Похвала Пресвятой Богородицы

Схиигумен Игнатий (Крюков)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в субботу пятой седмицы Великого поста, Святая Церковь в особой торжественной форме воспевает Пресвятую Богородицу. Богослужение этого дня не похоже ни на одно другое богослужение. Кто был вчера на утрене, слышал, как братия читали и пели акафист Божией Матери, чередуя его с кафизмами и каноном. В состав этого праздничного богослужения входит и торжественное пение акафиста Божией Матери, отчего и самая служба носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».
 
Что же такое акафист? Слово это в переводе с греческого означает «неседален», неседальное пение, то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Появление этого акафиста обычно связывают с историческими событиями, происшедшими в VII веке в Константинополе. Город был окружен иноплеменниками, и казалось, что ничто уже не сможет помочь его жителям. Чувствуя недостаточность своих сил, люди обратились с молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, и помощь не заставила себя ждать: чудесным образом враг был разгромлен.
 
В память этой победы боголюбивые жители града Константинополя совершили благодарение – целую ночь стоя воспевали хвалебные песни в честь Божией Матери (а до этого там существовал обычай во время исполнения песнопения сидеть). С этого времени в воспоминание этого великого чуда и было установлено празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Чудесное избавление жителям Константинополя пришло во время Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь на 5-й субботе Великого поста. Этот первый и самый совершенный из акафистов был составлен тогда же, в VII веке, на основе более древних кондаков, в которых воспевались события Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Господа Иисуса Христа. Святая Церковь установила праздновать и воздавать похвалы Пресвятой Богородице стоя. С тех пор этот акафист читается во время Великого поста на богослужении для утверждения кающихся, в надежде на заступление Божией Матери, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Как уже было сказано выше, высокое поэтическое боговдохновенное достоинство акафиста, по-видимому, связано с тем, что он составлен на основе более древних кондаков и отеческих преданий, воспевающих Божию Матерь. Мы не знаем, какие это были кондаки, но до нас дошел один исторический документ, в котором с удивительной силой воздаются похвалы Пресвятой Богородице. Этот документ – письмо ученика апостола Павла, священномученика Дионисия Ареопагита, обращенное к апостолу Петру.

Он писал, что когда он был введен в высочайшее присутствие Девы, увидел Ее светлообразный лик, то сердце его исполнилось такой неизъяснимой радости и полноты блаженства, что, не будь он хорошо наставлен в основах истинной веры, то счел бы Ее лицо Божеством. Автор говорит при этом, что продлись еще чуть более это созерцание, его душа рассталась бы с телом. Он приобщился в полноте блаженству будущего века, и это лишь в минутном созерцании Пречистой Девы.

И как бы продолжая это созерцание в наше время, один церковный писатель и проповедник, рассказывая нам об этом событии, воскликнул: «Какую же великую награду получил Иоанн Богослов у Креста от Господа, сказавшего: се, Матерь твоя[102], что в последующие годы он всегда был неподалеку от Нее, оберегал Ее, заботился о Ней и, стало быть, всегда уподоблялся созерцанию Пречистого Лика; всегда слышал Ее голос, который имеет свойства умягчать сердца и воскрешать к вечной жизни даже закоренелых грешников».
 
Братья и сестры, в этот день и нам уместно с особенным усердием и благоговением прочитывать акафист Пресвятой Богородице и возносить Пречистой Деве похвалы и благодарения словами, взятыми из него. Каждый может найти себе слова по сердцу. Вот, например, слова из 7-го икоса: «радуйся, рождшая Наставника заблуждшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная». И еще: «благодарственная восписуем Ти раби, Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».
 
Аминь.

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь