RSS

Монашество

Игумения Ксения (Чернега)
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"».
Игумения Ксения (Чернега)
Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с комментарием в связи с подписанием Президентом Российской Федерации 11 марта 2024 года указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц».
Профессор Георгий Петрович Федотов
Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Мы ничего не знаем о времени канонизации Антония. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено: впрочем некоторые сомневаются и в его существовании. Мы можем лишь догадываться о причинах скорого забвения памяти св. Антония. «Бе обыкл един жити и не терпя всякого мятежа и молвы», как говорит Нестор. Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. Хотя скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был уже единственным «пастухом словесных овец», средоточием любви и почитания не только монастырской, уже многочисленной братии, но и всего Киева, если не всей южной Руси. Уже в 1091 г. мощи св. Феодосия († 1074) открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы – свидетельство местного, монастырского его почитания, а в 1108, по почину великого князя Святополка, митрополит с епископами совершают торжественную (общую) его канонизацию. Еще до перенесения его мощей, лет десять спустя по смерти святого, преподобный Нестор написал его житие, единственное известное нам, обширное и богатое содержанием, – лучший труд нашего летописца. Нестор спас от забвения образ святого игумена и оставил его в память и подражание будущим векам.
Мария Мономенова
Неисчислимое количество людей прошло через келию последнего старца Оптиной пустыни отца Нектария (Тихонова). Со всех концов необъятной России приходили к нему за советом, за утешением, за любовью. «Великий старец такой же, как батюшка Амвросий», – говорил о нем его сотаинник преподобный Анатолий (Потапов). Какой он был, этот «дивный старец», самый таинственный и самый загадочный из всех...
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Почему сейчас монастыри вовлечены в решение проблем общества? Как финансируются обители? Чему монахи и миряне могут поучиться друг у друга? Есть ли перспективы в развитии ученого монашества и что сможет решить проблему лжестарчества? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.ru епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла.
Правовое управление Московской Патриархии
Сообщение Олега Михайловича Трайнина, советника руководителя Правового управления Московской Патриархии на заседании Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 29 марта 2024 года)
Игумения Домника (Коробейникова)
Выступление игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга на заседании Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 29 марта 2024 года)
5 апреля 2024
Из разных российских обителей насельники в священном сане ездят сегодня в зону специальной военной операции на Украине, беседуют с бойцами как на линии боевого соприкосновения, так и в госпиталях, исповедуют их и причащают. Некрещеных, желающих стать православными христианами, крестят. Не остался в стороне и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, находящийся на краю земли – в том уголке Русского Севера, который называют славянской Голгофой XX века. В нашей беседе с тремя иеромонахами Соловецкой обители, тоже за время СВО не раз встречавшимися с защитниками Родины в окопе, блиндаже или в госпитальных палатах, мы постарались затронуть и некоторые острые проблемы духовного плана, без решения которых России трудно будет сопротивляться пришествию в мир глобального зла. (Имена собеседников изменены.)
27 февраля 2024
Николай Белавинский, постоянный автор сайта Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, на собственном многолетнем опыте знакомый с разнообразными послушаниями в обители,  описывает особенности работы трудника на монастырской ферме.
Макарьева пустынь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра