«Я даже представить себе не могла, что когда-то здесь может быть возрожден монастырь!»

Игумения Екатерина (Гаева)

Этим летом Казанский женский монастырь Ярославля готовится отметить 25-летие возрождения монашеской жизни. По современным меркам, современному ходу событий юбилей значимый. Минувшие четверть века вместили в себя и тяжелый физический труд сестер, которым им приходилось изо дня в день заниматься, и их неустанные труды духовные, призванные соединить безжалостно разорванную в родном Отечестве нить времен. А еще шло узнавание истории своего монастыря (на сегодняшний день – почти 413-летней), глубокое в нее погружение. И любой исторический момент, будь то длительная осада Ярославля поляками в 1609 году, ее снятие и отступление интервентов от города (в чем ярославцы увидели заступничество Пресвятой Богородицы, явившей в этот край один из первых списков с великой русской святыни – чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери), или же празднования 300-летия монастыря, когда торжественное богослужение в Казанском соборе возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх-мученик – всё это волнует сестер. Так, как могут волновать семейные предания. Но начали мы наш разговор с игуменией Екатериной (Гаевой) с ее впечатлений. Каким она увидела Казанский монастырь, где спустя годы Господь судил ей быть настоятельницей?

О храме в подвале и невоцерковленных бабушках из соседних домов

Матушка, до своего прихода в монастырь Вы без малого пятнадцать лет жили и работали в этом старинном русском городе с большим числом древних храмов – в Ярославле. Правда, десятилетия советского безбожия многим из них нанесли колоссальный ущерб, и, вероятно, на тот момент думалось, что непоправимый. А знакомство с Казанской обителью какие чувства у Вас вызвало?

Немного – из предыстории этого знакомства. Чудом своей жизни я считаю то, что в годы работы в архитектурно-планировочной мастерской «Ярославгражданпроект» мне посчастливилось участвовать в работе с охранными зонами города. И вот тогда-то мне и открылась его богатейшая глубинная история, связанная со святынями. Это было очень интересное и такое захватывающее делание! Потом, уже в период работы в отделе реконструкции исторической застройки при мэрии Ярославля, было много собрано материала по исторической застройке центральной части города. В том числе и касающегося непосредственно Казанского монастыря, занимавшего когда-то целый жилой квартал. Но во время моей работы там уже было столько всяких и разных контор! И если меня, сотрудника мэрии, люди спрашивали, можно ли им заключать договора на длительную аренду помещений (беспокойство вызывало, что вдруг монастырь возродится?), я отвечала: «Ну что вы, какой монастырь? Тут монастыря никогда не будет». Я даже представить себе не могла, что когда-то здесь может быть возрожден монастырь! А Господь взял и смирил меня, поставив сюда настоятельницей возрождающейся обители. Однако до этого поворотного события, произошедшего в 2006 году, мне предстояло пройти долгий путь.


Первым шагом на нем стало посещение приходского храма, открытого здесь по благословению архиепископа Михея (Хархарова). В ту пору в главном монастырском храме, Казанском, располагался областной архив. В Покровском зимнем храме находился планетарий, который пользовался у горожан невероятно большой популярностью. А Сретенский домовый храм был переоборудован под кинотеатр. И вот в подвале нашли помещение под приходской храм, я первый раз туда зашла и поразилась – земляной пол, тяжелые своды, как в катакомбных церквях, и образ Матери Божией Казанская. И во всем этом такая благодать чувствовалась! Хотя сам приход каким был? Одни бабушки. Вообще «двадцатку» для регистрации церковного прихода создавали местные жительницы из соседних домов, которые и в церковь-то никогда не ходили. Но для них это было самое что ни на есть благородное дело – возродить храм Божий. И когда всё громче и отчетливее стала звучать мысль о возобновлении монастыря, они же и хлопотали, чтобы на сем святом месте он был открыт. А владыка Михей особо по кабинетам не ходил, никого не упрашивал вернуть великую православную святыню в лоно Церкви – он смиренно, спокойно молился, и всё получалось по его молитвам.

Архив перевели в Рыбинск. Для планетария к 1000-летию города и 400-летию монастыря построили новое здание, которое, как утверждает один из известных журналов, вошло в десятку самых красивых – в плане архитектурного решения и исполнения – планетариев мира. Но в храме Покрова Пресвятой Богородицы еще оставался провинциальный колледж, и в алтаре стояли парты. К тому времени состояние здания было крайне запущенным. В кровле была дыра, куда попадал снег, попадали дождевые воды. Стены регулярно обклеивали обоями, те регулярно отваливались. В свое время приснопоминаемый архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, уроженец Ярославля, говорил: «Пока не сгорит, не передадут». (Он к нам всегда наведывался, приезжая на свою малую родину). Дело до пожара не дошло, но, судя по всему, аварийная ситуация повлияла на решение передать в 2011 году монастырю и эту церковь, где, как мы ни бьемся, до сих пор один угол по-прежнему мокрый. Если же в целом брать сегодняшний день, можно сказать, что все храмы обители восстановлены, проведено благоустройство территории, восстановлены келейные корпуса и предстоит восстановление разрушенной богадельни, в которой ныне проводятся консервационные противоаварийные работы. Но самое главное – это возрождение монашеской жизни.

Икона лежала на аналое, а казалось, что она находится над всеми людьми

Что привело Вас в подклетный малоизвестный приходской Казанский храм?

Это была заметка о переданном владыкой Михеем списке с чудотворного образа Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери, сделанном сестрами монастыря в 1881 году. Приведу небольшой фрагмент истории: в дни страшного бедствия, когда поляки осаждали Ярославль, (апрель 1609 года), Пречистая Матерь явилась в видении диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару и открыла Свою святую волю: построить в честь Ее чудотворного образа, явленного на Ярославской земле, храм. При этом Заступница Небесная «изрекла Свое слово с надежным упованием: яко им буду воспоможением своим невидимо твердыня и стена, паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат…» Через 24 дня осада была снята – «супротивные супостаты» отступили от города. Благодарные ярославцы построили храм, и при нем образовалась обитель, где поселились инокини из сожженного врагами Рождественского монастыря. Столько поколений молилось перед этим чудотворным образом, пока он в 1925 году не пропал бесследно! К счастью, сохранился тот список, о котором в газете шла речь.

А каким образом он попал к владыке Михею?

Сохранила список, тоже спустя время прославившийся в обители чудотворениями, жительница Ярославля Екатерина Бакаева. Она и отдала владыке эту святыню – причем задолго до его архиерейства... Он хранил ее у себя, никому не передавал. Это была его келейная икона. Мне думается, старец заранее знал, провидел, что Казанский монастырь будет открыт, и вскоре после открытия передал икону обители. Когда я первый раз пришла на нее посмотреть, в душе, может быть, еще не было сильного отклика – просто состоялось знакомство с ней. Но когда я отправилась с намерением осуществить благословение быть при монастыре – познакомиться с игуменией и вообще с монашеской жизнью, такой отклик почувствовала! Перед «Осенней Казанской», 3 ноября, я пошла на вечерню. До этого в голове крутилась мысль: пойду именно в этот день! (Будто от меня всё зависело, а не от Матери Божией, Которая меня призывала в храм именно в этот день). Пришла. Увидела, что в Сретенской церкви народу битком набито. Но не это меня поразило. Мне показалось, что икона находится над всеми людьми, и она смотрит на меня. Я не понимала: как такое может быть? Ведь икона лежит на аналое. Я так ясно почувствовала, что она живая и что Матерь Божия меня приветила, дала Свое благословение! Для меня в тот тяжелый момент это было чрезвычайно важно...

Тяжелый, потому что уйти из мира в монастырь – для этого надо решимость иметь. Я понимала, что для моих ближних, людей невоцерковленных, ничто не предвещало ничего подобного, и им будет непросто это пережить. Поэтому я благодарна Царице Небесной, что Она меня, такую немощную, приветила. На самом деле я мирской человек: постоянно занималась мирскими делами-заботами (мир способен сильно увлечь), и объяснить свой приход в монастырь даже себе самой не могу... Икона, о чем я уже говорила корреспондентам, перевернула мою жизнь. И мне ее очень не хватало, когда меня, как казалось, навсегда, а получилось на время перевели в Казанский монастырь в городе Данилове на Горушке. Но там был свой образ Казанской – маленькая бумажная иконочка с благословением Патриарха Тихона. (Казанский собор стал одним из последних российских храмов, освященных после прихода советской власти Патриархом Тихоном). Мы с той иконочки сделали копию побольше, и я утешалась, что у меня есть благословение Святителя. После того, как меня вернули в монастырь в Ярославле, уже настоятельницей, я со всеми своими скорбями, трудностями и бедами снова стала ходить к чудотворному образу, написанному нашими предшественницами.

Епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, будучи в те годы архимандритом и нашим духовником, говорил мне: «А ты иди к Матери Божией каждый день и проси, чтобы Она всё управила». С тех пор как за послушание я постоянно Ее об этом прошу. И для меня очевидно, что здесь всё управляется Ею. Например, в свое время, когда не хватало сестер, я молилась, чтобы Она привела хоть кого-нибудь. И владыка Кирилл, возглавлявший Ярославскую кафедру (ныне – глава Татарстанской митрополии), как послушник Царицы Небесной обязательно кого-то сюда приводил. Направлял сюда сестер.


Обитель «немощных и незаменимых»

В начале прошлого века, когда революционный вихрь еще не смел с лица земли множество храмов и монастырей, Казанская обитель с большим числом насельниц славилась школой иконописного и золотошвейного мастерства, церковным пением, выпечкой просфор. Сегодня эти направления поддерживаются, но в первую очередь поражает то, какие колоссальные труды по возвращению монастыря из небытия проделаны сестрами в нашем веке, причем малыми силами.

Малыми силами... Сейчас в обители подвизаются 2 схимницы, 19 монахинь, 3 инокини и 3 насельницы (кандидатки в сестры). Со мной получается 28 сестер. Из тех, кто первыми сюда пришли в разруху, осталось только трое. Но они, наверное, самые преданные, самые верные, и их дух передается другим, которые позже стали пополнять нашу сестринскую семью. Думается, большой задел был сделан владыкой Михеем. Он с нами много общался, хотя, признаюсь, я, вероятно, и половины не понимала из того, что он говорил (было поздно, иногда даже дремалось на этих беседах). Тем не менее его мудрые духовные слова такими животворящими зернышками, способными дать всходы, падали в душу – я внутренне утверждалась, утешалась его немногословными проповедями. Когда уже после инсульта, после реабилитации владыку в инвалидной колясочке привозили в собор на службу, в душе была тихая радость. И мысли: «Вот видишь его скорби и что он претерпевает, но он всем улыбается, всем радуется, а ты со своими проблемами носишься! Надо его подвигом, его опытом укрепляться». Так что закваску мы получили от владыки Михея. Когда к нам приходят новые сестры, я понимаю, что мне не хватает духовного опыта в их руководстве, но верю, что молитвами владыки Михея, который предстательствует за нас перед Богом, поддерживается монашеская жизнь в монастыре. Как и молитвами двух наших бывших духовников – теперь архиереев. Упомянутого мною епископа Вениамина и митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора. Я знаю, что они продолжают за нас молиться.


Конечно, я переживаю за сестер, которые отсюда ушли, но понимаю, что это тоже промыслительно: видимо, им было гораздо полезнее уйти, чем остаться. Городской монастырь предполагает массу искушений, коих нет в сельском или просто отдаленном от города монастыре. И здесь постепенно нарабатывается опыт друг друга тяготы носить, даже того не желая. У наших сестер в основном молитвенные послушания: чтение Псалтири, чтение акафиста перед святыней, сестринский сорокоуст. Но есть и другие. К примеру, «за лавочкой» – так мы называем послушание в церковных лавках наших монастырских храмов. Общение с народом Божиим, наверное, можно считать одним из самых трудных послушаний, поскольку нередко приходят люди, совершенно далекие от представления, что такое Церковь, что такое молитва, и им, как новоначальным, нужно многое растолковывать, объяснять. Порою сестрам не хватает то ли решимости, то ли смелости во время такого в духовном и моральном плане трудного общения (полагаю, решимостью и смелостью отличались наши предшественницы). В то же время я считаю, что лучше не навредить и помягче разговаривать с теми, кто еще не смог вырваться из плена губительного для человеческой души атеистического мышления.

Есть монастыри строго постящихся. Есть монастыри не спящих, где совершаются и ночные богослужения, где молятся в ночные часы. У нас монастырь немощных и незаменимых. Почему немощных – понятно. А почему незаменимых? На протяжении многих лет сестры подвизаются на одних и тех же послушаниях. Как игумения я понимаю, что надо бы переставлять их, но удерживает то, что каждая сестра на своем месте и никто с ее послушанием лучше нее не справится. Я не строжу, чтобы все неукоснительно приходили на правило, чтобы били поклоны. Это всё было, это я всё проходила, только если делать что-то из-под палки, будет ли какая-то польза? Поэтому я говорю: «Желающие помолиться вместе, оставайтесь». Раньше я спрашивала сестру: «Ну, что тебе стоит остаться на правило? Ну, постой хотя бы десять минут. Вместе помолимся!» Сейчас я этого сказать не могу, потому что сама по своей немощи не бываю на правиле. И это так тяжело! Видимо, пришло время для настоящего смирения. А я пока не совсем готова смиряться в этом направлении... Господь посетил болезнью, по грехам приемлю и всё же не оставляю надежды, что сумею как-то приспособиться к новому качеству жизни, к ее новому, как сейчас говорится, формату.


Матушка, столько всего интересного и душеполезного мы услышали, но какие еще богатые пласты монастырской жизни, развивающейся на глазах нескольких поколений наших современников, остались за рамками этого интервью! К примеру, рассказ о разных аспектах помощи ярославских благотворителей, которых не оставила равнодушными Ваша заметка в газете «Северный край».

Заметка стала лишь внешним поводом. На самом деле их привела в монастырь Матерь Божия. Как и прославленного режиссера Никиту Сергеевича Михалкова, которому мы признательны за его дары.

Хотелось бы в дальнейшем немного дополнить и Ваш рассказ из предыдущего интервью порталу «Монастырский вестник» («Здесь – вся Вселенная») об уникальных экспонатах музея обители.

В котором, кстати, размещена и экспозиция, посвященная памяти владыки Михея. Мы понимаем, что для владыки казавшееся в те годы совсем нереальным возрождение Казанского монастыря, может быть, стало делом всей его жизни. А монастырский музей – это наша «машина времени», позволяющая побывать в разных эпохах.


Наверняка и разные аспекты деятельности социально-просветительского центра «Свеча» при монастыре способны заинтересовать читателей. Вспомним, что, говоря о социальной деятельности, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: в каком-то смысле социальная деятельность является визитной карточкой Церкви в глазах светского, в значительной мере невоцерковленного общества...

Так оно и есть. К нам стали приходить те люди, которые, возможно, никогда бы не пришли. Господь их приводит через скорби и болезни, и они получают здесь духовную помощь, но также они получают социальную помощь, в которой сильно нуждаются.

25-летие возрождения Казанского монастыря будет отмечаться в июле этого года, и накануне юбилея мы можем обо всем этом рассказать.

И еще раз вспомнить, что обитель была открыта решением Священного Синода 17 июля 1998 года, то есть в один из самых скорбных дней русской истории, когда 80 лет назад в России произошло цареубийство. Вместе с тем это церковный праздник – день памяти святых Царственных страстотерпцев. А сам юбилей – четверть века возрождения обители в Ярославле – приходится на «Летнюю Казанскую», 21 июля. Хочется верить, что эта наша беседа и ее дальнейшее продолжение помогут увидеть читателю, как Пресвятая Богородица печется о том месте, которое в эпоху Смутного времени Она избрала для пребывания Своего чудотворного образа. Да, он пропал, но приведу одно из преданий, нас утешающих. Где-то в 70-е годы прошлого века проезжал мимо обители какой-то именитый архиерей (история не сохранила его имени), и когда ему сказали: «Владыка, посмотрите, здесь раньше был женский монастырь! Такой большой – 400 человек! И в нем был чудотворный образ, который погиб, пропал!», архипастырь ответил: «Матерь Божия еще явит Свой образ этому монастырю!» И такого рода преданий у нас немало, что вселяет надежду на возвращение великой святыни в ее родной дом.


Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков. Также представлены снимки Казанским монастырем

Материалы по теме

Публикации

Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)
Игумения Екатерина (Гаева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь