Участники богословской конференции: «Прошло ли время больших монастырей?»

В конце сентября 2013 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялась международная богословская конференция «Монастыри и монашество: традиция и современность». Делегаты конференции высказывают свою позицию по некоторым актуальным темам монастырской жизни. Предлагаем Вашему вниманию подборку мнений участников конференции на тему: "Прошло ли время больших монастырей?"

Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Я думаю да, поскольку мой монастырь, который я возглавляю по благословению Святейшего Патриарха, считается маленьким, там всего 25 монахов. Но бывает, говорят, еще меньше. Я думаю, что в небольшой монашеской общине больше есть возможностей вникать в нужды братии, решать какие-то духовные проблемы...

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга

Я думаю, что «Дух дышит, идеже хочет». Эти вопросы постоянно возникают среди монашествующих, в дискуссиях, в беседах, во встречах настоятелей монастырей. Помню, отца Ефрема спросили, как преодолеть монашеское разъединение в больших обителях. Он привел пример, что у Пахомия Великого было почти тысяча монахов, и они все были как одна душа и одно тело. А может быть и три монаха и жить в разногласии. И вопрос, конечно, игуменского сердца, игуменских дарований. Думаю, что Бог посылает каждому игумену и игуменье столько братьев и сестер, сколько может вместить сердце и насколько хватит конкретно этого человека разумно вести их по путям спасения. Поэтому, если у игуменьи, и мы знаем таких, 500 сестер, и человек всех их вмешает в сердце и ведет ко спасению, - это от Бога. И если человек может вести ко спасению трех или пятерых человек – и это от Бога. Должно быть многообразие.

Варнава, епископ Павлодарский и Экибастузский

Я думаю, что мы опять вернемся к проблеме духовника. Потому что он как лучик, который пробивает в полутьме дома. А без этого освещения ничего абсолютно не видно. Духовник – он видит сердца. Он может увидеть, что человек не способен жить в монастыре и ему нужно идти трудиться в миру. Он будет, может быть, хорошим псаломщиком, певчим, священником, но не монахом, он не способен на этого. И поэтому, если этого нет... К примеру у нас доходило до ста человек. Потом мы дошли в обратную сторону до пятидесяти человек. Т.е. приходят люди и пока с ними духовник, каждого обогревает, каждому внимание уделяет, они еще держатся. Как только не стало этого духовного согревания... Наш духовник замечательно говорил всегда, когда просили его о молитве: «Я помолюсь, так и ты свою молитву прибавь к моей, тогда будет хорошо». Поэтому, сейчас, на данном этапе, не может быть реализована старина. Посмотрим, сколько Господь даст нам времени, может и реализуется, если будет послушание, если все будут выполнять как надо. Не должно быть самонадеянности, умышления о чем-то, что у светских называется карьерой, это губит человека.

Игумен Геронтий

Реалии говорят о том, что, все-таки, существуют большие монастыри. В Почаевской Лавре свыше двухсот человек. И в монастырях, в которых традиции не прекращались, видно, что тот дух, старцев дух, и всего монашеского жития, живет. Сегодня существуют большие монастыри, но, может быть, со временем это угаснет.


Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь