«Мы живем надеждой, что Богу всё возможно»

Игумения Анна (Морозова)

О селе Никольском Волновахского района ДНР знают многие верующие. В нем находятся два монастыря – Свято-Успенский Николаевский женский (в честь святителя Николая Чудотворца) и Свято-Успенский Васильевский мужской (в честь святителя Василия Великого). Оба они были основаны богоносным старцем, схиархимандритом Зосимой (Сокуром), чьи пророчества сбываются на наших глазах. Есть люди, которые видели отца Зосиму, может быть, раз в жизни, но эта встреча оставила глубокий след в душе. А есть те, кто был его духовным чадом, видел его духовные дары (хотя он называл себя «простым сельским попиком»), следовал его наставлениям. Среди них – настоятельница Свято-Успенского Николаевского женского монастыря игумения Анна (Морозова). Ответы на вопросы портала «Монастырский вестник» матушка Анна писала в монастыре на передовой, где нет света и большую часть времени отсутствует связь. Набирала текст на стареньком поломанном ноутбуке, в котором не работают некоторые нужные программы. Однако это не помешало ей рассказать обо всем так, что читатель, надеемся, сможет сердцем прочувствовать особо важные моменты монастырской жизни.

Сохранился и мраморный крест, освященный Патриархом, и подаренный им старинный образ Богородицы

Матушка, Вы с сестрами и братией столько горя вокруг видите – обстрелы, ранения, кровь, гибель людей. Но если мы начнем нашу беседу с другого, с памятного многим верующим невероятно радостного события – посещения обители Святейшим Патриархом Кириллом и освящения им Успенского собора, возведенного по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля?

Хорошо, давайте начнем с него, потому что то событие действительно имело огромное значение для всех нас, собрав в июле 2009 года около 10 тысяч богомольцев. Наш старец схиархимандрит Зосима в своем завещании написал, что главный монастырский собор он завещает освятить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и вот на наших глазах исполнялись батюшкины слова, воплощались в жизнь. Это было очень трогательно и трепетно. Мы тщательно готовились – я сильно волновалась, ведь на тот момент я была игуменией монастыря всего лишь один год, мне в ту пору исполнилось 33 года. (Мое возведение в сан игумении состоялось 7 апреля 2008 года, а перед этим пару лет я несла здесь послушание старшей сестры). У Святых врат обители рядом с надвратным Иверским храмом мы с братьями и сестрами встречали Святейшего. Мне было поручено преподнести высокому гостю хлеб-соль и произнести приветственное слово. Накануне я старательно заучивала речь, чтобы от волнения ничего не забыть. Сам момент встречи прошел красиво и торжественно, и мы крестным ходом последовали в Успенский собор, а по пути остановились возле церковной лавки. Рядом с нею был установлен белый мраморный крест, воздвигнутый в память о посещении обители Святейшим Патриархом. Святейший освятил крест, окропил его святой водой, и мы двинулись дальше. И этот крест, несмотря на страшные обстрелы, прилеты рядом, уцелел. Вокруг него всё выбито, а крест, немного посеченный осколками, стоит!

...В соборе Святейшего встречали сонм архиереев, священников и прихожане обители. Было совершено малое освящение собора, затем все прошли к часовне, где похоронен наш старец Зосима, отслужили заупокойную литию. Потом направились в Трапезный храм на праздничную трапезу. Я шла рядом с Патриархом, мы очень тепло общались: он спрашивал меня о моем образовании и о том, чем и как мы занимаемся с сестрами. Я рассказывала об устройстве монастыря, о назначении близлежащих корпусов, показывала их. После этой беседы у меня исчезло внутреннее напряжение, поскольку я четко и ясно осознала, что рядом наш отец, который глубоко во всё вникает и искренне интересуется нашей жизнью. После трапезы мы подарили Его Святейшеству изображение Успения Божией Матери, изготовленное руками сестер. В память о посещении обители Патриарх Кирилл подарил нам старинный образ Успения.

Он сохранился?

В начале военных действий мы вывезли наши иконы и святыни на сохранение в скит, находящийся рядом с монастырем. Сейчас, когда в обители стало тише, потихоньку привозим иконы назад. Совсем недавно, недели две назад, и этот образ, подаренный Патриархом, вернулся в монастырь. Он хранится в алтаре, а каждую среду – во время совершения молебного пения с акафистом Успению Божией Матери по подобию Киево-Печерской лавры – его выносят из алтаря и после окончания молебна все к этому старинному образу прикладываются. После Литургии его торжественно заносят в алтарь.

«Я очень счастливый человек»

В каком возрасте Господь Вас привел к отцу Зосиме, и старец, которого по праву называют духовным символом Донбасса, стал Вашим наставником?

Как я уже не раз говорила, я очень счастливый человек, потому что меня Батюшка воспитывал с раннего детства. Моя бабушка Таня (впоследствии схимонахиня Серафима) привозила меня маленькую к отцу Зосиме (в то время он был отцом Савватием, названным в монашестве в честь преподобного Савватия Соловецкого). Возила она меня практически по всем приходам, где он служил, начиная с поселка Александровка и заканчивая Никольским. Мне, ребенку 4-5 лет, было непросто во время служб, длившихся 5-6 часов, выстоять на одном месте, но, зная бабушкину строгость, я стояла, как солдат. После службы Батюшка обычно собирал всех во дворе, люди общались, слушали его рассказы и наставления. В те годы Батюшку переводили с прихода на приход – советские власти таким образом вели борьбу со слишком активным священником. Но верующие, несмотря на старания властей давать ему приход максимально далеко от городов, ездили за ним везде. Моя первая осознанная исповедь у отца Зосимы была в Покровском храме села Андреевка Снежнянского района. Мне исполнилось 10 лет, и я хорошо помню советы и наставления Батюшки, сказанные мне тогда, много лет назад.

Каким он запомнился Вам – Батюшка, наш современник, к которому народ ехал за духовной поддержкой и при его жизни, и после его блаженной кончины?

Строгим и одновременно добрым. Заботливым и внимательным. Человеком с юмором. Лично мне он предсказал, что я стану игуменией монастыря еще тогда, когда я была только послушницей и раздумывала, какой выбрать путь служения – в монастыре или в семье... Батюшка предсказал и свою смерть. Он часто говорил: «Уже ухожу от вас, это моя Голгофа, время моей Гефсимании». На диализе в преддверии праздника Успения Божией Матери он произнес: «Умирать пора, как бы вам праздник не испортить». Одного из близких духовных чад Батюшка не отпускал домой в Москву – наказал ему: «Похоронишь меня и поедешь». В тот год мы первый раз совершали ночью службу с чином Погребения Плащаницы. Накануне днем Батюшку забрали в больницу, но он пообещал приехать к Литургии. Преставился отец Зосима во время ночной службы, и около пяти утра к началу Литургии его привезли из больницы в обитель в гробу. Братии и сестрам Батюшка сказал, что когда он умрет, часы на его столе в алтаре остановятся. Они остановились 29 августа 2002 года в 23:45 (точное время его смерти в больнице).

Часовня Батюшки Зосимы. Она тоже сохранилась, несмотря на сильные прилеты рядом...

Очень часто Батюшка повторял в последние годы жизни и на проповедях в храме, и в личных беседах: «У кого есть возможность, старайтесь побывать в Киево-Печерской лавре, приложиться к мощам угодничков Божиих, помолиться, ибо очень скоро придет время, когда будет осквернена Лавра, и нельзя будет приложиться к мощам». И еще вспоминаются батюшкины слова, казавшиеся нам 20 лет назад непонятными: «Было 70 лет коммунистического ига, но придет иго националистическое, по сравнению с которым коммунистическое покажется раем». Что мы и видим сейчас в Киеве и по всей Украине.

Отец Зосима еще тогда многое предвидел. А Вы с сестрами и братией когда почувствовали, что на родной край и его трудолюбивый народ надвигается беда?

Раскол в Церкви на Украине был ее предвестником. А отдаленно мы ощутили надвигающуюся беду в 2014 году. Кровавый Майдан в Киеве, государственный переворот, начало АТО (как на Украине называли войну против населения Донбасса), пролитие первой крови... Да, Батюшка всё это предвидел. «Война будет неминуемо», – говорил он. Жители Донецка просили наших молитв, рассказывали нам о всех тех ужасах военных действий, что происходили у них на глазах. В 2022 году мы это испытали на себе, когда, начиная с 13 марта, обитель стала подвергаться массовым обстрелам. С того самого дня насельники монастыря проживают в нижнем храме Успенского собора и в подвальных помещениях. Все коммуникации у нас разрушены, и обитель продолжает свое служение в тех условиях, в которых жили наши прадеды в Великую Отечественную...

Смертоносный вражеский металл и прерванная жизнь

Матушка, Вам также довелось пережить смерть близкого человека, погибшего по вине киевского режима. Если можете, расскажите, как это произошло?

Вначале потрясением для всех стала первая гибель на территории монастыря одного из наших односельчан, который укрывался от военных действий в обители. Вторым ударом стала гибель моей мамы. Это произошло 13 мая 2022 года. Мама шла мимо Васильевского храма в подвальное помещение Дома Милосердия, когда в нескольких метрах от нее разорвался вражеский снаряд. Мама по жизни была очень живой, активной, гостеприимной. По воспоминаниям насельников, она с материнской заботой и любовью принимала в своем доме братию, сестер и гостей обители. Как сказал в надгробном слове священнослужитель, совершавший ее отпевание: «Она, согласно апостольскому слову, плакала с плачущими и радовалась с радующимися». В ее жилах текла и русская, и украинская кровь. Ее сердце было наполнено любовью к России, она ценила русскую культуру, любила русский язык, литературу, гордилась русским народом. В последней беседе мама сказала такие слова: «Как мне всех жалко, и этих укров жалко. Они ведь тоже наши, просто находятся сейчас в заблуждении». Через несколько минут снаряд украинских боевиков прервал ее жизнь.

Мученическую кончину приняла и схимонахиня Савва, о чем писали многие СМИ, сообщавшие об очередном злодеянии украинских неонацистов на Донбассе.

Это тоже была тяжелая потеря для всех нас. В тот трагический день по монастырю ударили ракетами «Хаймерс», и одна из них, пробив три бетонных перекрытия, упала в том месте подвала сестринского корпуса, где на кровати лежала матушка Савва. Сложившимися плитами матушке оторвало две руки, повредило грудь и лицо. После того, как ее достали из-под завалов, она начала подавать признаки жизни. Было принято решение вывезти матушку в больницу для оказания медицинской помощи. Врачи боролись за ее жизнь, но через два часа схимонахиня Савва отошла ко Господу. Матушка готовилась к мученическому венцу. Когда военные действия шли, не прекращаясь на протяжении нескольких месяцев, я пришла к пожилым матушкам и предложила эвакуироваться в Свято-Касперовский женский монастырь всем желающим, у кого больше не было сил справляться с этим страхом. Помню, схимонахиня Савва прижалась ко мне и сказала, что она хотела бы пролить здесь мученическую кровь, на что я ей ответила: «Прошу вас, останьтесь все в живых».

Схимонахиня Савва слева от матушки Анны

Незадолго до ее смерти сестры стали замечать, что матушка всё чаще ищет уединения, усерднее молится. За день до гибели она отказалась от еды – сказала, что у нее осталось совсем мало времени... Она предупредила сестер: завтра нас накроют. Схимонахиня Савва оставила светлые воспоминания о себе в сердцах братьев и сестер и близких ей людей. Матушка была настоящим духовным воином, благоговела перед богослужениями, всегда стремилась к службе, не могла насытиться молитвой и чтением Священного Писания. С трепетом внимательно молилась, и создавалась ощущение, что она обращается к Спасителю, Божией Матери и святым как к живым. Всех приходящих к ней людей, не только близких и знакомых, но и тех, кого видела впервые, она окружала своей материнской любовью и заботой, всегда старалась хоть чем-нибудь угостить. Многие уходили от нее утешенными и умиротворенными.

Где они упокоились, Ваша добрая, гостеприимная и заботливая мама и такая же добрая и заботливая схимонахиня-молитвенница Савва? Есть ли возможность посещать их могилки, не подвергая свою жизнь опасности?

