«Отечество дается нам Небесным Отцом и созидается отцами земными. Конечно, его надо защищать»

Епископ Североморский и Умбский Тарасий

И молитвой, и трудом, и ратным подвигом. В этом проявляется любовь к нему, как проявилась она у схимников Пересвета и Осляби – героев Куликовской битвы. А чуть позже, спустя века – у старцев Троице-Сергиевой лавры, которые мобилизовали во время осады монастыря поляками всех монахов, имевших в прошлом боевой опыт. Еще один пример из богатейшего пласта нашей истории привел епископ Североморский и Умбский Тарасий (Перов) – защита братией родной Соловецкой обители от англо-французской эскадры во время Крымской войны 1853-1856 годов. По словам владыки, это заставляет задуматься о сути монашеского подвига и действиях монашества в конкретных исторических условиях. С Его Преосвященством корреспонденту портала «Монастырский вестник» удалось побеседовать в дни работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники». Круг вопросов был широкий, включая – в первую очередь – размышления о Победе нашего народа в самой страшной войне XX века.

Сами исторические события таят в себе огромную духовную силу!

Владыка, Вы как человек, имеющий историческое образование, наверное, видите тенденцию роста разного рода попыток переписать мировую историю, обелить карателей, героизировать их. Недруги исступленно пытаются отнять у нашей страны Победу в Великой Отечественной войне. Причем не только чужестранные. Своих очернителей и фальсификаторов тоже хватает.

К сожалению. И тот, кто сегодня переписывает страницы истории, он просто старается извлечь сиюминутные выгоды. Но когда переписывают историю, уничтожая прошлое, уничтожают и будущее! Это момент уничтожения нации… Все факты нашей истории – те, что уже открыты и что только сейчас открываются – мы должны знать, и, на мой взгляд, не уходить от каких бы то ни было проблем. Есть история, как факт, а есть интерпретация, что очень важно разделять. Сегодня по инициативе нашего Президента Владимира Путина рассекречиваются новые документы о Второй мировой войне, и ширится дискуссия, основанная на реальных фактах, идет процесс их осмысления. Во всех дискуссиях на первый план должно выйти требование научной добросовестности.

Хорошее требование. Актуальное в любую эпоху.

Также, по моему мнению, мы не должны излишне увлекаться мистической стороной, потому что сами исторические события таят в себе огромную духовную силу.

Можете привести какой-то из примеров для подтверждения этой мысли?

Замечательный пример мы находим в жизнеописании святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которое у нас есть и с точки зрения жития – словесной иконы, где выделяется зерно и дается существо, и с точки зрения биографии. (Порой в биографии имеются такие детали, которые, может, в житии не отражаются. Например, сомнения святого, его мучения). Ведь это великий подвиг, когда, находясь в своей третьей ссылке, ты отправляешь телеграмму на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР с просьбой прервать ссылку и направить тебя в госпиталь, чтобы оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла! «По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука», – заключительные слова телеграммы. Написал их человек, осужденный несправедливо, ученый с мировым именем! Он не попросил освободить его от наказания или предоставить ему какие-то блага. Самым важным для него было помочь раненым, облегчить их страдания. Вот вам чудесный момент – преодоление естества. Это было не какое-то преодоление человеческими усилиями естественных преград, а именно чудо – как дар благодати Божией в святом действии. Историю с телеграммой и ряд других подробностей, связанных с жизнью архипастыря-хирурга, я знал давно, но немало дополнительных сведений я почерпнул из доклада протоиерея Николая Соколова, посвященного деятельности святителя Луки в годы войны.

И еще один момент. В первый день форума митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратил наше внимание на две даты: война началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших, а Победа над врагом фактически пришлась на Пасху. Неверующий человек не осознает этого факта, для него это просто даты. В то же время, говоря о нашей великой Победе, мы не должны умалять силу и героизм тех, кто шел в бой, например, с коммунистическими убеждениями. Они тоже жертвовали своей жизнью во имя Родины. Причины были разные, но как только мы начинаем углубляться в их детализацию, мы сразу ставим себя над их подвигом. Да, Победа – это дар Бога. Однако этот дар дается по расположению человеческого сердца, его готовности к жертве.

Любовь и милосердие – на немилосердной той войне

Ваше Преосвященство, теперь у меня к Вам вопрос и как к историку, и как к архипастырю: наверное, некоторые аспекты Великой Отечественной войны нам еще только предстоит осмыслить? И прежде всего – с духовной точки зрения?

Действительно, мы только подходим к осмыслению многих событий. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что через недостоинства людей, их неразумие действует рука Божия: «Люди – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает». Так что большевики в какой-то мере оказались слепым орудием Промысла Божия. Это один аспект. Второй связан со словом «милосердие». Был очень интересный советский черно-белый фильм «Поезд милосердия», где звучала удивительная песня с такими словами: «Мы шли к любви и милосердию на немилосердной той войне». Называется она – «На всю оставшуюся жизнь». Это же потрясающий христианский смысл! Да, он не обозначался богословски, однако проникал в сердца людей сквозь толщу всяких наслоений. Разве мы смогли бы без милосердия выиграть эту войну? Не смогли бы. Смогли бы мы без милосердия восстановить разрушенную страну? Нет. Страна оказалась способной победить врага потому, что за нее сражались люди, которых воспитывали бабушки и мамы, хоть как-то сопряженные с верой и помнящие о том, что дает Бог. Это было заложено в нашем народе, который, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «…одним вступил в Великую Отечественную войну, а другим ее закончил».

В продолжение этой мысли: на сайте Минобороны Российской Федерации говорится, что вся захваченная гитлеровцами советская земля была превращена ими в огромный лагерь смерти и что миллионы трудоспособных людей, угнанных на работы в Германию, умерли в фашистской неволе. Погибали в войну бойцы, погибали мирные жители – с верой, что враг будет уничтожен. Тем сильнее ранят слова одного из талантливых писателей наших дней, фронтовика, уже ушедшего в вечность, будто мы не победили, а просто закидали противника трупами.

Конечно, ошибки с нашей стороны были. Но если мы концентрируемся только на ошибках, тогда мы ничего не стоим. Нужно посмотреть на всё вкупе – в совокупности фактов, чтобы получить более или менее объективную оценку. Не все хотят это делать – кто-то продолжает переписывать историю, кто-то вообще пытается ее забыть, и в результате самый мощный удар наносится по памяти народной, живущей в каждой семье.

А высшее образование помогает Вам в Ваших в архиерейских трудах?

Безусловно помогает. Высшее образование дает широкий кругозор и навыки самообразования.

У каждого свой путь

Владыка, при знакомстве с Вашей биографией нельзя не обратить внимание на тот факт, что Вы крестились только в 2002 году.

Я крестился в 26 лет, а уже через два года, в 2004 году, правящий архиерей Мурманской епархии владыка Симон (ныне митрополит Симон на покое) постриг меня в монашество с именем Тарасий, в честь святителя Тарасия архиепископа Константинопольского. В том же 2004 году состоялось мое рукоположение в сан иеродиакона, затем – иеромонаха. Не могу сказать, что до прихода к вере я не задумывался о многих вещах. Какие-то вещи приходили в голову. Например, от кого мы произошли? Ради чего мы живем? Это из области детских и юношеских размышлений. А потом наша литература что-то мне открыла, в чем-то помогло общение с моим земляком мурманским писателем Виталием Семеновичем Масловым. Не то, чтобы он «загонял в веру», нет, конечно. Просто своим примером самоотверженной жизни он что-то пробудил в душе. И в то же время я не в состоянии объяснить логически, почему я пришел в храм, затем твердо решил креститься, далее избрал монашеский путь.

О северной епархии, отношениях с военными и древнем монастыре

Ваше Преосвященство, около двух лет Вы возглавляли Великоустюжскую кафедру на Вологодчине, затем были направлены в родные края как епископ Североморский и Умбский. Какова ее специфика – епархии северных морей?

Епархия была образована в 2013 году путем выделения из Мурманской епархии и вошла в состав Мурманской митрополии. Новообразованную епархию возглавил епископ Митрофан (ныне – митрополит Мурманский и Мончегорский). Владыка – в прошлом военный, командир кораблей различных классов, демобилизованный в звании капитана 2-го ранга, – многое сделал для того, чтобы работа наших священнослужителей по окормлению военнослужащих оставляла след в сердцах людей. И рядовых, и командного состава, решающего наиважнейшие стратегические задачи. Хотя я сам в армии не служил, но благодаря трудам моего предшественника по милости Божией у нас складываются добрые рабочие отношения с военными. Без официоза и парадности. Я надеюсь, мы понимаем друг друга.

Владыка Митрофан в одном из своих интервью подробно рассказал о специфике нашей епархии, некоторые моменты я повторю. У нас в храмах нет бабушек – самых постоянных и надежных ветеранов, поскольку епархия на Кольском полуострове, можно сказать, военная. В Североморске располагается главная база Северного флота. На территории епархии находятся военные морские гарнизоны, где живут семьи военнослужащих, среди которых подавляющее большинство молодых семей с детьми. При владыке Митрофане в Североморске был создан Духовно-просветительский центр – он стал центром притяжения для детей и взрослых. В начале года мы провели Рождественский детский праздник (у меня это было первое Рождество здесь, это мои первые впечатления), и на празднике я увидел, что у нас очень талантливые дети. Плюс специфика семей военнослужащих, где держится дисциплина. Так и должно быть. Единственное, что вызывает у меня некую грусть: бывает, военнослужащие трудятся алтарниками и только начинают входить в службу, учиться читать по-церковнославянски, приобретают вкус к богослужению, к духовной жизни, и раз – уезжают!

Их переводят куда-то?

Нет, они выходят на пенсию по выслуге лет. Им дают квартиры в краях с более мягким климатом, подходящим по состоянию здоровья, и наши алтарники с семьями уезжают «на большую землю». Но хотя я сказал о грусти, всё равно в душе остается радость, что эти люди потянулись к вере и увидели в Иисусе Христе Спасителя мира. В епархии есть еще Умба – древнее поселение, где подвизался святой Иринарх Соловецкий, который стал игуменом Соловецкого монастыря и, как написано в Житии преподобного, заботясь о внешней безопасности обители (шведы и датчане сильно наседали), преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению, ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Север нам открывает свои духовные тайны...

Владыка, в епархии возрождается древний монастырь, где Вы священноархимандрит. Что Вы можете о нем рассказать?

Это самая северная в мире православная обитель, основанная в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским. За минувшие века со Свято-Троицким Трифоновым Печенгским монастырем много чего происходило. Он то упразднялся, то возрождался, как третьеразрядный монастырь. Его разрушали, переносили… Для нас важной духовной вехой является событие, 430-летие которого мы вспоминали в минувшем году. Произошло оно по предсказанию преподобного Трифона уже после его кончины. Отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь и уничтожил всех, кто в нем находился. 116 человек безропотно приняли мученическую смерть, еще раз подтвердив незыблемость православной веры.

В бытность епископом Североморским владыка Митрофан освятил в Печенге храм во имя 116 преподобномучеников печенгских. Монастырь начал возрождаться в Печенге в конце 2000-х годов, но после того, как в поселке сгорела церковь Рождества Христова, чудом уцелевшая за годы лихолетья (поначалу там затеплилась лампада монашеской жизни), новый монастырский комплекс было благословлено строить в районе поселка Луостари – на историческом месте упокоения преподобного Трифона. Должен сказать, что рядом с монастырем находится знаменитая бригада морской пехоты – Печенгская. Идет окормление воинов. По возможности члены бригады приходят в обитель на богослужения, молятся. Эта связь есть, и думаю, что она будет крепнуть. Сам монастырь строится: возведены большой храм, братский корпус, подсобные помещения, сделана ограда с башнями. Во многом строительство развернулось благодаря поддержке наших добрых друзей – в первую очередь компании «ФосАгро» и основному ее владельцу российскому предпринимателю Андрею Гурьеву. В настоящее время монастырю помогает концерн «Норильский никель» во главе с Владимиром Потаниным. Еще действует Борисоглебский скит обители на границе с Норвегией, но в нем пока живет только один монах.

А сколько братии в монастыре?

Игумен (он наместник и епархиальный древлехранитель), три иеромонаха, четыре монаха, послушники и трудники. Если говорить о сегодняшнем дне монастыря, то для меня самое радостное, что братия там трудолюбивая, мирного духа и главное – сохраняет молитвенный настрой. Как священноархимандрит я стараюсь достаточно часто бывать в обители, но при этом не забывать и о приходах, среди которых есть отдаленные, как, например, приход в селе Краснощелье, что находится в центре Кольской тундры. Прихожане тоже должны чувствовать заботу и внимание архиерея. Мы не должны забывать о том, что для всех православных христиан, как для мирян, так и для монашествующих есть единственный критерий оценки жизни – слово Божие. И хочется, чтобы оно зазвучало в людских сердцах, напитало их души.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото представлены из архива епархии и взяты из открытого доступа


Материалы по теме

Публикации

Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь