Так говорила о монашеской жизни приснопамятная настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева). Избрав монашеский путь, она утверждала: «Если человек, решившийся на служение высокому, потом оглянется и сравнит свою жизнь – до и после монастыря (ведь у некоторых монахов прежде была успешная карьера, положение в обществе, материальное благополучие), то, поверьте, все эти якобы " преимущества" – ничто в сравнении с той простотой и глубиной, которые заключает в себе монашество». Какие события происходят сегодня в монастыре, в котором матушка Мария с сестрами многие годы возрождала и стены, и молитвенный дух? Об этом порталу «Монастырский вестник» рассказала нынешняя настоятельница обители игумения Мария (Яковлева).
Октябрь 2024 года: впервые в истории монастыря произошло такое событие
Считанные недели назад монастырь пережил особо волнующий момент. О нем, матушка, хочется подробно услышать от Вас как от игумении, которая более четверти века несла здесь послушание казначеи, разделяя с матушкой-настоятельницей и сестрами все радости и печали в деле возрождения святыни.
В прошлом году мы понесли невосполнимую утрату – отошла ко Господу наша матушка, игумения Мария (Воробьева), управлявшая обителью со дня ее возрождения в 1993 году. И Господь в укрепление, в утешение послал монастырю такую милость – митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий благословил в Иоанно-Богословский храм для постоянного пребывания и всеобщего поклонения честные мощи священномученика Петра Вяткина, пострадавшего в селе Сретенском Пермской епархии в 1918 году. Это для нас большая честь и одновременно большая ответственность. Мы даже помыслить не могли о таком божественном даре! Знаменательно, что память священномученика Петра совершается 22 октября, в день кончины нашей матушки...
На Пермской земле пострадало большое число новомучеников, это одна из Русских Голгоф. Красный террор в Прикамье начался задолго до его официального объявления, поэтому многие священнослужители Пермской епархии приняли мученическую кончину именно в 1918 году. Это и архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), заживо погребенный чекистами; и епископ Соликамский Феофан (Ильменский), которого мучители погружали в прорубь в декабрьские морозы, пока он не покрылся коркой льда; и архимандрит Варлаам (Коноплев) – наместник Белогорского Свято-Николаевского монастыря (называвшегося в народе Уральским Афоном), и множество других священномучеников. В наши дни многие из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Однако при всем множестве святых, просиявших на Пермской земле, до сравнительно недавнего времени в Пермской митрополии не было обретено ни одних честных мощей пермских святых.
С назначением на Пермскую кафедру митрополита Мефодия (Немцова) в епархии с новой силой зазвучала тема новомучеников. В 2017 году благодаря усилиям сотрудников епархиального отдела истории и канонизации святых впервые в истории Прикамья были обретены честные мощи – священномучеников Мокинских иерея Павла Аношкина и диакона Григория Смирнова. В 2018 году были подняты честные останки священномученика Култаевского протоиерея Николая Бельтюкова, также пострадавшего за веру Христову в 1918 году. В 2021 году – мощи священномученика Сергинского иерея Константина Юрганова, а в 2023 году – честные мощи священномученика Сретенского иерея Петра Вяткина.
Обращает на себя внимание тот факт, что священномученик Петр Вяткин служил в единоверческой церкви.
Да, будучи настоятелем единоверческой Свято-Троицкой церкви села Сретенское Пермского уезда Пермской губернии, в 1918 году он был жестоко замучен богоборцами на глазах своей супруги и детей и погребен в общей могиле близ своего дома. При временном освобождении села белыми войсками благочестивые люди перезахоронили батюшку в ограде единоверческой церкви. Там, за алтарем, в 2023 году и были обретены его честные останки. В течение года проводились государственные экспертизы с участием сотрудников Следственного комитета, а после получения их положительных результатов в 2024 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил почитать обретенные в селе Сретенском останки как святые мощи священномученика Петра Вяткина. После благословения Его Святейшества началась подготовка к торжеству прославления честных мощей – была написана икона священномученика Петра, заказана резная рака. И наш монастырский храм, как я уже сказала, по благословению митрополита Мефодия стал местом постоянного пребывания новоявленной святыни. Ежедневно мы возносим славословия священномученику Петру перед его честными мощами.
Почти все новомученики Пермской митрополии были прославлены на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, но только через два десятилетия начался процесс обретения их святых мощей. Господь таким образом укрепляет наш охладевший дух. В 1990-х – начале 2000-х годов в нашей стране был огромный духовный подъем, многие люди обращались к Богу, принимали святое Крещение, обретали веру. Но с течением времени христиане стали утрачивать горение духа, стал преобладать дух потребительского отношения к Церкви. Потому Господь и посылает нам духовное подкрепление, открывая святые мощи наших новомучеников. И это бесценный дар всем нам для утверждения в вере и особый знак Божией милости и благодати.
Говоря о священномученике Петре, следует добавить, что он к тому же являлся благочинным единоверческих храмов Пермской епархии, а в 1912 году был одним из делегатов первого Всероссийского съезда единоверцев в Санкт-Петербурге. В Пермской губернии, начиная с XVII века, было очень распространено старообрядчество. Единоверие стало мостом, примиряющим последователей старого обряда с официальной Церковью. Как известно, единоверие было учреждено в 1800 году для тех старообрядцев, которые соглашались воссоединиться с господствующей Церковью, войти в подчинение Святейшему Синоду, при этом сохранив богослужебный чин старого обряда и древние обычаи. То есть единоверцами называются старообрядцы, воссоединившиеся с Православной Церковью. Именно православных единоверцев окормлял отец Петр.
Реанимированное сердце города
На монастырском сайте в разделе «Возрождение» встретился проникновенный запоминающийся образ, относящийся к открытию монастыря после упразднения советской власти: «К Небу начали возноситься молитвы, славословия, и город словно ожил, как организм, в котором реанимировали сердце». Судя по откликам пермяков, с возрождением Успенского монастыря стала развиваться, набирать силу и его миссионерская и просветительская деятельность.
Примечательно, что в нашей обители до революции несколько лет подряд проходили миссионерские курсы, на которые собирались монахини из всех монастырей епархии. Главным предметом на этих курсах было изучение старообрядческих книг, истории раскола – это для того, чтобы монахини могли вести среди населения миссионерскую работу, привлекая раскольников в лоно Православной Церкви. То есть сестры трудились на том же поприще, что и отец Петр Вяткин. Традиция миссионерства продолжается и в настоящее время. При монастыре существует Духовно-просветительский центр во имя святого апостола Иоанна Богослова (это лектории, просветительские встречи, семинары, круглые столы и обсуждения, кинопросмотры, художественные и фотовыставки, интересные встречи, концерты, мастер-классы, которые проводятся для всех абсолютно бесплатно). А благодаря катехизаторским курсам множество людей имеет возможность вернуться к своим истокам, к православной вере.
Еще добавлю, что на празднество в честь обретения мощей священномученика Петра приехал настоятель единоверческой Спасо-Преображенской общины города Куровское Московской области Алексий Гугливатый. Священномученик Петр Вяткин – единственный единоверческий святой, прославленный мощами в Русской Православной Церкви. Единоверческая община г. Куровское приняла деятельное участие в прославлении мощей священномученика Петра Вяткина. Силами общины были пошиты ризы единоверческого кроя для облачения мощей священномученика. По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия этой единоверческой общине в Подмосковье была передана часть мощей священномученика Петра.
...Служба с участием владыки Мефодия и сонма духовенства стала настоящим торжеством Православия. Это навсегда войдет в монастырскую летопись – впервые в истории обители произошло такое событие. Мы обрели молитвенника и предстателя перед Богом. Присутствовал на службе и правнук священномученика – Петр Иванович Шумихин, который проживает в селе, что находится по соседству с селом Сретенское. Второй правнук, Сергей Михайлович Шадрин, сейчас находится в зоне СВО. В звании капитана спецназа он участвует в защите нашего Отечества. В ближайшее время Сергей Михайлович должен приехать в отпуск, и мы с нетерпением ждем встречи с ним.
Светлой памяти матушки Марии: духовная жизнь проста, как дыхание
О том, что на монашество ее благословил старец Наум (Байбородин) и о дальнейшем периоде ее жизни, когда ей, тайной инокине, пришлось продолжить работу «в мiру» – по-прежнему лечить и любить больных, игумения Мария рассказала в двух интервью порталу «Монастырский вестник» – «Господь всегда идет навстречу ищущим Истину» и «Послушание, возложенное на сестер Самим Богом». Но то, что верующие матушкины родители воспитывали стольких детей и племянников – в семье было около 20 человек! – я узнала совсем недавно, из фильма о матушке, который берет за душу – его хочется смотреть-пересматривать.
В прошлом месяце, 22 октября, был год со дня кончины матушки. Готовясь к этому дню, мы издали брошюру с несколькими матушкиными проповедями для раздачи прихожанам и подготовили тридцатиминутный фильм о ее жизненном пути, где использовали кадры из документального фильма 1994 года. В том фильме тридцатилетней давности матушка сама рассказывает и о себе, и о тех трудностях, с которыми сестры столкнулись при возрождении обители. Фильм мы назвали – «Послушница Матери Божией». Если Господь благословит, то надеемся в скором времени подготовить к изданию книгу о нашей матушке, чей дар слова, чья искренность, с которой она относилась к каждому приходящему в храм человеку снискали ей глубокое уважение и нелицемерную любовь всех, кто имел возможность с ней общаться. Она уделяла людям много внимания, оказывала им поддержку, утешала и наставляла. И сейчас к ее могилке за алтарем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова постоянно идут люди, чтобы помолиться и получить благословение.
Незадолго до своего ухода наша матушка собрала всех сестер монастыря и каждой преподала свое игуменское благословение и последнее наставление. В своем духовном завещании она говорила, что слова апостола Павла друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6.2) должны быть написаны золотыми буквами в наших сердцах. Увещевала нас, чтобы мы жили в мире и любви друг к другу. Напоминала, что главное в монастыре – это смирение и послушание. Также просила помнить о том, что не просто никакое гнилое слово да не изыдет из уст ваших, но только благое в назидание (ср. Еф. 4:29), но даже лишнее слово не до́лжно говорить, потому что это отвлекает от молитвы – царицы добродетелей. «Не забывайте бедных», – напоминала она нам.
А в назидание начальствующим матушка рассказала следующее: «Когда хиротонисали во епископа Иоанна (Максимовича), (он стал епископом Шанхайским, позже – архиепископом Сан-Францисским), то будущий архипастырь недоумевал: он не хотел, не искал власти. Говорил, что косноязычен и не до́лжно ему принимать на себя такое служение, и не может он его понести. Но ему привели в пример пророка Моисея, который тоже был косноязычен, между тем своими молитвами, своим примером спас богоизбранный народ. После хиротонии владыке Иоанну дали такое наставление: быть епископом довольно просто, нужно только служить Богу по совести и не важничать. Настолько просто и настолько важно – не важничать. Вообще духовная жизнь – она проста, как дыхание». Еще матушка сказала тогда: «Остаетесь вы на попечении Божией Матери. Я только состояла при Божией Матери Игумении и не претендовала на такую роль высокую. Так что кто у вас будет игуменией – это просто служка Божией Матери, просто послушница у Божией Матери на самом тяжелом послушании».
Чувствовалось, что матушка Мария переживала за свой монастырь...
Она переживала и за свой монастырь, и сильно переживала за Россию. Молилась о правительстве, о воинстве. Одним из последних ее благословений, осуществленных уже после ее кончины, было написание икон равноапостольной Феклы и преподобного Николая монаха. Эти святые малоизвестны, но они являются особыми покровителями воинов. Сейчас их образы находятся в нашем Иоанно-Богословском храме.
Есть свидетельства, что по молитвам ко святой первомученице Фекле (память совершается 7 октября по новому стилю) воины во бранях становятся неодолимыми. Как она сама когда-то избежала насильственной кончины, укрывшись от гонителей в скале, так и теперь имеет благодать сохранять от внезапной смерти. В книге «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах» (М., 1993) приводится такой случай: «Один воин (потом он стал пустынником и причислен к лику святых) видел уже перед глазами своими копье неприятеля, обращенное на него. Но, призвав Бога на помощь именем Феклы, вдруг избавился от неприятеля».
И житие преподобного Николая монаха хорошо бы знать нашим воинам, участникам СВО, и их близким. Почитать этого святого и молиться ему...
Преподобный Николай монах, память которого отмечается святой Церковью накануне Рождества Христова, 6 января по новому стилю, был славянином по происхождению и состоял военачальником при византийском царе Никифоре I (802–811). Он был послан на войну с болгарами. Накануне битвы трижды подвергся искушению от одной женщины, но мужественно ему воспротивился. «Не видишь ли, что я, недостойный, иду на кровопролитную войну с чужим народом? Как же я оскверню свое тело, идя на брань? Нет, Бог мне поможет, и я не осквернюсь!» – сказал он блуднице. На следующую ночь во сне он увидел страшную битву, по окончании которой всё поле было усеяно телами убитых воинов и лишь одно место оставалось пустым. Место это было такой величины, что на нем мог лечь только один человек. И Некто сказал ему: «Это пустое и поросшее травой место, равное ложу одного человека, было приготовлено для тебя. Ты должен был возлечь на нем, убитый вместе с друзьями твоими, и заполнить его пустоту. Но так как ты в прошедшую ночь мужественно отогнал от себя злокозненного змия, трижды боровшегося с тобою, склоняя тебя на грех и желая умертвить, то вот ты сам освободил себя от смерти: это поросшее травою место оставил пустым, душу же свою спас вместе с телом. Остальное время жизни твоей ты, спасшись от смерти, поработаешь Мне». Так и получилось. На следующий день в кровопролитной битве погибли все соратники Николая, а он остался жив. Блаженный Николай оставил мир, удалился в монастырь, принял схиму и стал непрестанно молиться о воинах, павших в сражениях.
Преподобному Николаю (удостоившемуся от Бога дара прозорливости), также молятся о воинах, сражающихся на поле брани, чтобы Господь сохранил им жизнь.
Вспоминается такой момент из общения с матушкой. Осенью 2018 года студент юрфака пришел в свой вуз и стал стрелять из дробовика по «биомусору», как он называл окружающих. На третий же день после случившегося игумения Мария прислала нам свой отклик с горькими размышлениями: почему это могло произойти? («Самое страшное, что погибают души». По следам пермской трагедии). Также с болью она писала, что в городе реализуется столько бессмысленных дорогостоящих проектов, но вот очень важный проект памятника Федору Михайловичу Достоевскому, в жизни которого Пермь играла определенную трагическую роль, инициативная группа к 200-летию писателя так и не смогла «пробить». Мол, не нашлось финансовых возможностей!
Слава Богу, нашлись (пусть и не к юбилейной дате, а через три года после нее), и милостью Божией этот исторический факт для Перми и Пермского края, наконец, свершился. Сколько непосильных трудов в течение 20 лет (!) было положено инициативной группой во главе с Олегом Ивановичем Сыромятниковым, доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка и стилистики ПГНИУ, и нашей матушкой – игумений Марией (Воробьевой), чтобы это благое дело получило свое достойное завершение! Матушка многократно обращалась как во всевозможные организации на местном уровне, так и в высшие инстанции страны. И 11 ноября 2024 года (день рождения писателя по старому стилю) монумент классику русской и мировой культуры был открыт в Саду Декабристов, недалеко от СИЗО и улицы Достоевского... К слову, деньги на памятник вносили школьники и учителя, студенты и преподаватели, бюджетники и бизнесмены. А недостающие средства добавили краевые власти. По свидетельству инициатора проекта О. И. Сыромятникова, молитвы матушки Марии во время претворения задуманного в жизнь сильно ощущались... Мы с сестрами и прихожанами рады, что благодаря людям, понимающим значение Достоевского в православном мире, город приобрел не только прекрасно выполненный памятник, но еще и очень важное качество для каждого россиянина – гордость за Отечество.
...На открытии памятника митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий сказал о великом писателе: «Он был у нас сначала – по пути на сибирскую каторгу. После – когда возвращался с нее. Много узников прошли через пермскую пересыльную тюрьму, но только Достоевский смог глубоко осмыслить пережитое и воплотить в своих произведениях».
Матушка, Вы ведь в монастыре давно, и, наверное, почувствовали то, о чем говорила игумения Мария: «Здесь есть ни с чем несравнимая красота»?
Конечно, почувствовала! Относительно моей монастырской жизни, должна сказать, что она началась несколько неожиданно. В 1995 году, будучи озабочена личными проблемами, я поехала в Троице-Сергиеву лавру. Конечно, в перспективе я думала о жизни в монастыре, тем более, что там уже была моя подруга, но это всё представлялось мне в далеком будущем, поскольку на моем попечении на тот момент находились парализованная мама и племянница-подросток. Между тем архимандрит Наум (Байбородин), к которому мы попали на прием, строго определил мой дальнейший жизненный путь: не возвращаясь домой, сразу ехать в монастырь. Поначалу и мне, и моим близким непросто было принять такой крутой поворот моей жизни. Но по благословению и по молитвам старца всё устроилось, и вскоре вслед за мной в монастырь привезли мою маму, и она, милостью Божией, в конце жизни тоже приняла постриг. Поскольку в миру я работала инженером-экономистом, матушка сразу определила мне быть казначеей. Я любила свое послушание, хотя бывало и трудно, и страшно, но рядом всегда находилась матушка, и она, как крылом, закрывала, защищала меня.
Нам сейчас очень ее не хватает, но мы стараемся вспоминать то, чему она нас учила, и следовать ее заветам. Это, в первую очередь, любовь к богослужению и любовь к людям. Уже год как ее с нами нет, но все мы всё равно чувствуем ее попечение о нас и надеемся на ее молитвы, что она не оставит свою любимую обитель, в возрождение которой вложила столько сил, и будет ходатайствовать о нас перед Престолом Божиим.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены Пермским Успенским женским монастырем