Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Иеромонах Макарий (Сытенко)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве»[1]. Нынешнее воскресенье наша Православная Церковь посвящает воспоминанию святых, во все времена просиявших в нашем Отечестве. Этот праздник очень важен для нас, ибо, обращаясь к святым, многие из которых, быть может, являются нашими родственниками, вспоминая их подвиги, обретаем мы новые силы для жизни подлинно христианской, открытой нам Евангелием.

Напомню о чудном видении, бывшем воину Пелгую (в святом Крещении Филиппу) во время молитвы. Ночью, накануне решающей битвы со шведами, он увидел в море лодку с двумя гребцами в княжеских одеждах. Когда Пелгуй всмотрелся, то узнал в них святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба, как их всегда изображали на иконах, и услышал слова одного из них: «Греби быстрее, брат, поможем сроднику нашему Александру!» Святость – это благословенный плод Воплощения, страдания, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Святость – это благодатный плод сошествия Святого Духа и Его пребывания в Церкви. Святость – это цель и долг каждого христианина. К каждому из нас обращен евангельский призыв Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48.) и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27.). Поэтому этот воскресный день – день особой ответственности каждого пред Богом и святыми Его, день испытания нашей совести.

Великий князь Владимир, один из первых русских святых, был человеком своего времени, был язычником, поклонялся ложным богам. Он был воином и наслаждался всем тем, что может жизнь дать человеку. И душа его не могла насытиться. Но пробудился в нем духовный голод, он почувствовал пустоту языческих богов, с ним произошло чудо – он переменился. Он не просто принял какое-то новое мировоззрение, не только выбрал нового Бога, более приемлемого для его сердца и разума, но переменился для той жизни, о которой Господь сказал, что жизнь будет потоком изливаться из верующих в Него (Ср.: Ин. 4, 14.).

Когда князь Владимир встретил Христа, узнал богослужение и почувствовал всю неизреченную красоту Божию, тогда всё, чем он прежде увлекался, явилось ему таким, каким оно было на самом деле – уродливым и отвратительным. И он стал целомудренным, он стал добрым, он стал заботливым и милосердным: он стал другим человеком. Тогда Христос воцарился на Русской земле. Вот об этой перемене, которая совершается действием Святого Духа, говорят Святые Отцы, когда учат нас, в чем смысл христианской жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что цель всего того, что сделал для нас Господь Иисус Христос, заключается именно в том, чтобы действием Святого Духа изменился бы человек, изменился по всему – и по разуму своему, и по всем чувствам своим, и по совести своей. И в святых, память которых мы празднуем сегодня, именно это и совершилось. Это может совершиться и в каждом из нас в той или иной мере, и совершается это исполнением Заповедей Божиих, которые мы снова слышим в нынешнем евангельском чтении (См.: Мф.4, 25-5,12).

Праздник всех русских святых был установлен на Поместном Соборе 1917–1918 годов, когда начались открытые гонения на Церковь, гонения, во время которых многие приняли мученический венец; гонения, подобных которым никогда не было в России за почти тысячелетнюю историю Православия на нашей земле. Большой ценой достигали совершенства возлюбленные наши русские святые. И вот мы чествуем их, обращаемся к ним с молитвами, мы призываем их благодатную помощь и забываем о том, что сказал святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей: если мы только хвалим святых, а не подражаем им, они не могут принять эту похвалу, потому что этой похвалой должна быть наша жизнь.

Священники и миряне, богословы и простецы, святые мужи и жены, престарелые и юные – за тысячу лет на Руси прославлено множество святых – это соль земли, это «Русь Святая». Наша Церковь чтит праведников как прославленных, так и ведомых лишь одному Господу. Будем же благодарить Бога за то, что издревле Русская Церковь приносит Богу в дар святых, они – ее слава и честь.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест... и воссел одесную престола Божия (См.: Евр. 1, 1-2). Аминь.

1. Тропарь русских святых, глас 8-й.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)