Стремителен бег времени, но ему неподвластна воля Божия. В далеком XV веке игумен Пафнутиева монастыря в Боровске Иосиф (Санин) оставил его и, как сообщается в «Волоколамском патерике», «отьиде в лес града Волока Ламского и вселился в пустыню». Здесь, в родных краях, он создал обитель, явившуюся воплощением его представлений об идеальном монастыре, который должен быть не только очагом духовности, но и крупным культурным и хозяйственным центром. Сегодня Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь готовится отмечать 545-летие со дня своего основания (14 июня). Есть в его непростой судьбе еще одна значимая дата, приходящаяся на нынешний год, – 35-летие возрождения монашеской общины. О неразрывной связи прошлого с настоящим мы говорили с наместником монастыря архимандритом Сергием (Воронковым) и иеромонахом Пафнутием (Поповым).
Всё здесь родное!
Отец Пафнутий, сначала вопрос к Вам. Один из «старожилов» обители, иеромонах Севастиан (Косенков) вспоминает, что, когда с территории монастыря только-только выселили школу и там, где сейчас находится большая трапезная, еще висели баскетбольные кольца, но братия поставили картонный алтарь и стали служить службы. Один человек пел на клиросе, то есть, по словам отца Севастиана, хор был одноголосым. А Вам что из тех времен вспоминается?
Мне особенно памятны те моменты, когда митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим по пути на приход в село Спирово (названное так в честь святителя Спиридона Тримифунтского) останавливался возле обители, в то время еще не переданной Церкви, обходил вокруг Успенского собора, в котором стекла были разбиты, под куполом летали голуби, и совершал молебен. Сколько я с ним ездил (поначалу как диакон), я видел, осознавал, что владыка не терпит пустых разговоров. Возникали какие-то трудности (допустим, мы заплутали в ненастную погоду и не знали, где находимся, в какую сторону направляться) – он брал в руки молитвослов и молился. Глубоко духовным человеком, глубоким молитвенником был приснопамятный владыка.
Картонный иконостас, баскетбольные кольца – вероятно, так было в первые дни или недели, но митрополит Питирим быстро стал налаживать богослужения в стенах храмов. Сначала службы совершались в надвратном храме во имя святых апостолов Петра и Павла, затем – в нижнем храме Успенского собора. Владыка прилагал огромные усилия к тому, чтобы полуразрушенный, израненный монастырь потихоньку обустраивался, возрождался. Относительно возрождения в духовном плане, обращусь к селу Спирово, к Введенской церкви, которая – какие бы там ни были лихие времена – никогда не закрывалась. Владыка возродил традицию уникального крестного хода, совершавшегося в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе, когда Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора. После Божественной литургии из сельского храма крестоходцы идут с древним резным образом святителя Николая Чудотворца в Иосифо-Волоцкий монастырь – навстречу им братия выносит икону преподобного Иосифа Волоцкого, служится молебен. Так в этом святом месте встречаются защитники чистоты православной веры, ревностно охранявшие с Божией помощью догматы Церкви, один – на Востоке, от ереси арианства, второй – на Руси, от ереси жидовствующих, проникшей из Новгорода в Москву и заразившей даже великокняжеский двор.
Батюшка, Вы ведь одно время были и благочинным церквей Волоколамского церковного округа, а как давно Вы вошли в число монастырской братии?
Монашеский постриг я принял и стал насельником Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря семь лет назад, а до этого тридцать лет подвизался на Волоколамской земле, принадлежа к белому духовенству. После служил в московских храмах.... Постригал меня в монашество архимандрит Сергий, наместник монастыря. Восприемником был духовник Пафнутьева Боровского мужского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев), он специально сюда приезжал. Отца Сергия я помню совсем молоденьким иеромонахом и искренне радуюсь, что за время своего наместничества (в декабре будет 20 лет с момента его назначения наместником этой древней обители) он вырос в мудрого духовного руководителя. Братия его любит. По натуре он очень добрый человек, характер у него мягкий, батюшка никому ничего не навязывает. Но есть такие вопросы, в которых требуется проявить твердость воли, твердость решений, и отец Сергий эту твердость проявляет. Мне уже немало лет, я перешагнул 80-летний рубеж, более полувека я в Церкви, и когда я слышу, как отец-наместник читает Евангелие, Шестопсалмие (он часто сам читает некоторые последования в богослужениии), то понимаю, что так может читать только человек высокого духа. Должен сказать, что мой духовник старец Власий несколько удивился тому обстоятельству, что я стал насельником не их монастыря, а Иосифо-Волоцкого. Но я так объяснил дорогому батюшке: здесь всё для меня родное! Монастырь еще был закрыт, а мы с владыкой Питиримом сюда приезжали. Случалось, что на первых порах после открытия монастыря некому было служить, и я служил. Столько теплых воспоминаний!
«Помочь митрополиту»
Отец Сергий, теперь к Вам вопрос – простите, что такой длинный. По-разному происходила передача святынь Церкви и их возрождение. Так приснопоминаемый митрополит Евлогий (Смирнов) рассказал порталу «Монастырский вестник» («Первую Литургию мы начали с панихиды по почившим оптинским старцам»), что договор о передаче Оптиной пустыни Иоанно-Предтеченского скита был подписан им и министром культуры РСФСР в день памяти преподобного Макария Оптинского. Символично?! Да. Но, к примеру, живший в келье батюшки Амвросия экскурсовод не хотел освобождать святая святых. Сделал он это лишь после того, как монастырь выделил ему деньги на новую квартиру. (При этом во сне ему явился старец Амвросий и сказал, чтобы деньги он утром пересчитал и лишние вернул тому, кто их дал). А у вас как было?
У нас своя история – тоже в определенной степени примечательная. Как всё происходило? Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим был человеком очень деятельным и общался со многими известными людьми. Например, вместе с Ростроповичем учился играть на виолончели, и кто впоследствии слышал его игру, говорили, что играл он прекрасно! Владыка имел обширные знакомства среди деятелей культуры. Когда жена первого (и единственного) Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева Раиса Максимовна организовала Советский Фонд культуры, митрополит Питирим вошел в состав Президиума Фонда, затем от этого Фонда был избран народным депутатом СССР. Ближайший помощник владыки нам поведал, что, занимаясь вопросами культуры по линии Фонда, владыка митрополит бывал в совместных поездках с Горбачевым, чай с ним пил, то есть они были лично знакомы. Так вот – после бесплодных, к сожалению, попыток решить вопрос о передаче Иосифо-Волоцкого монастыря Церкви путем переписки с госучреждениями ситуация, по рассказу помощника, разрешилась неожиданным образом. Владыка Питирим, встретив на одном из высоких собраний Горбачева, упомянул в разговоре с ним о той чиновничьей волоките, связанной с возвращением древней обители ее истинному хозяину. Горбачев отнесся с участием к этому делу и начертал резолюцию, содержащую всего лишь два слова: «Помочь митрополиту». Сразу всё закрутилось! Подключился Минюст, и буквально через неделю, 15 мая 1989 года, как торжественно и проникновенно написано на официальном сайте монастыря iosif-vm.ru: «Вновь забилось духовное сердце нашего края, вновь в древних стенах зазвучали колокола и слова молитв, затеплились лампады».
Сколько лет владыка Питирим являлся наместником монастыря?
Сорок лет митрополит Питирим носил титул Волоколамского епископа, а во главе монастыря стоял чуть менее пятнадцати лет, до самой кончины в ноябре 2003 года. Планы у него были грандиозные! Не всё, конечно, из задуманного ему удалось осуществить, и всё же многое он успел сделать. Благодаря его международным контактам, в частности, с Германией, у обители сложилась тесная дружба с немецким городом Майнцем, и немецкая сторона стала оказывать материальную помощь. На те средства удалось отремонтировать новый братский корпус. В нем на первом этаже была устроена трапезная, кухня, котельная, зал для приема гостей, часовня во имя преподобного Сергия Радонежского. На втором и третьем этажах были отремонтированы братские кельи, библиотека, ризница, приемная владыки, гостиничные комнаты. Совместно с организацией «Вилла Музика» было запланировано устройство при монастыре молодежного лагеря, куда могли бы приезжать и давать совместные концерты немецкие и российские музыканты. 1991 год ознаменовался созданием музея Библии – единственного такого музея в нашей стране. Точнее, тогда открылась первая экспозиция, основанная на богатейшей библиотеке владыки Питирима, которую он собирал всю жизнь, но несколько позже она была разобрана, работа над музеем надолго приостановилась.
Непростая судьба знаменитого монастырского музея
Как мы знаем, только спустя годы, в рамках празднования 500-летия со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, в обители прошла торжественная церемония открытия музея Библии.
Да, это было в 2015 году. Красную ленточку у входа в музей разрезали Святейший Патриарх Кирилл, губернатор Московской области Андрей Воробьев и я. Но еще раз вернемся к истокам. Первым директором музея стал известный церковный деятель, яркий представитель ученого монашества архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Многие из общавшихся с ним людей видели в нем незаурядную личность. Старшие поколения верующих, должно быть, помнят ту трагедию, что случилась в монастыре весенней ночью 1993 года, когда на отца Иннокентия в настоятельском корпусе напали бандиты, искавшие монастырские ценности. Результат нападения трагичен: тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле, нанесенные и ножом. Батюшка так и не смог до конца восстановить здоровье и через год с небольшим отошел ко Господу. А экспозиция с Библиями была разобрана по той причине, что на втором этаже, где она экспонировалась, случился пожар. Музейные книги от огня спасли, сложили в коробки, и в них они лежали годами. Заново создать экспозицию не получилось из-за кончины отца Иннокентия.
О музее Библии я, кажется, узнал от келейницы митрополита Питирима. Мы с братией сделали совсем простые витрины и хоть как-то разложили ценные экспонаты, чтобы показывать людям, которые сюда приезжали: смотрите, какая красота! Знаете, когда всё лежало в коробках – в келье митрополита Питирима, в соседней с ней келье – я просто не понимал: как это надо экспонировать? О чем рассказывать? В какой последовательности? Но Бог послал нам Ирину Васильевну Поздееву – доктора исторических наук, профессора кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ.
О которой Вы упоминали накануне ее 90-летия в предыдущем своем интервью порталу «Монастырский вестник» – «Свет молитвы озаряет древнюю Русскую землю»...
Почему Ирина Васильевна к нам так прониклась? Потому что жила в нашем монастыре во время Великой Отечественной войны и помнит и бомбежки, и то, как прятались от них в большущей башне, где стояло около пятидесяти кроватей и печка-буржуйка. Помнит, как ели мерзлую картошку. Ее мама была врачом в так называем Детгородке, находившемся на территории древней обители, и девочка здесь десятилетку окончила. А еще она к нам прониклась потому, что, будучи глубоким серьезным исследователем рукописной и старопечатной славяно-русской книги, русского старообрядчества и Православной Церкви, просто не могла пройти мимо такого богатства, какое у нас было. Включавшее и Острожскую Библию 1581 года, и знаменитую Библию, вошедшую в историю под названием Елизаветинской, и Четвероевангелие служебное, пожалованное царем и великим князем Михаилом Федоровичем, то есть первым царем из династии Романовых. Ирина Васильевна, незаменимый человек, проделала огромный труд. Только представьте: надо было каждую книгу просмотреть, все подстрочники проверить, каждую книгу описать, учтя нюансы, и затем уже экспонировать.
Батюшка, давайте мысленно перенесемся из села Теряево Волоколамского района, где находится монастырь, в Париж. В одной из статей написано, что музей прирастает экспонатами, приобретенными и наместником обители. Один из таких экспонатов – Библия, которую Вы увидели в столице Франции на книжных развалах. Можете рассказать какие-то подробности об этом приобретении?
По Парижу нас возил прекрасно знающий его семинарист Парижской духовной семинарии Антон. Как-то подойдя к книжному развалу, я спросил продавца: «У вас есть Библия?» Тот протянул мне книгу в кожаном переплете, напечатанную красивым готическим шрифтом. «У меня ножка диванчика сломалась, – произнес продавец, – она вместо ножки подпирала диванчик, но вот решил ее сюда принести». Только вдуматься: книга Священного Писания сломанный диванчик подпирала!
Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах архимандрит Василий (Паскье) с воодушевлением рассказывал, что, отправляясь на монашескую конференцию, он взял в дар вашему музею Библию, изданную на чувашском языке.
А я, узнав, что издано Евангелие на абхазском языке (издавали его в Москве, потом тираж отправили в Абхазию), попросил отца Виссариона Аплиаа передать нам один экземпляр для музея. Сегодня в трех музейных залах находится более 500 экземпляров книг, включая Священное Писание, богослужебные книги, книги по истории Церкви, святоотеческую литературу, альбомы по иконописи. Научный фонд вместе с экспозиционным составляет более тысячи экземпляров. У многих наш музей вызывает интерес: люди сюда приезжают, смотрят, слушают экскурсоводов.
Вместе шествовать по пути спасения
Отче, Вы признавались корреспондентам, что с детства мечтали о творческой работе, но Бог не дал Вам каких-то особенных талантов. И только в монастыре, в послушании игумена Вы получили от Господа шанс проявить себя творчески – в том, чтобы вести братию путем спасения. Получается?
Конечно, не всё получается так, как я себе представлял. Как вы понимаете, не я в стенах обители кого-то собираю, а Господь. Господь приводит в монастырь совсем разных людей. Есть насельники с учеными степенями, есть из простых – но их объединяет любовь к Богу, к этому святому месту. Если кто чувствует, что «не наш», – уходит. А тот, кто может здесь жить, постепенно входит в монастырскую жизнь, проникается ею, облагораживается, растет на глазах. Некоторые радуют своим духовным устроением.
А какие добродетели Вы цените в своей братии прежде всего?
Все, какие у них есть. Монашеские добродетели – они святыми отцами описаны. Каждый человек является индивидуальностью. Один брат, допустим, отличается большой любовью к службе, у другого талант духовничества. Один брат не любит общаться с мирскими людьми – любит молиться в уединении, читать Иисусову молитву. Другой брат чувствует призвание к миссионерскому духовно-просветительскому служению. Кто-то научился печь просфоры или хлеб – замечательно, что у них душа лежит к этим послушаниям! И всё это как-то объединяется, «склеивается», становится живым организмом, который более-менее исправно функционирует. Вспомним слова апостола Павла: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна: или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12, 21). И в нашем живом монастырском организме то же самое: каждый нужен... Братии у нас 16 человек. Есть в монастыре и послушники, и трудники. Я доволен, что Господь привел сюда таких-то, таких-то и таких-то людей. Значит, с ними и надо жить, с ними и надо шествовать по пути спасения. Слава Богу за всё!
Братия не столь многочисленна, тем не менее монастырь проводит масштабные научно-практические конференции, приглашая на них ученых из разных регионов. Монастырь издает книги, посвященные основателю обители, его духовному наследию и чудесам по молитвам к преподобному Иосифу Волоцкому. Мы в предыдущем интервью некоторые из них называли.
К тому списку хочу добавить книгу «Преподобный Иосиф Волоцкий в русской духовной культуре», представляющую собой коллективную монографию. Она включает в себя исследования древних исторических источников, памятников иконописи и книжного искусства, материалов по агиографии, агиологии и иконографии основателя нашей обители. Я являюсь ответственным редактором этой книги, изданной в рамках просветительского проекта Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой. Добавлю, что книги данной серии – «Святые России» – выпускаются не для продажи, а распространяются по библиотекам страны.
Еще одно интереснейшее издание нельзя обойти вниманием – «Дневник очевидца об обретении святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого до открытия их для поклонения. 2001–2003 гг.»
Написанный монахиней Иосифой (Егасовой), «Дневник очевидца...» вышел в 2015 году. Книга была приурочена к 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого.
А ныне, в год 545-летия основания обители и 35-летия возрождения в ней монашеской жизни, был снят замечательный фильм о насельниках монастыря.
Документальный фильм, снятый каналом Линза, «Почему мужчины уходят в монастырь? Обитель потерявшихся», размещен на официальном сайте монастыря. Длится он чуть более тридцати минут, но столько всего важного, душеполезного они в себя вместили! Важны признания и размышления трудника Владимира: как он был наркоманом; как на зоне, в тюремном храме, пришел к вере; как почувствовал действие благодати, когда ему дали в руки Евангелие и заключенный стал его читать... Интересен рассказ послушника Георгия, которого жена и взрослый сын отпустили в монастырь... Ну, а наш насельник-старожил (ему 86 лет) иеромонах Герман (Чекунов), в миру был ученым, кандидатом химических наук, доцентом, преподавал в знаменитом МАИ. Какой путь прошел атеист, коммунист к служению у Престола Божия? Что сподвигло его принять монашество? Лучше об этом услышать из уст самого отца Германа, посмотрев фильм. Корреспонденты часто меня спрашивают: чувствуем ли мы в монастыре помощь его основателя и Небесного покровителя? Я им говорил и сейчас, в заключение нашей беседы, скажу: монастырь живет, развивается – и именно в этом непрерывном созидательном процессе особенно ощутима помощь преподобного Иосифа Волоцкого.
Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также снимки предоставлены
Иосифо-Волоцким ставропигиальным
мужским монастырем