Маму похоронили на территории монастыря, перед Успенским собором. Каждое утро после нашего монашеского правила я захожу в часовню к батюшке Зосиме, кланяюсь ему, прошу молитв и сразу иду на могилку мамы, молюсь на ее могилке. А матушку Савву похоронили на сестринском кладбище в Свято-Касперовском женском монастыре, где сейчас проживают наши эвакуированные пожилые матушки. (Это позволило присутствовать на отпевании родным и близким убиенной).

Ощущение единства

В монашестве, матушка, Вы получили имя в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. Ожидаемо это было или совсем неожиданно?

Я родилась в праздник Сретения Господня, и в крещении меня нарекли Еленой. Батюшка Зосима всегда говорил, что меня назвали неправильно, нужно мне было быть Анной. Добавлял: «В монашестве исправим». И когда я в постриге услышала свое новое имя, то подумала: это в честь Анны Пророчицы, чей святой образ неразрывно связан с праздником Сретения Господня. Постриг совершал наместник монастыря – приснопамятный схиархимандрит Алипий (Бондаренко). Видимо, он слышал о батюшкином желании назвать меня Анной, но решил назвать так в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. К самому этому имени я была готова, только не ожидала, что буду названа в честь святой княгини-инокини. Житие Анны Кашинской я на тот момент знала. Батюшка Зосима почитал ее, называл ее великой русской святой. И только сейчас я поняла, что ошибка отца Алипия оказалась промыслительной – потери и скорби в житии святой Анны Кашинской подобны потерям и скорбям в моей жизни. Очень часто я молитвенно обращаюсь к своей Небесной покровительнице, прошу ее, чтобы она даровала мне терпение, мужество, мудрость, смирение и кротость принимать всё, что Господь дает. Я очень почитаю и люблю ее и, конечно, чувствую ее помощь.

А как Вы с сестрами в эти горькие дни почувствовали людскую помощь?

Многие сопереживают нам, звонят и спрашивают, в чем мы нуждаемся. Уже с начала СВО, с 2022 года, волонтеры, рискуя жизнью, привозили нам в обитель продукты питания, дизтопливо и предметы первой необходимости. Когда в монастырь заезжала машина с гуманитарной помощью, сразу же начинался обстрел. Приходилось прятаться в подвалах и только потом разгружать. Мы благодарны всем волонтерам, неравнодушным людям и особенно – участникам Крымской гуманитарной миссии, которые приезжали раз в месяц даже в тот период, когда дроны без остановки летали над головой. Также мы благодарны военным, которые делились с нами своей провизией и топливом. В помощь монастырю включились Троице-Сергиева лавра, два ставропигиальных женских монастыря в Москве – Зачатьевский и Марфо-Мариинская обитель милосердия, женский ставропигиальный монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара, Свято-Иверский женский монастырь г. Ростова-на-Дону, Марфо-Мариинская женская обитель г. Белгорода, Вырицкая женская община, Николаевский Клобуков женский монастырь г. Кашина Тверской области, Свято-Елисаветинский женский монастырь г. Минска, Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратова, Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии, приходы Московской епархии и Кабардино-Балкарии (включая приход московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке), и др.

Это всё дает нам ощущение единства и свидетельствует, что мы – вместе, мы – одна духовная семья. Летом, когда были заминированы дороги в обитель, монастырь делился с оставшимися в селе местными жителями всем необходимым, а они, добрые души, приносили сюда яйца, домашнюю выпечку и выращенные под обстрелами овощи. Многие люди, простые люди, сами нуждаются, но при этом содержат не только свою семью, но и нам помогают! И это относится не только к нашим местным жителям, но и ко всем, кто живет на просторах нашей большой страны, нашей Родины.

2023 год. Матушка с сестрами у раки с мощами святой благоверной княгини Анны Кашинской

В этом замечательном списке, продиктованном самой жизнью, Вы назвали Николаевский Клобуков монастырь в Кашине. Довелось ли Вам побывать в Вознесенском соборе города, поклониться мощам своей Небесной покровительницы?

Первый раз я была в Кашине в 2007 году. Мы ездили с сестрами по святым местам и у мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской пели Литургию. Осенью 2023 года мы тоже с сестрами там были, затем заехали к игумении Варваре (Ивановой) в Клобуков монастырь. Она нас первый раз видела, но узнав, что мы из Донбасса, накормила, нагрузила нам полную машину продуктов, теплой одежды, денег с собой дала. А недавно матушка Варвара передала нам 20 пуховых шалей. (И сколько продуктов в ту памятную поездку, нагрузили, как я говорю, нам в машину Богородицкий Житенный женский монастырь и Нило-Столобенскяя мужская пустынь!) Каждый раз, когда я бываю в Москве, я стараюсь съездить и в Кашин, который очень люблю.

О реалиях сегодняшнего дня

Матушка, а как сегодня обстоят дела? Где в настоящий момент живут сестры?

Часть сестер по-прежнему проживает в монастыре, в подвальных помещениях, а пожилых матушек приняли в Свято-Касперовском женском монастыре (в поселке Грузско-Ломовка Макеевского муниципального округа). Еще часть сестер живет монашеской общиной в Андреевке Снежнянского городского округа при Свято-Покровском храме, в котором до основания им монастыря служил батюшка Зосима. Сестры там живут по монастырскому уставу, выполняя послушания, которые пока невозможно делать в монастыре: занимаются консервацией овощей, шитьем, вышиванием. Я езжу по всем трем местам. Насколько опасно бывает в пути? Например, один раз, когда мы с водителем ехали в монастырь, прямо на нас летел дрон-камикадзе. Мы его перекрестили, читая 90-й псалом, он развернулся и улетел в другую сторону. С сентября 2024 года линия фронта отодвинулась от монастыря. Сейчас здесь намного тише стало, и мы теперь спокойно ходим по монастырской территории (до этого два с половиной года передвигались перебежками). Я часто нахожусь в монастыре, на передовой, но также стараюсь видеться с сестрами, которые эвакуировались. В большие праздники забочусь о том, чтобы побыть со всеми.

То есть во всех названных Вами местах?

Во всех. Поочередно. Должна сказать, что богослужения в нашей обители в Никольском никогда не прекращались, даже при самых сильных обстрелах Литургия совершалась каждый день. День в монастыре начинается в 5 часов утра. Служится панихида, затем в 6.00 утренние молитвы, полунощница, акафист и Божественная литургия. После Литургии – трапеза, уборка храма, выполнение необходимых для поддержания жизнедеятельности дел. Затем – дневной отдых, и в 16.00 начинается вечернее богослужение: вечерня, утреня, повечерие, вечерние молитвы, каноны и заупокойная лития. День начинается и заканчивается поминанием основателя обители схиархимандрита Зосимы. Сестры, которые эвакуировались в 2022 году, готовы прямо сейчас вернуться в родной монастырь. Но все здания здесь разрушены, и нет, как я уже говорила, никаких коммуникаций. Нет электричества, воды, газа, тепла. Включаем генератор по часам, чтобы накачать воду из скважины, зарядить power banki, телефоны, аккумуляторы и прочее. Сестринский корпус после прилета «Хаймерсов» очень сильно поврежден, но моя келья, на удивление, целая, только нет крыши, течет вода с потолка...

Мы живем надеждой, что Богу всё возможно. Сегодня особенно важно, чтобы мы понимали: битва идет не столько на поле боя, сколько за сердца людей. И чтобы помнили слова из духовного завещания Батюшки: «Но я глубоко верю, что Украина, Россия и Белоруссия будут едины, что это единый славянский народ». Отец Зосима всегда в это верил и говорил: «С этой мыслью я ухожу в Вечность».

Подготовила Нина Ставицкая

Снимки предоставлены игуменией Анной (Морозовой)

С весны этого года планируется начало восстановительных работ в монастыре, на что потребуются огромные средства. Сестры будут благодарны любой помощи. Помочь разрушенной обители можно, перечислив деньги на карту Сбербанка 2202206351726075 Людмила Вадимовна Х.

Телефон для связи: 7(949)714-08-46 (мон. Зосима)

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Свято-Успенский Николаевский женский монастырь Донецкой епархии
Донецкая обл., Волновахский р-н, с. Никольское
Свято-Успенский Николаевский женский монастырь Донецкой епархии
Донецкая обл., Волновахский р-н, с. Никольское

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь