Какую эпоху ни возьми, всегда шла жесточайшая борьба добра со злом

Иеродиакон Нафанаил (Бобылев)

Если заглянуть далеко-далеко, в глубь веков, то можно представить себе такую картину: миссионера – инока Киево-Печерского монастыря Иоанна Кукшу, осуществлявшего апостольскую миссию на нынешней Орловской земле (тогда это было княжество Черниговское) – языческие жрецы убивают под Мценском. Это случилось в 1113 году. Но апостольская миссия продолжается. Один из учеников священномученика, Авраамий, основывает в двенадцати верстах от города Новосиль Вознесенский монастырь, насельниками которого становятся и обращенные в христианство бывшие разбойники – причем вместе со своим атаманом, уверовавшим в Спасителя. В конце XV века обитель разрушают литовцы. Оставшиеся монахи основывают новый монастырь, уже поближе к Новосилю, в четырех верстах. Он получает название «Свято-Духовского»... В предыдущем интервью на портале «Монастырский вестник» насельник Новосильского Свято-Духова мужского монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии иеродиакон Нафанаил (Бобылев), доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, магистр богословия, рассказал о трех монахах-мучениках святой обители, расстрелянных большевиками в 1919 году («Они ушли в Вечность в ангельском чине»). Теперь мы с отцом Нафанаилом попытались всмотреться в другие эпохи, а также обратились к сегодняшнему дню.

Монастырь на «Богородичном поясе» принимал удар на себя...

Отец Нафанаил, у древней обители на Орловской земле на протяжении многих веков была такая богатая, насыщенная разными событиями жизнь, что этому можно посвятить целую серию публикаций. Но давайте наш разговор начнем с одного Вашего стихотворения – «Монастырь на литовской дороге». Видимо, тот давний период истории так затронул Вашу душу, что захотелось свои мысли, эмоции выразить в стихотворной форме?

Я стал насельником монастыря шесть лет тому назад. За год до этого отошел ко Господу мой друг, насельник обители Святого Духа монах-поэт Варсонофий (Степаненко). Он был духовным чадом старцев Ипполита (Халина) и Илия (Ноздрина), писал по их благословению стихи. Самые проникновенные строки отца Варсонофия были посвящены Богородице. Мне вспоминается: «Келья монаха всегда поле битвы/. /Жди нападенья лукавых врагов./ Пусть Бог услышит наши молитвы,/ Матери Божьей над нами Покров...». Теперь я живу в келье моего приснопамятного друга и также стал писать стихи (когда-то в юности я их писал, потом случился долгий перерыв). Некоторые мои стихи посвящены Богородице, потому что близость Неба, Божией Матери, «сил бесплотных» тут ощущается с большой остротой и реальностью. И это не случайно. Свято-Духов монастырь расположен на «Богородичном поясе» – так именовали кольцо пограничных укреплений – «засечных линий», защищавших Москву. Обитель Святого Духа представляла в прошлом настоящую крепость, она стояла на так называемой литовской дороге («Литовском шляхе») – кратчайшем пути с Запада к Москве. По этой дороге не раз приходили на Русь захватчики, и монастырь принимал удар на себя. Первое письменное упоминание о нем в столбцах Московского Поместного приказа связано с иноземным нашествием: в 1611 году, в Смутное время, литовцы разорили, разграбили и сожгли обитель, увезли колокола. Стихотворение «Монастырь на литовской дороге» навеяно историей нашего монастыря.


День отгорел. И его подножье –
Как и всегда – молитва и труд.
Здесь у литовского придорожья
Счет на века, на вечность ведут.
Видишь? Опять пыль по шляху клубится.
Вновь к нам поганые. Вновь орда…
Но никогда этим псам не добиться
Взять нашу землю, взять города.
Им ли понять, живущим разбоем
Душу Руси – так было века.
Русский всегда был монах и воин.
Небо и Вечность – цена высока
Труд и молитва – корень России.
Слышишь? Незримо трубы поют.
Ангелы с нами. С нами – родные.
Тысячи русичей вновь в бою.

Это стихотворение родилось осенью 2018 года. Я тогда и не предполагал, что всего через четыре года произойдет столь драматичный поворот истории России, и тема связи времен, развиваемая в нем, получит особое, судьбоносное звучание.

Благословение схиархимандрита Илия в своеобразной форме

Вы пишете в своих стихотворных строках, что русский всегда был монахом и воином. Насельникам Свято-Духова монастыря ведь не только молитвенно, но и с оружием в руках приходилось защищать Отечество в смертельных боях?


Как я уже сказал, монастырь выполнял важную роль в защите южных рубежей Московской Руси. Документальные свидетельства об этом относятся к первой половине XVII века. Но в Новосильской земле бытует предание, что монахи Свято-Духова монастыря участвовали в «Мамаевом побоище». Они входили в состав дружины города Новосиля. Надо сказать, что до поля Куликова от нашей обители по прямой всего 113 километров. Победа в Куликовской битве, положившая начало освобождению Руси от чужеземного ига, как мы знаем, была одержана 8 (21) сентября – на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Копия иконы Донской Божией Матери, которая находилась с русскими ратниками на поле Куликовом, наряду с чудотворной иконой Николы Новосильского Доброго, является наиболее почитаемой у нас в монастыре. Рождество Богородицы особо отмечается в обители: в этот день проводятся народные фестивали с приглашением многих гостей, крестные ходы, другие мероприятия. Упомяну еще одну дорогую сердцу деталь: монах-поэт, отец Варсонофий, ушел от нас в канун Рождества Богородицы, в момент начала утрени праздника... Как и мой друг, я также получил благословение на свое стихотворное творчество от духовника родной обители схиархимандрита Илия (Ноздрина). Хотя в весьма своеобразной форме.

А произошло это следующим образом. В начале декабря 2018 года, примерно за месяц до моего пострига, я сказал наместнику монастыря игумену Александру (Маслову) о том, что пишу стихи и попросил благословения на их публикацию. Благословение было дано. Я стал размещать стихи на портале Стихи.ру. Вскоре мы поехали с отцом Александром в Переделкино к отцу Илию за благословением на мой постриг и монашеское имя. Всё происходило под огромным и художественно изысканным по своим формам куполом храма во имя святого благоверного князя Игоря Черниговского. В конце ранней Литургии схиархимандрит Илий и игумен Александр вышли из алтаря. Наместник рассказал старцу обо мне и о том, что я пишу стихи. При этих словах батюшка Илий заметно оживился и шутливо произнес: «Рифмоплет, значит?». Потом добавил: «У нас в Оптиной был такой чудак, иеродиакон Нафанаил – очень любил писать стихи по всякому поводу…» На вопрос игумена о моем монашеском имени уклончиво ответил: «Ну, ты же игумен, наместник – тебе и решать». Упоминание о поэте-иеродиаконе Нафанаиле мы с отцом Александром восприняли как косвенное, иносказательное благословение старца. Так я стал монахом, затем иеродиаконом Нафанаилом, который всё это время старается продолжать линию иноков-воинов нашего монастыря на «поэтическом фронте».


Судя по радующим глаз снимкам на монастырском сайте и видео на YouTube-канале, обитель возрождается. Возрождаются ее стены. А духовные традиции?

И духовные традиции у нас возрождаются. Например, наибольшей известностью до Октябрьского переворота пользовались крестные ходы с чудотворной иконой Николы Доброго, написанной, по преданию, первым русским иконописцем, иноком Киево-Печерской лавры Алимпием в XI веке и подаренной Новосильскому Свято-Духову монастырю государем Алексеем Михайловичем Романовым. Первый историк Свято-Духова монастыря учитель Егор Русаков по поводу почитания иконы и крестных ходов с нею писал: «Жители почти каждого села Новосильского уезда ежегодно брали икону к себе. Для сего в известное время жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взяв святую икону, несут ее пешком иногда верст 40-50». В самом монастыре, указывал Русаков, поклонение иконе не прекращалось круглый год: это происходило каждый воскресный день и особенно – на праздники Святителя Николая и Святой Троицы: «…в эти дни бывает почти неумолкающее пение перед иконою». После Октябрьского переворота чудотворный образ Николы Доброго был утрачен (похитителей, по всей видимости, привлекла исключительно богатая, изысканная риза иконы, инкрустированная драгоценными камнями. Свой вклад в украшение иконы внесли представители ряда известнейших и богатейших родов России, новосильских помещиков – Воротынских, Долгоруких, Шуйских, Голицыных и других).


Помимо этой великой святыни были утрачены и многие другие иконы «древнего письма», о наличии которых в монастыре сообщал Русаков. А также – дорогие ризы, облачения, церковная утварь. Монастырь был подвергнут разорению, ограблению и в 1921 году закрыт. Его восстановление началось в 2005 году, по благословению старца Илия. Наместником монастыря стал игумен Александр (Маслов). И братия, и миряне видят, что под руководством отца-наместника делается всё возможное для восстановления обители во всей ее былой красоте. А в 2015 году свершилось знаменательное событие: по благословению старца Илия и настоятеля Свято-Духова монастыря епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария на основе сохранившейся фотографии и дореволюционных описаний в московской мастерской была воссоздана «в меру чудотворного образа» икона святителя Николы Новосильского Доброго. В настоящее время в монастыре возобновилась традиция постоянных молитвословий перед святыней. 26 мая 2019 года после столетнего перерыва произошло возрождение древней святой традиции – как и в прежние века, стал совершаться соборный крестный ход с иконой Николы Доброго. Среди других монастырских крестных ходов, воспринимаемых с наибольшим духовным подъемом, хочу отметить ежегодный крестный ход, посвященный памяти Царственных страстотерпцев.

Сегодня, сейчас, в наши дни...

Отец Нафанаил, хотелось бы также услышать от Вас как от монаха-воина на «поэтическом фронте» о недавно написанном стихотворении «Походная песня». Какое-то конкретное событие побудило его написать или общая атмосфера?

Побудила меня к этому проповедь епископа Скопинского и Шацкого Питирима. Я ее услышал в праздник Рождества Богородицы, после того, как Президент В.В. Путин объявил частичную мобилизацию в стране. И по могучей духовной силе этой проповеди, по ее патриотическому заряду мысленно сравнил ее со знаменитой речью Козьмы Минина, призвавшего русских людей на защиту Веры и Отечества. Особенно резанула по сердцу одна деталь. Владыка в конце рассказал о своей недавней поездке на линию фронта на Харьковском направлении и о том, с какой трогательной, щемящей благодарностью за поддержку и солидарность смотрели на них молоденькие солдаты, только что побывавшие в пекле войны. В подтексте слов владыки сквозила мысль-переживание об «окамененном нечувствии» наших душ, о «страусином» равнодушии части нашего общества – то есть тех, кто «прячет голову в песок» и до сих пор не осознал и не почувствовал в полной мере степень угрозы, нависшей над всеми нами, над нашим будущим и будущим наших детей. Еще – о тех, кто не оказывает должной сердечной, духовной поддержки чистым и светлым ребятам, грудью заслонившим Россию от беспощадного, циничного, исполненного сатанинской злобы врага. В итоге родилась «Походная песня». Она неожиданно получилась своеобразным «продолжением» стихотворения «Монастырь на литовской дороге».

Благословляют нас росы,
Наши леса и поля,
Звезд путеводная россыпь, –
Наша святая земля!
Грома орудий раскаты,
Сполохи битвы-грозы:
Против нас дьявол и НАТО –
Яд многоглавой гюрзы.
Грудью закроем Россию,
Наших отцов, матерей.
Вражью нечистую силу
Уничтожай, не жалей!
Руки у гадов по локти
В детской невинной крови.
Тянутся к Родине когти.
Бой наш – во имя любви!

У Вас есть страничка ВКонтакте, где в фотогалерее я увидела интересную подборку снимков: Президент Владимир Путин со старцами, с монашествующими и во время своего первого срока на высшем государственном посту, и во время второго срока... Как появилась мысль дать такой фоторяд в соцсетях?


Начну издалека. Я крестился в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга (тогда – Ленинграда) в достаточно зрелом возрасте, в 39 лет. Но, подобно многим неофитам, был радикален в своих взглядах и с неким пренебрежением относился, например, к чиновникам, вчерашним советским функционерам, что еще недавно активно проводили в жизнь атеистическую политику Коммунистической партии, а теперь демонстрировали свою православную веру перед телекамерами. Поэтому я сначала не воспринимал всерьез появлявшиеся иногда в СМИ материалы о внимании, которое проявлял новый Президент Владимир Путин к Церкви. Считал это данью популизму. Но мое мнение резко изменилось после того, как в декабре 2007 года ныне покойный епископ Якутский и Ленский Зосима пригласил меня на III Якутские Рождественские чтения. В резиденции владыки я увидел фотовыставку, посвященную участию В.В. Путина в Рождественской праздничной службе, проходившей в Градоякутском Преображенском соборе в 2006 году. Вот Президент стоит среди якутских детей в храме. Вот он ставит свечки после службы. Вот Владимир Владимирович беседует с владыкой. Заметив мою удивленную реакцию, Преосвященный Зосима достаточно подробно рассказал о приезде в их край главы государства, о его глубокой вере и о том, что каждое Рождество он встречает в одном из Преображенских храмов в России. Почему – в Преображенском? Оказывается, Владимир Владимирович был крещен в младенчестве в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда (одном из немногих, никогда не закрывавшихся в советское время). Владыка также поведал, какое потрясающее впечатление на якутян произвели выдержка и сила воли Президента: он стоял на 45-градусном морозе на крыльце храма в легких ботинках, и ни один мускул не дрогнул на его лице...


Затем Президент стал на Рождество посещать храмы, посвященные другим праздникам и святым. Об одном из таких посещений я услышал от хорошо знакомого мне протоиерея Геннадия Заридзе, настоятеля церкви Покрова Божией Матери в с. Отрадное Усманского района Воронежской области, председателя Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», членом которого я являюсь. Отец Геннадий рассказал об исключительной простоте, доверительности и сердечности, которыми было проникнуто общение Путина с прихожанами и клириками. Рассказал о его теплой и искренней вере, которая проявлялась в каждом слове и жесте Президента. А о регулярных беседах и встречах Владимира Путина с нашим духовником схиархимандритом Илием (Ноздриным) я неоднократно слышал от братии родного монастыря. Поэтому и собрал фотографии Президента со старцами, с монашествующими и добавил к снимкам из жизни монастыря такую подборку. Одни люди эти снимки наверняка уже видели. Другие, возможно, увидят впервые.

Увидят и, даст Бог, поймут, почему в своей исторической речи 30 сентября 2022 года во время присоединения новых субъектов к Российской Федерации наш Президент процитировал, как он подчеркнул, настоящего патриота Ивана Александровича Ильина. А также поймут и то, почему слова русского философа и политического публициста прошлого столетия о вере в духовные силы русского народа, о принятии его исторической судьбы своим инстинктом и своей волей должны стать близкими и понятыми каждому из нас, созвучными каждой светлой душе...


Дай Бог, чтобы так и было! Еще, полагаю, то обстоятельство, что частичная мобилизация в стране была объявлена Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации Владимиром Путиным в день праздника Рождества Богородицы, в столь важный и памятный для Руси, для России день, сегодня воспринимается многими верующими людьми как, безусловно, осознанный им символический знак высочайшего духовного значения.


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены Новосильским Свято-Духовым
мужским монастырем и взяты из открытого доступа

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Иеродиакон Нафанаил (Бобылев)
К 85-летию В.Г. Распутина
Игумен Иннокентий (Ольховой)
Памяти архимандрита Мефодия (Петрова; † 22.07.2021)
Иеродиакон Нафанаил (Бобылев)
К 85-летию В.Г. Распутина
Игумен Иннокентий (Ольховой)
Памяти архимандрита Мефодия (Петрова; † 22.07.2021)

Монашество

Доклады

Монастыри

Свято-Духов мужской монастырь в с. Задушное
Орловская область, Новосильский район, село Задушное
Свято-Духов мужской монастырь в с. Задушное
Орловская область, Новосильский район, село Задушное

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра