«Самое страшное, что погибают души». По следам пермской трагедии

20 сентября 2021 года, накануне великого православного праздника, занимающего особое место в истории России – праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – в большом русском городе, который является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Предуралья и известен множеством уникальных памятников, прогремели выстрелы. Они казались чем-то нереальным для студентов и сотрудников Пермского государственного университета (ПГНИУ), но, к прискорбию, всё было реально. 18-летний студент-первокурсник с юрфака Тимур Бекмансуров, вооружившись дробовиком 12-го калибра, пришел в свой вуз и открыл стрельбу по «биомусору», как он отзывался об окружающих. Накануне он написал пост в одной из соцсетей, где рассказал, что ненависть к людям им движет давно, а идею массового убийства он вынашивал несколько лет. В результате этой дикой, невообразимой ненависти (трудно найти для ее определения какие-то эпитеты) погибли шесть человек и ранены двадцать четыре, из которых девять находятся в крайне тяжелом состоянии...

Сейчас в эти дни везде и всюду горячо, на разные лады идет обсуждение вопросов, касающихся охраны учебных учреждений и более серьезной проверки психики у людей с настораживающим поведением, с «проблесками» агрессии если не в реальной жизни, то в соцсетях. Всё правильно, всё это должно обсуждаться. Но если смотреть глубже, то есть в нашем обществе, в нашей стране самая главная причина, по которой произошла эта и другие схожие с ней трагедии. Вот что о ней написала настоятельница Пермского Успенского женского монастыря игумения Мария (Воробьева).

Мне хочется поделиться болью о том, что произошло в нашем городе. Здесь и говорить не о чем, сколько горя! Безо всякой войны погибают наши юные соотечественники. Но самое страшное, что погибают их души.

Невозможно не ужаснуться при мысли о том, что переживает мать виновника этой трагедии. Она же, согласно данным ею показаниям, считала, что воспитывает замечательного сына. Дисциплинирован, не пропадает в каких-то сомнительных сообществах, вот на юрфак поступил… Всё возможное она, казалось бы, для него делала… Какой заботой и тревогой проникнуто ее эсмс-сообщение, отправленное родному мальчику, когда она услышала о стрельбе в университете: «У тебя все в порядке?»

Так что же происходит с нашей молодежью?! Кто виноват в том, что за последние годы произошли подобные события уже во многих городах нашего Отечества и едва ли не стали уже обыденным явлением (а про Запад, которому наша молодежь стремится подражать, и говорить не приходится – по терроризму он впереди планеты всей)?

Известно, что Федор Михайлович Достоевский, юбилей которого мы празднуем в этом году, всю жизнь хранил, как дорогую его сердцу реликвию, монетку. Он получил ее, будучи на каторге. Шел каторжанин Федор Достоевский по территории тюрьмы, а навстречу идет женщина с маленькой девочкой. Ему было известно, что мужа этой женщины убили заключенные, пытавшиеся бежать. У семьи того убитого охранника не было другого пристанища, куда можно было бы уехать – так и остались жить мама с дочкой в каком-то жилье при тюрьме. Можно только предположить, на какие крохи они, бедные, существовали. Как могли они отнестись к идущему им навстречу тюремному узнику? Такие же как он, каторжане, убили дорогого им человека, их опору и надежду! Между тем, они о чем-то переговорили друг с другом, и девочка подбежала к Федору Михайловичу и со словами: «Прими, несчастненький». Положила на его ладонь денежку... То была копейка, но какая это была жертва! Можно было в то время на копейку и лакомства какие-то купить.

Так где же та неизбывная доброта, свойственная нашим дедам-прадедам? Откуда эта, уму непостижимая, ни на чем не основанная злоба? Есть над чем задуматься и о чем горевать. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6) Научи маленького человека жить вопреки столь свойственному для нашего времени принципу: «Всё – для меня, и я – для себя», и сам будешь благополучен и не увидишь горя. Можно не сомневаться, что на всю оставшуюся жизнь та девочка была опорой и утешением своей духовно-богатой матери.

Но кто их наставит, наших юношей? Интернет, в котором они в буквальном смысле, пропадают? Кто поставит заслон тому беспределу, который там царствует?

В рамках программы нашего кинолектория при монастыре мы показываем исключительно актуальный фильм «Куда уходит детство?»

Не деньги зло, но сребролюбие, учат отцы Церкви. Так и в этом случае. Не компьютер враг, но отсутствие с детства воспитанного в человеке здравого смысла.

Чего нам ждать, если «порвалась дней связущая нить», и многие ли пытаются «концы ее соединить»? Люди, увы, потеряли Бога и многие уже не понимают смысла жизни.


Примеров тому «несть числа». В нашем городе неравнодушными людьми на свои средства был создан замечательный проект памятника Ф.М. Достоевскому. Великий писатель стоит в рост на высоком постаменте, правой рукой он прижимает к себе Евангелие, а левой придерживает на плече шинель (ассоциация с «Шинелью» Н.В. Гоголя). Памятник предполагается установить в центре города в сквере, посаженном декабристами перед зданием тюрьмы, в которой, как в пересыльном замке, томился какое-то время по дороге в Сибирь писатель Достоевский. И что же? Уже несколько лет инициативная группа пытается «пробить» этот проект. Была надежда успеть к нынешнему юбилейному году.... Горько и печально, что столько реализуется бессмысленных дорогостоящих проектов, но почтить память великого писателя в год его 200-летия у нас в городе, увы, не находится финансовых возможностей.

А мы-то надеемся на возможность возрождения!

Конечно, во всех храмах нашего города, и в нашей Успенской обители тоже, верующие молятся о невинно убиенных жертвах трагедии. Везде служатся панихиды. Молимся мы не только о погибших, но и о тех, кого постигло такое горе. У нас в храме есть икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Сколько сейчас нуждающихся в этой помощи!

Помоги, Господи, нашим соотечественникам вернуться к своим истокам.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь