Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа».
— Ваше Высокопреосвященство, сегодня начинает свою работу Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Ожидается, что на Соборе среди прочих тем будет обсуждаться церковная ситуация на Украине и связанный с нею кризис в отношениях между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Что Вы считали бы важным сказать в связи с предстоящим обсуждением украинской темы иерархами Элладской Церкви?
— Вопрос украинской автокефалии был главной темой письма, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера направил Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму. В этом письме изложена позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу, и я могу предположить, что оно будет обсуждаться на Соборе Элладской Церкви.
Со своей стороны, считаю важным обратить внимание на то, что все, предпринимаемое сейчас Константинопольским Патриархатом в направлении создания на Украине автокефальной церкви, никоим образом не касается существующей в этой стране и признанной всем православным миром канонической Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с прошением об автокефалии к Константинопольскому Патриарху не обращалась. Более того, ее епископат выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что нынешний статус Украинской Церкви — как самоуправляемой, но в составе Московского Патриархата — является для неё оптимальным. Тем не менее, мнение канонической иерархии Украины было проигнорировано, и в Киев были назначены экзархи Константинопольского Патриархата для воплощения проекта украинской автокефалии в жизнь.
Поскольку, как я уже сказал, Украинская Православная Церковь не обращалась за автокефалией, то ближайшей задачей экзархов стала подготовка почвы для создания на Украине новой, параллельной ей структуры, которая включила бы в себя нынешних раскольников и которой будет предоставлен томос об автокефалии. Именно этой структуре предполагается усвоить наименование Украинской Православной Церкви, которое предварительно путем принятия специально подготовленных для этого Верховной Радой дискриминационных законов предполагается отобрать у существующей канонической Церкви, возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Представители государственных властей Украины открыто заявляют о том, что Украинская Православная Церковь будет насильственно переименована в Митрополию Русской Церкви в Украине. В связи с этим руководители раскола утверждают, что она лишится юридических прав на принадлежащие ей храмы и монастыри, в том числе на главную святыню Украинской Церкви — Киево-Печерскую лавру.
Все это означает, что изгоями в собственной стране станет большинство православных верующих, у которых будут массово отбирать храмы и монастыри — не таким разбойническим способом, как это имело место до сих пор, а как бы на законных основаниях.
— В свое время, в связи с провозглашением автокефалий Элладской Церкви, Румынской Церкви и других Церквей, получивших автокефалию от Константинополя в XIX веке, разве не предпринимались аналогичные действия?
— В случаях с Грецией, Румынией, Сербией, Болгарией речь не шла о создании из раскольников параллельной автокефальной структуры в обход уже существующей канонической Церкви. Однако именно это сейчас готовятся воплотить на Украине. Вот почему предоставление томоса украинским раскольникам — если он всё же будет предоставлен — в действительности будет означать не автокефалию, а легализацию раскола. Мы знаем, что существуют разные подходы к вопросу о том, кто в Православной Церкви компетентен предоставлять автокефалию. Однако всем очевидно, что правом легализовать раскол священные каноны не наделяют никого.
Действия, уже предпринятые Константинопольской Церковью, а также заявления её высоких представителей о том, что процесс автокефалии на Украине будет доведён до конца, вынудили Русскую Православную Церковь предпринять ответные шаги. В условиях открытого посягательства на целостность канонической территории Русской Церкви ее Священный Синод 14 сентября постановил приостановить молитвенное поминовение Святейшего Патриарха Варфоломея и сослужение с архиереями Константинопольского Патриархата.
Синод также принял заявление, в котором приводятся исторические факты, свидетельствующие о том, что церковная принадлежность Киевской митрополии к Московскому Патриархату не подлежит никакому сомнению, какие бы попытки пересмотра церковной истории сейчас, спустя 300 лет после их воссоединения, не предпринимались.
В том же заявлении содержится призыв к Поместным Православным Церквам инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Почему это сейчас необходимо? Во-первых, предоставление статуса автокефалии является делом всей православной полноты, а не одной только Церкви. Во-вторых, предоставление томоса раскольникам повлечет за собой катастрофические последствия для православного единства. С точки зрения православной экклезиологии невозможно состоять в евхаристическом общении и с канонической Церковью, и с отделившимися от нее лицами. Такой шаг приведет к полному разрыву общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, и этот разрыв будет очень сложно преодолеть.
Я знаком со многими иерархами Элладской Православной Церкви и думаю, что большинство из них воспринимают близко к сердцу то, что происходит сейчас в связи с так называемой украинской автокефалией. Многие иерархи бывали и на Украине, и в России, многие принимали у себя паломников из Московского Патриархата — как из России, так и из Украины. Теперь, когда мы подошли к опасной черте, у меня остается надежда, что Преосвященные архипастыри Элладской Церкви с особым вниманием отнесутся к сложившейся критической ситуации и сделают всё возможное для скорейшего начала общеправославного обсуждения украинского церковного вопроса, ведь дальнейшие односторонние действия в отношении украинской автокефалии могут иметь самые трагические последствия для единства всего Святого Православия.
— Ваше Высокопреосвященство, сегодня начинает свою работу Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Ожидается, что на Соборе среди прочих тем будет обсуждаться церковная ситуация на Украине и связанный с нею кризис в отношениях между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Что Вы считали бы важным сказать в связи с предстоящим обсуждением украинской темы иерархами Элладской Церкви?
— Вопрос украинской автокефалии был главной темой письма, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера направил Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму. В этом письме изложена позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу, и я могу предположить, что оно будет обсуждаться на Соборе Элладской Церкви.
Со своей стороны, считаю важным обратить внимание на то, что все, предпринимаемое сейчас Константинопольским Патриархатом в направлении создания на Украине автокефальной церкви, никоим образом не касается существующей в этой стране и признанной всем православным миром канонической Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с прошением об автокефалии к Константинопольскому Патриарху не обращалась. Более того, ее епископат выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что нынешний статус Украинской Церкви — как самоуправляемой, но в составе Московского Патриархата — является для неё оптимальным. Тем не менее, мнение канонической иерархии Украины было проигнорировано, и в Киев были назначены экзархи Константинопольского Патриархата для воплощения проекта украинской автокефалии в жизнь.
Поскольку, как я уже сказал, Украинская Православная Церковь не обращалась за автокефалией, то ближайшей задачей экзархов стала подготовка почвы для создания на Украине новой, параллельной ей структуры, которая включила бы в себя нынешних раскольников и которой будет предоставлен томос об автокефалии. Именно этой структуре предполагается усвоить наименование Украинской Православной Церкви, которое предварительно путем принятия специально подготовленных для этого Верховной Радой дискриминационных законов предполагается отобрать у существующей канонической Церкви, возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Представители государственных властей Украины открыто заявляют о том, что Украинская Православная Церковь будет насильственно переименована в Митрополию Русской Церкви в Украине. В связи с этим руководители раскола утверждают, что она лишится юридических прав на принадлежащие ей храмы и монастыри, в том числе на главную святыню Украинской Церкви — Киево-Печерскую лавру.
Все это означает, что изгоями в собственной стране станет большинство православных верующих, у которых будут массово отбирать храмы и монастыри — не таким разбойническим способом, как это имело место до сих пор, а как бы на законных основаниях.
— В свое время, в связи с провозглашением автокефалий Элладской Церкви, Румынской Церкви и других Церквей, получивших автокефалию от Константинополя в XIX веке, разве не предпринимались аналогичные действия?
— В случаях с Грецией, Румынией, Сербией, Болгарией речь не шла о создании из раскольников параллельной автокефальной структуры в обход уже существующей канонической Церкви. Однако именно это сейчас готовятся воплотить на Украине. Вот почему предоставление томоса украинским раскольникам — если он всё же будет предоставлен — в действительности будет означать не автокефалию, а легализацию раскола. Мы знаем, что существуют разные подходы к вопросу о том, кто в Православной Церкви компетентен предоставлять автокефалию. Однако всем очевидно, что правом легализовать раскол священные каноны не наделяют никого.
Действия, уже предпринятые Константинопольской Церковью, а также заявления её высоких представителей о том, что процесс автокефалии на Украине будет доведён до конца, вынудили Русскую Православную Церковь предпринять ответные шаги. В условиях открытого посягательства на целостность канонической территории Русской Церкви ее Священный Синод 14 сентября постановил приостановить молитвенное поминовение Святейшего Патриарха Варфоломея и сослужение с архиереями Константинопольского Патриархата.
Синод также принял заявление, в котором приводятся исторические факты, свидетельствующие о том, что церковная принадлежность Киевской митрополии к Московскому Патриархату не подлежит никакому сомнению, какие бы попытки пересмотра церковной истории сейчас, спустя 300 лет после их воссоединения, не предпринимались.
В том же заявлении содержится призыв к Поместным Православным Церквам инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Почему это сейчас необходимо? Во-первых, предоставление статуса автокефалии является делом всей православной полноты, а не одной только Церкви. Во-вторых, предоставление томоса раскольникам повлечет за собой катастрофические последствия для православного единства. С точки зрения православной экклезиологии невозможно состоять в евхаристическом общении и с канонической Церковью, и с отделившимися от нее лицами. Такой шаг приведет к полному разрыву общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, и этот разрыв будет очень сложно преодолеть.
Я знаком со многими иерархами Элладской Православной Церкви и думаю, что большинство из них воспринимают близко к сердцу то, что происходит сейчас в связи с так называемой украинской автокефалией. Многие иерархи бывали и на Украине, и в России, многие принимали у себя паломников из Московского Патриархата — как из России, так и из Украины. Теперь, когда мы подошли к опасной черте, у меня остается надежда, что Преосвященные архипастыри Элладской Церкви с особым вниманием отнесутся к сложившейся критической ситуации и сделают всё возможное для скорейшего начала общеправославного обсуждения украинского церковного вопроса, ведь дальнейшие односторонние действия в отношении украинской автокефалии могут иметь самые трагические последствия для единства всего Святого Православия.
Материалы по теме