День великой скорби и глубоких дум. Слово перед Плащаницей в Великий Пяток

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А двадцать  столетий назад в это время  вокруг Его безжизненного тела уже оставались  только самые близкие,  оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас  Умирающего на Кресте – «Свершишася» –  слышали друзья и  недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал.  Теперь же,  как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень, и Плащаница Христова  вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). 

Мы-то сейчас, стоя у Плащаницы, уже ждем Его Воскресения.  Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, ни удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи.  Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча  и ничтоже земное в себе да помышляет».  В Великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны  стоять пред Плащаницей поникнув головами своими.  Это их грехом  смерть вошла в мир, их преступления  сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос, Сын человеческий.  Крестной смертью Сына Божия попрана смерть, и  милость Божия даруется людям.  Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – Святая Троица. Гроб, заключив  в себе Источник жизни, стал живоносным  и  несет безмолвную проповедь,  и  человечество  призвано  услышать  ее, чтобы жить.  Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие, что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как, по человечеству Своему, Я тужил и скорбел в  саду Гефсиманском  в преддверии страданий.  Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: “Да мимо идет Меня чаша сия”. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели,  сострадание  и милосердие  к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего, и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой  Я осилил невыносимое. “Грехи всего мира отяготели на Мне”. Твою ношу, которая для тебя непосильна,  Я взял на Себя». 

Слова  и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения.  Она не престает и ныне, но  всегда надеется, всё переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других –  просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь  в Царство Небесное, но и доселе  враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа Его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами  их заблуждения. На словах – «Господи, Господи!»,  а по жизни: «Имей мя отречена» (см. Лк. 14:18). Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся   его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам  радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель Своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола» (см. Евр. 2:14), и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но  в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу – повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией. Будем же, дорогие,  жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и  ежегодно,  в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои!» Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь – Источник благодати помилует и спасет нас. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь