Поминовение усопших

Игумен Гермоген (Ананьев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы поминаем наших близких усопших и исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Твоим, Христе, не ктому смерть обладает умершими благочестно»[1], что Господь лишь к жизни другой преселяет Своих рабов. Ибо по слову Христову: Бог же несть мертвых, но жи­вых: вси бо тому живи суть[2], – читаем мы в Евангелии от Луки.

И такими словами святой евангелист Лука четко вы­ражает мысль о том, что физическая смерть не прекра­щает личного бытия человека. Человек, будучи сотво­ренным по образу вечного Бога, является бессмертным, как мы читаем в Книге Премудрости: Бог не сотворил смерти[3], души усопших после смерти продолжают жить и их жизнь связана с жизнью людей, живущих здесь на земле. Еще в большей мере это относится к христианам. Каждый христианин, согласно учению апостола Павла, есть член Церкви, и все верующие составляют Церковь, которая есть тело Христово, а глава Церкви – Христос[4]. И таким образом связует всех верующих – и живых, и умерших, – Господь наш Иисус Христос и Его вседейственная благодать.

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не ус­певший превратить ее в хлеб, поскольку несмотря на свое желание не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что откладывал со дня на день и сверх чаяния настигнут кончиной – не будет за­быт Праведным Судией и Владыкой, но Господь по смер­ти его возбудит его родных, ближних и друзей, напра­вит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему»[5]. Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умер­шими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым. Вера соединяет человека с невидимым Богом, с невидимым Ангельским миром и с душами умерших его родных и близких.

Святитель Филарет митрополит Московский опи­сывает загробное состояние тех умерших грешников, которым ходатайство живых доставляет особое облег­чение: «Всепроницательная премудрость Божия, в Боже­ственном Писании, не провозглашает довольно громко заповеди молиться за усопших, может быть, для того, чтобы в надежде на сие пособие, не обленились живу­щие, ранее телесной смерти со страхом свое спасение соделовать. Но когда и не возбраняет сего рода молитв: не то ли сие значит, что еще позволяет бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда и, может быть, часто, благопомощную вервь, отторгшимся от брега жизни временной, но не достигшим вечного приста­нища душам, которые между смертью телесной и по­следним всемирным Судом Христовым зыблются над бездной, то возвышаясь благодатью, то низводясь остан­ками поврежденной природы, то восторгаясь Боже­ственным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной, одежде земных помышлений?»[6]

Но несмотря на наше незнание участи, какая пости­гает каждого усопшего, наши молитвы о них не тщет­ны. Церковь научает нас молиться за всех, скончавших­ся в Православной вере с покаянием, исключая явных нечестивцев, богоборцев, людей нераскаянных. Но те, кто, пусть даже ведя грешную жизнь, все-таки обраща­лись ко Господу, каялись, эти люди принадлежат Госпо­ду, и они достойны Божией милости, и им наши молит­вы нужны. А таких большинство из нас.

Наши молитвы о тех, которые находятся уже в числе отверженных, если не полезны, то в любом слу­чае не будут вредны. Но наши молитвы о всех, благо­честно скончавшихся, только не успевших принести плодов достойного покаяния, потому не удостоивших­ся еще Царства Небесного, без всякого сомнения, необ­ходимы.

И, кроме того, молитвы за умерших полезны нам са­мим. По слову Псалмопевца: Молитва моя в недро мое возвратится[7], и в Послании апостола Иакова мы чи­таем: Молитесь друг за друга[8]. Святая Церковь чинами служб своих и молитвами настойчиво и постоянно зас­тавляет нас молиться о всех, и, конечно, наипаче, о тех людях, которых мы знаем, тех, которые нас окружают, о наших ближних.

Молитва о всех является долгом каждого православ­ного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о каждом из нас молятся, о каждом хри­стианине молятся. И таким образом, каждый из нас является должником всех, и живых, которые сейчас мо­лятся за него, и умерших, которые когда-то за него молились. И как должник обязан оплачивать свой долг, так и любой христианин обязан молиться о всех хрис­тианах, и живых, и усопших. Единственно только то, что, конечно, это определяется не отношением должника, а отношениями любви. То есть – это не просто долг. Мо­литься и за живых и за усопших есть потребность хри­стианина.

Богослужение является той сферой, где верующие вступают в теснейшее и таинственное соединение друг с другом, и с Церковью земной, и с Церковью Небесной, и таким образом с душами праведников, душами святых и душами наших близких, которые пребывают в Цар­ствии Небесном или томятся, ожидая своей участи на Страшном Суде.

И поэтому, когда мы совершаем совместные молит­вы, молитвенное «мы» означает не только множест­венное число, но, прежде всего, духовное единство в мо­литвенном общении. И в молитвах Церковь стремится к поименному перечислению каждого христианина, каждого человека – и прославленных святых, и немощ­ных, и грешных, и живых, и усопших. И получая проще­ние грехов, души усопших получают тем самым помощь от нас, и Господь улучшает их состояние, они могут так же молиться за нас, живущих на земле.
Таким образом в Церкви Христовой непрерывно со­вершается чудесный круговорот молитвы, круговорот любви. И сейчас, в эти пасхальные дни, когда мы тор­жествуем победу жизни над смертью, поминовение усопших играет особую роль. Молитва о наших близких становится более горячей, и мир невидимый становит­ся нам ближе.

Давайте и мы принесем нашим усопшим близким пасхальное приветствие: Христос Воскресе!


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Вечерня субботы мяспустной (Вселенская родительская суббота), стихира о усопших, глас 8-й.
[2] Лк. 20, 38.
[3] Прем.1,13.
[4] См.: Ефес.1,22,23; 5,23. Кол.1, 18.
[5] См.: Св. Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере//Христианское чтение. 1827.
[6] Из слова митрополита Московского Филарета «О молитве за умерших», произнесенное 25 сент.1832 г.по освящ.храма Святого Духа на Даниловском кладбище.
[7] Пс. 34, 13.
[8] Иак.5,16.

Фото: сайт Данилова монастыря Москвы

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь