С нами Бог!

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Рождественский сочельник.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
 

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» [1] Дорогие братия и сестры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью встречаем один из величайших праздников — Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, принимающего на Себя человеческое тело и душу, чтобы в образе человека спасти людей от рабства диавола, греха и от осуждения на вечную смерть. Говоря о событии Рождества Христова, святой евангелист Матфей пишет: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка Исайю, который говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». [2] Этими словами святой евангелист Матфей говорит нам, что все, что произошло в те дни на земле: и необыкновенное обручение юной Девы Марии престарелому хранителю Ее девства, праведному Иосифу, и благовещение святого архангела Гавриила, и непорочное зачатие от Духа Святого, и преславное рождение Господа Иисуса Христа, — все это было предопределено в совете Божием и предсказано святыми пророками, особенно ясно пророком Исайей. В этом преславном событии рождения на земле Сына Божия, ожидаемого веками Спасителя мира, люди должны были увидеть величайшую к ним любовь и, переживая все это, с радостью восчувствовать, что действительно с нами Бог! В праздник Рождества Христова поются дорогие сердцу слова, выражающие сущность величайшего события рождения на земле Сына Божия. «Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», [3] — поет Святая Церковь. В этих словах церковной песни указана цель, исполнить которую пришел на землю во плоти Сын Божий; именно та цель, чтобы человека, созданного для неба, но падшего и умерщвленного грехом, порабощенного земными страстями, снова возвести на небо при том справедливом условии, если он, осознав свое крайнее заблуждение и гибельность избранного им пути, обратится всем сердцем к Богу, от Которого отпал, покается, отвергнет житейские пристрастия, возлюбит Бога и поживет на земле небесно, насколько возможно, при помощи божественной благодати. Такова цель празднуемого ныне пришествия Бога на землю во плоти. Он явился, чтобы отвратить от нас крайнее бесчестье греха и страстей, избавить от гибельного рабства диаволу, от праведного проклятья и вечной смерти, возродить нас благодатью крещения, усыновить нас и даровать нам Духа Святого, с помощью Которого мы могли бы достичь Царства Небесного.

«Слава в вышних Богу, — воспевали небесные воинства в час рождества Христова, — и на земли мир, во человецех благоволение». [4] Итак, мир, примирение с Богом — вот самое важное, что даровано нам через воплощение Сына Божия. Нет теперь уже преграды, которая раньше отделяла человека от Бога и неба: грехи человечества искуплены Христом, и мы имеем открытый доступ к престолу благодати Божией. [5] Поэтому мы должны дорожить этим миром, снисшедшим с неба на землю; с сегодняшнего дня мы должны приложить все свои старания, чтобы начать новую, святую жизнь, использовать дарованное Господом спасение. Господь приходил на землю и для того еще, чтобы установить мир между людьми, которые до Его пришествия большей частью жили во вражде между собой. Сохраняем ли мы этот мир, дорогие братья и сестры, который утвержден был крепко в первые времена Церкви Христовой? Помните, что сказал Тот, рождение Которого мы ныне празднуем:«Все же вы — братья»? [6] Какое дорогое имя! Да, мы братья по новому рождению от Бога, и должны вести себя по отношению друг к другу, как братья. Мы должны поддерживать между собою мир, постоянно уступая друг другу, почитая один другого высшим себя, а себя — грешнее всех.

И божественные намерения, божественные планы касательно нашего возрождения, освящения и обновления совершились в людях, то есть во множестве спасенных людей, которые послушались гласа Божия и пошли путем спасительным. Бесчисленное множество святых угодников Божиих оправдали своею жизнью божественный план спасения и оправдана божественнаяпремудрость чадами ее. [7] Этот дивный божественный план спасения совершается и ныне во всех людях, которые слушаются голоса Божия, зовущего их ко спасению и Царствию Божию. И мы теперь уже с глубокой верой восклицаем: «С нами Бог!» Ибо знаем, что Он открыл Себя на земле в лице нашего Спасителя, Который до скончания века обещал пребывать с нами. Это радостное для нас обещание Он дал перед Своим вознесением, сказал, что никогда не оставит Своей Церкви, которую Он приобрел Себе кровию Своею. [8] И мы сами свидетели тому, как Спаситель через Свою Святую Православную Церковь не перестает и не перестанет звать людей ко спасению, преподавать людям все средства для достижения вечного спасения: Свою божественную силу и помощь через спасительное учение, Свои спасительные таинства, Своих учителей и пастырей, которым вверил руководство к небу искупленного человечества. «С нами Бог!» — так мы говорим, так мы знаем, так мы и веруем. Он с нами, но мы, дорогие братия и сестры, в Нем ли пребываем? Открываем ли свое сердце навстречу, живет ли Он в нашем сердце? Господь обещает, что Он войдет в сердце только того, кто исполняет Его заповеди, слышит Его божественный глас, которым Он стучится в сердце каждого из нас; и, безусловно, к тому, кто откликнется на этот зов, Спаситель придет и будет обитать в нем. И большей радости, как ощущать в своем сердце, что с нами Бог, быть не может.

Итак, дорогие братия и сестры! О горнем помышляйте, а не о земном. [9] Знайте, что наше жительство — на небесах.[10] Христос родился — славьте; Христос пришел с небес — встречайте. Христос на земле — возноситесь мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляйтесь к земному, не служите похотям плотским. В противном случае горе нам за нерадение о спасении.

А сколько людей не заботится о своем спасении, к великому прискорбию Матери Церкви! Как много погибающих по своей воле, которые отвергают Спасителя и своими делами ни во что вменяют Его сошествие на землю, Его жизнь, учение и Его чудеса, страдания и смерть за нас.

Гордые, неверующие, преданные всем сердцем только земному, сребролюбивые, завистливые, враждующие, пьяницы и вообще все неисправляющиеся и нераскаянные грешники ни во что ставят пришествие Спасителя на землю. Но горе тем, которые Сына Божия попирают своим маловерием и неверием, пристрастием к земному, — их пожрет вечный огонь геенны. Всем неверным и нераскаянным грешникам участь в озере, горящем огнем и серою, сказано в слове Божием. [11]

Будем же, дорогие братия и сестры, достойно встречать великий праздник и проводить его в воздержании, чистоте, богомыслии, в делах милосердия, а не в пьянстве, плотской нечистоте, не в пустословии, не в чревообъедении и других грехах. Братия, время нам праздновать праздники разумно, благочестиво. Господь да сохранит нас всех от всякого греховного дела. Да будет праздник наш угоден Спасителю и полезен для нашего спасения, чтобы мы, переживая эту духовную радость, благодать Рождественской ночи и всего праздника, всегда, в течение всей жизни, хранили эту радость и чувствовали, что действительно с нами Бог. Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 3 - 6

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. чин великого повечерия.

[2] Мф. 1, 22-23. Ис. 7, 14.

[3] Кондак 8 акафиста Иисусу Сладчайшему.

[4] Лк. 2, 14.

[5] Евр. 4, 16.

[6] Мф. 23, 8.

[7] Мф. 11, 19.

[8] Деян. 20, 28.

[9] Кол. 3, 2.

[10] Флп. 3, 20.

[11] Откр. 21, 8. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)