Их вдохновила любовь Божия

Митрополит Волоколамский Иларион

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

    «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16) – эти слова из Евангелия от Иоанна мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. О чем они говорят нам? Они говорят о том, почему Бог послал Своего Сына в этот мир. На эту тему рассуждали и размышляли многие богословы. Некоторые из них говорили, что Бог послал Своего Сына в этот мир, потому что разгневался на человечество за его грехи, и этот гнев Божий против человечества был столь велик, что никаких человеческих жертв или добродетелей не хватило бы, чтобы его угасить. И потому стало необходимо, чтобы Бог Сам принес эту жертву, и Сын Божий принес эту умилостивительную жертву Богу Отцу. Так учили некоторые латинские богословы в средние века.

    Но в Евангелии мы слышим сегодня очень простые слова о том, что Бог возлюбил мир и потому послал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, причиной, по которой Бог послал в этот мир Своего Сына, является не гнев Божий, а Его любовь. Господь послал в мир Своего Единородного Сына потому, что Он возлюбил всех нас и каждого из нас, и Он послал Его в этот мир для того, чтобы всем нам даровать спасение. Вот почему мы приходим в храмы Божии, участвуем в Божественной литургии, причащаемся Святых Христовых Таин. Потому что через Литургию, через Евхаристию, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом духовно, душевно и телесно всем нашим человеческим естеством.

    Ради нашего спасения Господу было угодно взойти на Крест и претерпеть страдания и смерть. Эта смерть была необходима для того, чтобы нам открыть путь к воскресению. Мы видим, что смерть уносит людей, которые находятся вокруг нас. Чем старше мы становимся, тем больше теряем наших друзей и близких, а в конце концов и каждый из нас умрет и перейдет в иную жизнь.

    Ежегодно собираясь здесь, мы увидим, что с каждым годом нас будет становиться все меньше и меньше, потому что смерть будет уносить сначала одного, потом другого, третьего… И в какой-то момент никого из присутствующих здесь сегодня не останется. Но придут новые люди, которые наполнят это место своим присутствием и молитвой.

    Но что же произойдет с нами, когда мы умрем? Мы верим и знаем, что умрем только нашим физическим телом, а наша душа перейдет в иной мир, не менее прекрасный, а, может быть, и более прекрасный, чем нынешний, в котором мы сейчас живем. Потому что в этом мире, наряду с добром, существует и зло. В этом мире люди страдают и болеют, ссорятся и враждуют друг с другом. А в том мире, который нам обещан, никто ни с кем не будет ссориться, там не будет конфликтов, скорбей, болезней, люди не будут стареть и умирать. Это будет вечная жизнь, которую Господь обетовал нам. В этой вечной жизни источником блаженства и счастья будет Сам Бог. Тот Самый Бог, Который возлюбил нас прежде, чем мы появились на этот свет. И благодаря тому, что Он нас возлюбил, мы появились в этом мире. Тот Самый Бог, Который продолжает любить нас, несмотря на то, что мы грешим, Который любит вне зависимости от того, любим ли мы Его или нет, Который продолжает верить во всякого человека, даже если человек отказывается от веры в Него. Его любовь ничем невозможно победить или преодолеть, потому что Божественная любовь преодолевает всякое зло и соединяет нас в единое церковное тело, главой которого является Сам Христос.

    В этой благословенной земле, среди прекрасных гор подвижники и подвижницы благочестия создали мужские и женские монастыри. И сегодня мы, приезжая сюда, видим эти монастыри один за другим. Десятки монастырей и сотни и тысячи монахов и монахинь наполняют эту благословенную землю. Почему же они решили построить эти монастыри ? Отчего приняли решение отречься от мира, отказаться от обычных земных удовольствий? Потому что их вдохновила та самая любовь Божия, которой они приобщались и приобщаются через богослужение, через принятие Святых Христовых Таин, та Божественная любовь, по которой Бог Отец Своего Сына Единородного послал в этот мир, чтобы мир был спасен через Него. Эту любовь Господь дарует всем нам через богослужение, через Литургию, через Причастие Святых Христовых Таин.

    Любовь Божия соединяет нас особым сверхъестественным образом. Мы приходим в храм Божий как чужие друг другу люди, часто не зная друг друга. И Господь соединяет нас узами любви. Через эту любовь Он преображает жизнь каждого из нас.

    Будем благодарить Бога за то, что Он возлюбил нас. Будем благодарить Его за то, что Он возлюбил этот мир и послал Своего Единородного Сына, чтобы каждый из нас получил спасение и жизнь вечную. И будем просить Господа, чтобы никогда у наших народов не оскудевала вера и поколения верующих, поколения монахов сменяли одно другое. И если уходят одни, чтобы приходили другие, потому что Господь вверил нам спасение этого мира, нам – монахам и мирянам, которые вдохновились верой христианской и подвигом всех тех, кто на протяжении веков пронесли православную веру, несмотря на гонения и притеснения.

    Будем просить Господа, чтобы всегда стояли на земле церкви Божии, чтобы всегда звучала евангельская проповедь и чтобы всегда любовь Божия преображала нашу жизнь и весь окружающий мир. Аминь!


7 сентября 2014 года в Неделю 13-ю по Пятидесятнице председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Румынии с паломническим визитом, возглавил Божественную литургию в монастыре Пэнгераць Молдовско-Буковинской митрополии Румынской Православной Церкви. В этот день Румынская Церковь чтит память преподобных Симеона и Амфилохия Пэнгэрацских, в связи с чем на праздничное богослужение собралось большое число верующих. Владыке Илариону сослужили архиепископ Ясский, митрополит Молдовский и Буковинский Феофан, епископ Хушский Корнилий, игумен монастыря архимандрит Петроний, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, насельники и паломники обители в священном сане.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)