Монастырский музей как связь времен

Иосифо-Волоцкий монастырь

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь стоит на волоколамской земле уже более пяти веков. Созданный и управляемый мощной целеустремленной волей преподобного Иосифа, он, без сомнения, пережил в конце XV столетия самый значительный период расцвета – обрел имя и индивидуальное лицо. Обитель отличали бескомпромиссная строгость устава, аскетизм – как основа высокой молитвы и одновременно – забвения себя в служении нуждам ближнего. Развивавшаяся здесь культура книжного дела, богослужения, всей полноты церковного искусства – была выражением благодарности и хвалы Творцу за красоту мира и дарованные человеку таланты... После того как разоренный монастырь в 1989 году возвратили Церкви, его возглавил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка в полной мере осознавал идеал, к которому должна была стремиться возрождаемая обитель. Однако обстоятельства не сразу складывались благоприятно, период собирания сил оказался весьма долгим. Сейчас в монастыре, готовящемся к знаменательной дате – 500-летию преставления преподобного Иосифа (2015 г.), трудами отца Наместника и насельников воплощаются в жизнь многие начинания и замыслы Владыки. Один из них – уникальный музей Библии.

Иногда внешние трудности чудесным образом служат катализатором плодотворных идей. Музей Русской Библии в Иосифо-Волоцком монастыре появился в результате… удачно придуманного выхода из тупиковой ситуации. В начале 90-х годов советская цензура сменилась законотворческим абсурдом нового времени: грандиозная работа Издательского отдела Московской Патриархии по выпуску многотомной иллюстрированной Геннадиевской Библии – замечательного памятника русской культуры XV века была остановлена на моменте сдачи в типографию из-за препонов  при получении лицензии на издательскую деятельность. Глава Отдела митрополит Питирим уже был в то время наместником монастыря. В обители создали музей Библии, зарегистрированный как индивидуальное частное предприятие. Вкупе с музейным статусом это позволило быстро оформить лицензию, и первые тома Библии были напечатаны…

Конечно, на самом деле эта история далека от анекдота. Владыка Питирим, обладавший глубокими знаниями и безупречным вкусом вМузей Библии отношении памятников древности, был и выдающимся их собирателем. Его бесценная  коллекция – около четырехсот редких экземпляров Священного Писания разных эпох и стран составила основу фондов монастырского музея. Одновременно музей обрел и лучшего из возможных хранителя: его директором стал архимандрит Иннокентий (Просвирнин), тогда уже многие годы проработавший в Издательском отделе. Ученый мирового уровня в области истории и научных издательских проектов, подготовивший к 1000-летию Крещения Руси (в период тотального книжного голода в Церкви) издание 24-х томов Богослужебных Миней, архивист, создатель «охранного фонда»  ценных рукописей в микрофильмах (о цифровых технологиях еще не слышали) – отец Иннокентий был личностью поистине уникальной. Около двух лет он состоял в братии Иосифо-Волоцкого монастыря, пока не произошла трагедия: жестоко избитый и раненный двумя подонками, искавшими монастырские ценности, отец Иннокентий, беспокоясь о жизни братьев и о реликвиях, неудачно выпрыгнул из окна настоятельского корпуса, чем усугубил травмы. Он умер через год с небольшим в возрасте 55 лет.

…Возможно, Владыка Питирим, имея соработников такого уровня, как архимандрит Иннокентий, предъявлял слишком высокие требования к только формирующейся братии, или были на то иные причины, но монастырь к моменту кончины митрополита остался без насельников.

Опеку над осиротевшей обителью, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, взял Саввино-Сторожевский монастырь. Монахи стали сюда приезжать на неделю, на две – в командировки. Приближалось 525-летие со дня основания Иосифо-Волоцкого монастыря,  в день празднования  ждали Патриарха, никогда прежде здесь не бывавшего. У эконома Савинно-Сторожевской обители отца Сергия (Воронкова) командировка оказалась весьма продолжительной, потому что на его плечи лег колоссальный объем хозяйственных забот по подготовке к празднику… Спустя несколько месяцев по окончании торжеств Священный Синод утвердил отца Сергия наместником ставропигиального монастыря в сане игумена. Это было девять лет назад – в конце декабря 2004-го.

arhSergiy iosofovolotskОтец Сергий, вспоминая прошедшие годы, говорит, что временами он испытывал чувство брошенности, оказываясь один-на-один с массой острых проблем, но мысль, что Бог привел его в эту обитель, так же как и молитва преподобному Иосифу всегда помогали справиться с печалью. А наградой были пронзительно-радостные моменты – появление хороших людей, их труд и духовный рост, внутреннее преображение, принятие решения о постриге… Постепенно являлись и благотворители, монастырь включили в федеральную целевую программу. Радостью  была  возможность, несмотря на огромную нагрузку, закончить работу над диссертацией об Успенском соборе монастыря. Надежды владыки Питирима на возрождение высокого культурного статуса  обители стали оправдываться. Свидетельство тому – и судьба музея Библии.

После кончины Владыки музейная деятельность приостановилась. Но сегодня музей, размещенный в трех прекрасных светлых залах нового здания, готовится к своему второму открытию, и отец наместник собирается писать прошение Святейшему Патриарху Кириллу, чтобы Его Святейшество возглавил торжественную церемонию. А пока полным ходом идет подготовка экспозиции, люди, жаждущие встречи с бесценными старинными изданиями, все равно время от времени сюда наведываются.

Экскурсовод рассказала, что недавно приезжала группа ребят, поступивших в этом году в  Николо-Угрешскую семинарию. Четыре часа семинаристы ее не отпускали: затаив дыхание слушали про Острожскую Библию – первое полное научное издание Библии на церковно-славянском языке, напечатанное Иваном Федоровым в Остроге, имении просветителя и мецената князя Константина Острожского. Долго рассматривали раритет, как и другие Библии – детские, походные. Большое впечатление произвел и один из самых ценных экспонатов музея – Библия, которую царь Михаил Федорович подарил московской церкви Софии Премудрости Божией у Пушечного двора. Всё для молодых людей было внове, заинтересовали, например, дары  Института перевода Библии – ведущего российского центра по переводу Священного Писания на языки неславянских народов России и других стран постсоветского пространства. (А мне довелось увидеть один из последних таких даров – Библию на чеченском языке).

У музея есть свои компетентные эксперты. Его научным руководителем является Ирина Васильевна Поздеева – доктор исторических наук, заведующая археографической лабораторией истфака МГУ.  Волоколамск – ее родина, работу она начинала еще с митрополитом Питиримом и теперь с радостью говорит о том, что нынешний наместник достойно продолжает дело Владыки.  В одном из своих интервью Ирина Васильевна рассказала, как была потрясена, когда однажды у нее зазвонил телефон и раздался голос архимандрита Сергия: «Я в букинистическом магазине в Риме. Что нужно купить для музея?» Он привез оттуда Библию 1609 года  – венецианское издание. Во время другой паломнической поездки – во Францию – отец Сергий познакомился с ректором Русской духовной семинарии в Париже иеромонахом Александром (Синяковым), который дал ему в сопровождение семинариста,  прекрасно знающего город. Семинарист повел гостя к книжным развалам, где лежали старые Библии. Ошеломленный таким богатством, отец Сергий даже не смог увезти всё, что приобрел там для монастырского музея, но вскоре иеромонах Александр выслал ему оставленные в Париже книги посольской почтой... «Сегодня мы действительно можем открыть и показать людям историю и значение Библии для всей мировой цивилизации», – говорит Ирина Васильевна.

bibl-muz21Я поинтересовалась у отца Наместника, кому, на его взгляд, эта богатейшая  экспозиция  может быть особенно интересна и важна, и услышала в ответ:

– Думаю, что музей Библии будет своего рода изюминкой нашего монастыря. Не в каждой обители есть хороший музей, а в нашей он появится – причем уникальный. И, как мы пишем на своем сайте, главной его целью станет миссионерско-просветительская деятельность среди паломников и гостей обители. Также я надеюсь, что этот музей заинтересует ученое монашество – тех, кто серьезно занимается научными исследованиями.

Остается добавить, что первый зал музея – мемориальный. Он посвящен жизни и деятельности митрополита Питирима. Здесь есть и его детские фотографии  (будущий архипастырь был одиннадцатым ребенком в семье приходского священника), и те удивительные снимки, что были сделаны на склоне лет;  в витрине помещено  праздничное облачение. Если не спеша обойти этот зал по периметру,  рассматривая  многочисленные  книги  – свидетельство многолетнего труда Владыки, – можно уловить атмосферу ушедшего, хотя и не столь отдаленного от нас времени, когда  митрополит Питирим руководил Издательским отделом, в условиях жесточайшей цензуры выпускал Журнал Московской Патриархии – единственное издание, которое, подчас эзоповым языком,  знакомило  общество с православием. Более ясной становится здесь и связь времен, живым воплощением которой был этот замечательный архиерей Русской Церкви.

Вспоминая воодушевленный рассказ экскурсовода о недавнем приезде студентов Николо-Угрешской семинарии, для которых четыре часа пребывания в монастырском музее Библии слились в один счастливо-познавательный миг, я по дороге в Москву думала, что, наверное, такой  замечательной молодежи у нас много. И поездки сюда могут стать для нее  не просто интересным событием, но и важным этапом на пути духовного становления.

 


Альбом Фотографий смотреть здесь

Автор: Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

 


Материалы по теме

Новости

Публикации