе

Матушка, Ваш иноческий, а затем и монашеский постриг совершали старцы, которых знает и любит вся Россия. Как Вас Господь к ним привел?

В годы моей юности никто и не помышлял о монашестве, потому что примеров такого образа жизни мы просто не видели. Но, несмотря на все запреты того богоборческого времени, очень многим Бог был дорог. Я имела милость Божию родиться в православной семье. Уместно, может быть, вспомнить диалог святого апостола Павла и тысяченачальника. На вопрос последнего: «Ты римский гражданин?» (сам он признался: «Я за большие деньги приобрел это гражданство») – узник Павел ответил: «А я и родился в нем» (Деян. 22, 27). Так и с гражданством в Православной Церкви. Сколько наших современников в великих трудностях обретали Истину – православную веру, крестились, уже будучи взрослыми! Впрочем, если кто искренне искал Истину, Господь всегда шел навстречу. Мне же выпало счастье быть крещеной в детстве, потому что мои родители, пережившие множество скорбей в неспокойном XX веке, смогли сохранить главное – православную веру. Верить было так же естественно, как дышать, и нет в том ни малейшей моей заслуги. Напротив, больно вспомнить, что в годы хрущевских гонений я, студентка, малодушно оставляла Церковь (чего, замечу, не сделали мои старшие сестры). В храм я предпочитала заходить между службами или только приезжая в другие города. Поводом для того, чтобы опомниться, послужила смерть моего отца, доброго и мужественного человека. Я заканчивала тогда 3-й курс мединститута. Все вечные вопросы стали восприниматься глубже, и я всем существом почувствовала, что именно в Церкви, в Боге и сосредоточен смысл человеческой жизни.

Господь привел меня в Троице-Сергиеву лавру, и там, у мощей преподобного Сергия, совершилось мое преображение, были определены жизненные приоритеты. Как понятны мне слова из притчи о блудном сыне: «… когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20)! Подобное состояние пережили многие наши современники. Окончательно в Церковь я вернулась благодаря встрече с отцом Наумом (Байбородиным), который стал моим духовным отцом. Это произошло, когда я была уже на последнем курсе мединститута. Тогда же познакомилась с ним и моя подруга и однокурсница Нина Комарова, ставшая впоследствии игуменией Суздальского Покровского монастыря.

Это приснопамятная матушка София, возглавлявшая обитель в Суздале многие годы с начала ее возрождения, и, как свидетельствуют те, кто хорошо ее знал, оставшаяся в людской памяти теплым, светлым, отзывчивым человеком?

Да, это она, моя подруга, которая отошла ко Господу весной 2016 года. А сорок восемь лет назад отец Наум благословил нас с Ниной на монашеский путь и для совершения иноческого пострига отправил к отцу Амвросию (Иванову) в подмосковное село Балабаново. Это для нас было неожиданно. Между тем, батюшка уже тогда прозорливо готовил насельников для будущих монастырей. И когда в 90-х годах монастыри стали открываться, то подготовленные им к монашескому житию наполнили многие из обителей и началось быстрое возрождение монашеской жизни.

Вспоминается рассказ о монахе Оптиной пустыни Николае Турке. Воспроизвожу по памяти. Его называли Турком, потому что он был турецким офицером, и каким-то образом всей душой смог воспринять Православие. Его соотечественники, ревностные мусульмане, жестоко пытали отступника (в их понимании). Даже вырезали ремни из кожи на спине. Пленнику удалось бежать в Россию. Господь для укрепления веры показал ему Рай, то есть то, «что око не виде и ухо не слыша ...» (1 Кор. 2, 9). Впоследствии Николай поступил в Оптину пустынь. Один оптинский монах впал в глубокое уныние, и его духовный отец для утешения отправил брата к Николаю Турку, чтобы тот поведал ему о том, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). В ответ на просьбу монаха рассказать, какой он, Рай, Николай задумался, а потом ответил: «Ты слышал когда-нибудь хорошую музыку? Вот, она у тебя осталась в сердце, в ушах еще, кажется, звучит, но разве ты сможешь рассказать, какая это музыка?!» Точно так невозможно рассказать, что такое постриг. Помню все отчетливо, но передать, какой же это свет в душе, просто не в состоянии.

...Храм был не близко, а батюшка, потерявший всё здоровье во времена репрессий, с трудом мог ходить. А службы какие долгие! Сколько священнику приходилось стоять на ногах! Не говорю уже об огромном потоке людей, каждодневно приезжавших к отцу Амвросию. Его сподвижницам-матушкам необходимо было всех обогреть, накормить, как-то устроить на ночлег. Какое мужество надо было иметь – человеку, прошедшему лагеря и ссылки, чтобы вновь взять на себя подвиг духовного окормления тысяч людей в богоборческое время! Просто Господь таких людей хранил, Матерь Божия под Покровом Своим держала. Целый монастырь в миру существовал вокруг старца, совершившего более 800 постригов. Отец Амвросий имел благословение Патриархов двух Церквей – нашей и Иерусалимской – совершать тайные монашеские постриги.


У отца Наума с отцом Амвросием было полное взаимопонимание, несмотря на то что они – люди из разных эпох. Многих своих духовных чад из лавры отправлял батюшка в Балабаново к старцу, кого – пособороваться, кого – для монашеского пострига. Сам он не имел возможности в то время делать это. Когда я увидела старца Амвросия, ему было более 90 лет, между тем выглядел он бодрым. Чувствовались в его облике, в движениях, в разговоре какая-то аристократическая простота и благородство. Ему рассказали о цели нашего приезда, и он безотлагательно приступил к делу. Постриг совершался вечером 10 июля 1973 года. Мы тогда не догадались сопоставить день пострига с празднованием иконы Божией Матери «Троеручица», которую почитают как Игумению всех иночествующих. И это не было простым совпадением: позднее и Нине, и мне Господь судил стать игумениями. После пострига наш духовный отец отправил нас в Эстонию, в Пюхтицы, в один из немногих действовавших тогда женских монастырей. Там мы познакомились с укладом монастырской жизни. Позднее батюшка неоднократно отправлял нас и в Пюхтицы, и в Рижский женский монастырь, и в другие женские обители (на Украину тоже ездили). Практически все свои отпуска мы с тех пор проводили в монастырях. Очень нам это впоследствии пригодилось.

Чин пострига стал главным событием нашей жизни. Этот свет мы старались сохранить и пронести через всю жизнь. Мы продолжали жить «в мiру», ходить на работу, лечить и любить своих больных. Наш постриг остался нашей тайной. Жизнь шла своим чередом – не очень-то простая жизнь в годы господства воинствующего атеизма. Очень сложно порою складывались обстоятельства. Трудно было, например, сохранить пост на работе, когда в окружении не имелось единомышленников. Трудный, но какой же светлый был этот путь!

Отец Наум решал вопросы стремительно

Из истории Успенского женского монастыря в Перми известно, что когда-то здесь подвизались сотни насельниц и дважды в нем побывали преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Потом последовало его закрытие, разруха. И вот после эпохи атеизма наступило время, когда Господь судил возрождать стены порушенных обителей и молитвенный дух в них бывшим врачам, преподавателям, ученым, военным... Монашеской преемственности не было, но, вероятно, было в сердцах огромное доверие ко Господу и к своим духовным наставникам, что и придало этому процессу мощный импульс?

У меня всё складывалось следующим образом. В конце 80-х годов встал вопрос об открытии монастыря в Перми. Появилась, как сейчас говорят, инициативная группа. Ее возглавили протоиерей Иоанн Сексяев (будущий архимандрит Стефан, основатель Пермского Свято-Троицкого Стефанова и Пермского Богоявленского мужских монастырей) и Валентина Алексеевна Сидорова. В эту группу я не входила. Конечно, я им очень сочувствовала, но даже и не надеялась, что такое в нашем городе возможно. Оказалось, возможно! 3 февраля 1993 года вышло постановление городских властей о передаче общине первого этажа бывшего монастырского корпуса (из 27 корпусов, существовавших в монастыре до революции, сохранилось только два). Руководители инициативной группы поехали за благословением к архимандриту Науму, а батюшка неожиданно благословил на игуменство меня. Заочно благословил... Пришлось мне смириться с волей Божией. Представили меня правящему архиерею архиепископу Афанасию (Кудюку), и встал вопрос о моем постриге в мантию. Владыка обратился с просьбой о постриге в уже открывшийся Хотьковский монастырь. Приехала я к отцу Науму с просьбой, чтобы постригал меня именно он. И всё случилось, как и 20 лет назад, в один день – так стремительно наш батюшка решал все вопросы! Получив благословение от наместника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Феогноста (ныне он митрополит Каширский), 19 февраля 1993 года отец Наум совершил мой монашеский постриг у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии в Хотьковском Покровском ставропигиальном женском монастыре. В честь матери преподобного Сергия я и получила свое монашеское имя.

Как воспитать в себе потребность в богообщении

Матушка Мария, более четверти века назад Вы возглавили святую обитель со славной историей. Читаешь о возобновлении монастыря и представляешь себе, как сестры на первых порах ездили на службы в приходской храм, добираясь в другой конец города на трамвае. А когда монастырю передали полуразрушенный монастырский храм, то взялись за его восстановление, и сегодня Казанская церковь является архитектурной достопримечательностью и гордостью Перми. Что для Вас было самым важным на том этапе и что особенно важно сейчас?

Мы с самого начала установили, что будем совершать круглосуточное чтение Неусыпаемой Псалтири. Это непрестающее ходатайство перед Богом о благостоя́нии всего мира, ради чего, собственно, и существуют православные монастыри. Главным в духовной жизни обители является молитва, как келейная, так и общая, совместная. Это утреннее и вечернее иноческое правило и, конечно же, участие в богослужении. Особенно дорого ежедневное посещение Литургии. Совместная молитва объединяет, согревает, научает понимать и любить каждого страждущего человека, любить Любящего нас Бога и ходатайствовать перед Ним за Православную Церковь, за Отечество и за всех, кто нуждается в нашей помощи.


Очень важно воспитать в себе потребность в богообщении. Для этого, помимо участия в богослужениях, необходимо обрести навык в Иисусовой молитве. Именно молитва помогает утвердиться во внутреннем человеке. Она помогает разобраться, что в тебе наносное, внешнее, «от мира, плоти и диавола», а что действительно является твоей сущностью. Поэтому важно научиться различению помыслов – понимать, какие из них от Бога, а какие навеяны демоном, который всегда стремится свои лукавые мысли выдавать за наши собственные и может человека при всей его видимой значимости сделать своим посмешищем и игралищем. А потому каждой из нас (да и вообще каждому живущему на белом свете человеку) необходима духовная помощь – исповедь священнику, откровение помыслов духовно-опытному наставнику. Поначалу мне приходилось самой принимать помыслы у всех сестер, но со временем сложилась такая система духовного окормления, когда младшая сестра поручается старшей. Вновь поступившая поручается духовно-опытной монахине, к которой она в любое время может обратиться со своими житейскими и духовными проблемами. Ну и, конечно, любая из сестер всегда имеет возможность обратиться непосредственно ко мне.

Скажите, а сколько насельниц в монастыре?

У нас подвизается более сорока сестер. Сегодня их духовному становлению помогают и занятия, проводимые в монастыре. Мы стараемся изучать Ветхий и Новый Заветы, церковную историю, богослужебный устав, церковно-славянский язык и другие богословские дисциплины. Уроки проводят наши же сестры – прежде всего те, кто учился в соответствующих учебных заведениях на факультете теологии, или же получившие духовное образование в Пермской духовной семинарии. При монастыре есть большая библиотека – возможность пользоваться ею имеет каждая сестра. Должна сказать, что мы приветствуем замечательное начинание нашего священноначалия по обучению монашествующих. Это позволит восполнить многое из того, что своими силами мы не в состоянии сделать в том объеме знаний, который нам бы хотелось приобрести.


Недавно в Пермской епархии побывала выездная экспертная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих. По результатам поездки ваш монастырь вошел в число трех учебных площадок епархиальных Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Но сейчас позвольте спросить о другом. От одного из членов Комиссии мы услышали рассказ о впечатлении от встречи со святыней – чудотворной иконой святителя Николая. С этим образом связаны чудеса, описанные также на портале «Монастырский вестник» в публикации «Икона святителя Николая Чудотворца "Пещерная"». А вот рассказа о чуде, свидетелями которого не так давно стали сестры, там нет. Матушка, оно ведь произошло на Ваших глазах?

Да, и это было явное чудо. Предыстория такова: в селе Кольцово, что в 30 километрах от города, еще в конце прошлого века нашему монастырю выделили землю, где началось строительство жилых и хозяйственных корпусов. Сестры полюбили монастырское подворье: они занялись там огородничеством, научились ухаживать за скотом, сбивать масло, варить творог и сыры, занялись пчеловодством и сбором лекарственных трав. И какая для всех была радость, что в Никольском храме находится чудотворная икона, согласно преданию, написанная в XVII веке по заказу крестьянина Ильи Кольцова! Правда, лик святителя Николая был уже практически неразличим...


В 2015 году мы получили благословение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия на проведение реставрационных работ. Древний образ осмотрели специалисты из иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры (под их руководством и проводились впоследствии реставрационные работы). Прогнозы оказались неутешительными. Однако не напрасно святителя Николая именуют Чудотворцем! Было решено хотя бы почистить и подклеить холст и доску, на которых 400 лет назад искусные иконописцы написали этот образ. В течение многих месяцев старинный подлинник (сильно поврежденный, израненный гвоздями и со следами подтеков от средств, которыми многократно чистили ризу) реставраторы скрупулезно расчищался от гари, покрывшей икону после пожара, произошедшего в церкви почти полтора века назад. Так же тщательно они убирали поздние наслоения. А сестры в это время молились любимому святому, читали акафисты. И произошло невероятное! Когда расчищали икону, вдруг стал проявляться глаз, потом и другие черты лика. Он практически весь проявился! Утрачены были лишь лики Божией Матери и Спасителя, традиционно изображаемые справа и слева от образа угодника Божия. Их пришлось дописывать. Вот таким образом в наше скупое на радости время святитель Николай послал нам, грешным и немощным, великое утешение!

Как-то в беседе с корреспондентом Вы, матушка, с горечью заметили, что в нашем обществе наблюдается настоящее религиозное одичание. С тех пор прошло два десятка лет, и за это время, думается, обозначились перемены в лучшую сторону. Поэтому в следующей нашей беседе хотелось бы осветить тему миссионерской и катехизаторской деятельности монастыря. Рассказать о работе его Просветительского центра во имя святого апостола Иоанна Богослова – с Курсами для взрослых, семейной школой «Покров» и кинолекторием, где программа подбора фильмов настолько продумана и притягательна, что невозможно себе представить равнодушие к ней со стороны православного человека.

Хорошо.


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь