Интервью информационному агентству «Ромфея»

Митрополит Волоколамский Иларион
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа».

— Ваше Высокопреосвященство, сегодня начинает свою работу Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Ожидается, что на Соборе среди прочих тем будет обсуждаться церковная ситуация на Украине и связанный с нею кризис в отношениях между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Что Вы считали бы важным сказать в связи с предстоящим обсуждением украинской темы иерархами Элладской Церкви?

— Вопрос украинской автокефалии был главной темой письма, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера направил Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму. В этом письме изложена позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу, и я могу предположить, что оно будет обсуждаться на Соборе Элладской Церкви.

Со своей стороны, считаю важным обратить внимание на то, что все, предпринимаемое сейчас Константинопольским Патриархатом в направлении создания на Украине автокефальной церкви, никоим образом не касается существующей в этой стране и признанной всем православным миром канонической Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с прошением об автокефалии к Константинопольскому Патриарху не обращалась. Более того, ее епископат выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что нынешний статус Украинской Церкви — как самоуправляемой, но в составе Московского Патриархата — является для неё оптимальным. Тем не менее, мнение канонической иерархии Украины было проигнорировано, и в Киев были назначены экзархи Константинопольского Патриархата для воплощения проекта украинской автокефалии в жизнь.

Поскольку, как я уже сказал, Украинская Православная Церковь не обращалась за автокефалией, то ближайшей задачей экзархов стала подготовка почвы для создания на Украине новой, параллельной ей структуры, которая включила бы в себя нынешних раскольников и которой будет предоставлен томос об автокефалии. Именно этой структуре предполагается усвоить наименование Украинской Православной Церкви, которое предварительно путем принятия специально подготовленных для этого Верховной Радой дискриминационных законов предполагается отобрать у существующей канонической Церкви, возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

Представители государственных властей Украины открыто заявляют о том, что Украинская Православная Церковь будет насильственно переименована в Митрополию Русской Церкви в Украине. В связи с этим руководители раскола утверждают, что она лишится юридических прав на принадлежащие ей храмы и монастыри, в том числе на главную святыню Украинской Церкви — Киево-Печерскую лавру.

Все это означает, что изгоями в собственной стране станет большинство православных верующих, у которых будут массово отбирать храмы и монастыри — не таким разбойническим способом, как это имело место до сих пор, а как бы на законных основаниях.

— В свое время, в связи с провозглашением автокефалий Элладской Церкви, Румынской Церкви и других Церквей, получивших автокефалию от Константинополя в XIX веке, разве не предпринимались аналогичные действия?

— В случаях с Грецией, Румынией, Сербией, Болгарией речь не шла о создании из раскольников параллельной автокефальной структуры в обход уже существующей канонической Церкви. Однако именно это сейчас готовятся воплотить на Украине. Вот почему предоставление томоса украинским раскольникам — если он всё же будет предоставлен — в действительности будет означать не автокефалию, а легализацию раскола. Мы знаем, что существуют разные подходы к вопросу о том, кто в Православной Церкви компетентен предоставлять автокефалию. Однако всем очевидно, что правом легализовать раскол священные каноны не наделяют никого.

Действия, уже предпринятые Константинопольской Церковью, а также заявления её высоких представителей о том, что процесс автокефалии на Украине будет доведён до конца, вынудили Русскую Православную Церковь предпринять ответные шаги. В условиях открытого посягательства на целостность канонической территории Русской Церкви ее Священный Синод 14 сентября постановил приостановить молитвенное поминовение Святейшего Патриарха Варфоломея и сослужение с архиереями Константинопольского Патриархата.

Синод также принял заявление, в котором  приводятся исторические факты, свидетельствующие о том, что церковная принадлежность Киевской митрополии к Московскому Патриархату не подлежит никакому сомнению, какие бы попытки пересмотра церковной истории сейчас, спустя 300 лет после их воссоединения, не предпринимались.

В том же заявлении содержится призыв к Поместным Православным Церквам инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Почему это сейчас необходимо? Во-первых, предоставление статуса автокефалии является делом всей православной полноты, а не одной только Церкви. Во-вторых, предоставление томоса раскольникам повлечет за собой катастрофические последствия для православного единства. С точки зрения православной экклезиологии невозможно состоять в евхаристическом общении и с канонической Церковью, и с отделившимися от нее лицами. Такой шаг приведет к полному разрыву общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, и этот разрыв будет очень сложно преодолеть.

Я знаком со многими иерархами Элладской Православной Церкви и думаю, что большинство из них воспринимают близко к сердцу то, что происходит сейчас в связи с так называемой украинской автокефалией. Многие иерархи бывали и на Украине, и в России, многие принимали у себя паломников из Московского Патриархата — как из России, так и из Украины. Теперь, когда мы подошли к опасной черте, у меня остается надежда, что Преосвященные архипастыри Элладской Церкви с особым вниманием отнесутся к сложившейся критической ситуации и сделают всё возможное для скорейшего начала общеправославного обсуждения украинского церковного вопроса, ведь дальнейшие односторонние действия в отношении украинской автокефалии могут иметь самые трагические последствия для единства всего Святого Православия.
Материалы по теме

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пензенский Троицкий женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.