Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Иеромонах Никон (Каширин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос Воскресе!

Одними из первых, дорогие братья и сестры, кому явился Воскресший Христос, были собравшиеся вместе Его ученики – Апостолы. Первый раз при этом не было апостола Фомы, в другой раз, после восьми дней (Ин. 20, 26.), это произошло в присутствии Фомы.

Вот как об этом рассказывает евангелист Иоанн Богослов: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 19–25.).

По словам блаженного Феофилакта, апостол Фома не мог сразу видеть Христа, поскольку был сомневающимся и считал Воскресение Христа невозможным.

Слова апостола Фомы: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Эти слова были естественными для человека, который хотел убедиться в том, что Тот, Кто являлся ученикам, был не призрак, не привидение, но реальный Христос, воскресший из мертвых, причем воскресший во плоти, а не в каком-то особом духовном теле.

Явления умерших не были чем-то необычным для древнего человека, но воскресение во плоти, о котором говорил Христос, не простое явление усопшего – это была победа над смертью, смертью, которая получила власть над человеком в результате греха, вследствие отпадения человека от Бога.

И ученикам Спасителя, Апостолам, как людям еще не преображенным и не просвещенным светом Воскресения Христова, именно в это было так трудно поверить. Так и об апостоле Фоме можно сказать, что к моменту первого явления Воскресшего Господа собранию учеников Фома еще не достиг того внутреннего духовного состояния, которое позволило бы ему поверить в Воскресшего Христа.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, помним, что Христос являлся людям, которые находились в таком духовном состоянии, при котором Его явление действует на человека спасительно и приносит плоды веры. Апостол Фома, видимо, тогда еще не достиг той духовной зрелости, которая требовалась для такого явления.

Вернемся к рассказу евангелиста Иоанна Богослова: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 26–29.). И эти слова, дорогие братья и сестры, обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем тем, кто сомневается в реальности Воскресения. Невидевшие и уверовавшие – это те, кто не были свидетелями Воскресения Христова, но поверили Христу, потому что полюбили Его. В этом смысле Святые Отцы называют неверие Фомы «блаженным неверием». Это неверие проистекает из стремления и жажды узреть Любимого и пережить радостную встречу с Ним. Апостол Фома, потребовав доказательств, не имел веры – он требовал знания. Когда Господь явился снова для уверения Фомы, чтобы тот смог собственноручно осязать Его, Господа, израненное тело, то неверующий ученик обрел знание: своими перстами Фома ощутил язвы от гвоздей на теле Распятого Иисуса Христа, собственными глазами увидел Воскресшего из мертвых. Неверующий ученик получил в ощущениях реальное свидетельство, основанное на опыте.

Господь, обращаясь к апостолу Фоме, говорит о том, что высшее знание, а вместе с ним и полноту жизни человек получает через веру. В христианском понимании вера – это высшая форма знания. Апостол Павел говорит: я знаю, в Кого уверовал ( 2 Тим. 1, 12.).

Господь ничего не говорит о том, что вера и знание не совместимы, что знание не нужно людям. Но вера нужна как форма высшего познания Воскресшего Христа. Блаженство проистекает от веры. Поэтому Господь и говорит: блаженны невидевшие и уверовавшие, то есть – счастливы те, кто верует. Вера здесь выступает как внутреннее опознание, переживание Христа. Вера дается человеку, в отличие от того, как даются знания, не опосредованно через ощущение человека и не в результате работы его разума, вера дается человеку непосредственно. Вера – это результат устремленности и взаимодействия всех духовных сил человека: и разума, и чувств, и воли.

Встреча человека с Богом у каждого происходит по-своему. У одних – это опыт внезапного откровения, прозрения, когда человек вдруг осознает, что Бог – здесь, рядом, что Господь видит и слышит человека. У других – это опыт постепенного узнавания Христа Воскресшего.

Невозможно прийти к христианству иначе как полюбив Христа – живого Христа, Который умер и воскрес. Невозможно стать христианином только под впечатлением нравственного учения Христа или из уважения к тому, о чем Он говорил и чему учил. Он есть вечная живая Истина. Поэтому Господь не раз о Себе говорил: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6.). Мы часто приходим ко Христу еще не увидев Его, потому что начинаем любить Его, потому что сердце наше отзывается на Его слово, потому что в Его Евангелии мы слышим слова жизни и постепенно приобретаем бесценный опыт общения с Богом.

Еще один важный момент. Воскресший Господь Иисус Христос в одном из явлений обратился к ученикам с такими словами: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). Грех, отделяющий человека от Бога, является главным препятствием для жизни человека в союзе с Господом, препятствием для познания Воскресшего Христа. И преодоление этого препятствия возможно только в Церкви, первыми членами и руководителями которой стали Апостолы. Они же были и первыми учителями человечества в борьбе с грехом.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, знаем, что целью духовной жизни человека является его единение с Воскресшим Христом, созерцание Его, Христа, в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца человека, божественная сила Воскресшего Христа способна умертвить страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолеть страстные образы и греховные прилоги, как и Воскресший Христос, по словам святого Максима Исповедника, преодолел печати гроба, то есть победил грех и смерть.

Воскресение Христа придает совсем другой смысл жизни и смерти. Теперь жизнь для нас – это общение с Богом, а не просто ряд исторических событий. Смерть теперь для нас – это не только конец этой земной жизни, а обретение будущей жизни.

Мы с вами прославляем Воскресшего Господа, Который дал нам возможность еще раз пережить Его Святое Воскресение. Мы просим Бога удостоить нас вечной радости, той радости, которую никто не отнимет (Ин. 16, 22.) у нас. Мы знаем, что земную радость сменяют скорби, которые могут свести на нет эту радость. Небесную же радость ничто упразднить не в силах, поскольку источник этой радости в Воскресшем Христе.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стремиться к Воскресшему Христу через соблюдение евангельских заповедей и совершенствование в христианских добродетелях. Христос Воскресе!

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара