Свет Богообщения

Иеромонах Игнатий (Смирнов)

Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5, 1–6)

В славянском тексте вместо слово «здоров» употреблено слово «цел», «Хочешь ли цел быти?» – спрашивает Христос расслабленного. Слово «цел» точнее выражает сущность нашей человеческой природы, ведь здоровое состояние человека в первую очередь определяется его целостностью, не разрозненностью, как внутренней, так и внешней, выражающейся в его гармоничном общении с Богом и с ближним, и с остальным окружающим миром. Грехопадение Адама привнесло в человечество и окружающий мир расстройство и разделение, в человеке появились порочные страсти, душевные и телесные болезни, страдания. По мысли свт. Феофана Затворника: «Жизнь человека состоит в гармоничном сочетании сил его природы и их взаимодействии, соответственно их природе. Если сие законное соотношение их отнято... то и жизни, и деятельности в человеке, свойственной человеку, нет. На вид он человек, а по настроению внутреннему – не истинный человек. Как инструмент расстроенный по виду есть тот или другой, а по звукам – не знать какой, так судить должно и о человеке, которого внутреннее расстроено грехом. В сем отношении надобно сказать, что в нем умерло или утрачено истинно человеческое, или то, что свойственно человеку. Как мертвый не видит, не слышит, не движется, так и человек грешник не видит, не слышит и не движется по-человечески: делает дела, но мертвые (Евр. 6,1; 9,14)».

Сегодняшний Евангельский отрывок изображает видимую телесную трагическую действительность нашего земного существования в состоянии грехопадения, в нем говорится: «в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды», здесь же упоминается и расслабленный, получивший исцеление от Христа. На мгновение можно представить себе Евангельскую картину: больные, изможденные, уставшие от страданий человеческие лица, с напряженным ожиданием наблюдающие за водой в купальне, чтобы, заметив ее необычные движения, успеть окунуться прежде других... При таком стечении больных, какие шансы у нашего расслабленного телом войти первым в воду и исцелиться? Практически никаких. Это доказывает и продолжительность того времени, которое он провел в Вифезде, в ожидании первым войти по возмущение воды в купальню: 38 лет – ровно столько он страдал до момента своего исцеления Спасителем. В чем причина такого продолжительного ожидания? На этот вопрос отвечает сам расслабленный: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5, 7). За 38 лет не нашлось ни одного человека, который смог бы пожертвовать собой, своим временем и житейскими делами ради этого больного. Потому как, в этом случае, надо было бы неотлучно находиться рядом с этим человеком, стать его руками и ногами, своим естеством заменить то, чего не хватало ему в страдательном состоянии его душевно-телесного организма. В продолжительном неотступном ожидании чудесного возмущения воды его радости должны были стать твоими радостями, его страдания – твоими переживаниями, его боль – твоею болью. Твоя жизнь втиснута обстоятельствами в его жизнь, а на выходе тебя ожидает неизвестность, возможная неблагодарность этого человека; для самолюбивой расчетливости – это потерянное время жизни, которое можно посвятить себе, переживанию собственных радостей. Нет ничего, что может связать одного человека с другим в таких удручающих обстоятельствах, кроме жертвенной любви, которая своим истинным источником имеет любовь Божественную.

Герой сегодняшнего Евангельского эпизода, наш расслабленный, по сути обречен на одинокое внутреннее страдание, на ожидание невозможного. Другой человек становится для него светлой мечтой, пределом желаний, надеждой на новую жизнь. Он внутренне смиряется, делается кротким и мягким, лишь бы не отпугнуть никого от себя из людей, которые проявят к нему хоть малое внимание и, возможно, захотят ему помочь. В этих трудных обстоятельствах, расположивших его душу к смирению и кротости, за долгие годы ожидания помощи от людей, когда надежда на исцеление, несмотря ни на что, не покидает его, наш расслабленный встречает уже не просто человека, которого он так терпеливо ждал, а Божественную Личность, Христа: «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин.5, 6–9).

Человеческой рассудительности, строящей жизнь лишь в земных рамках бытия, можно усомниться в благом Божественном промысле об этом человеке. Ради чего столько лет милосердный Господь испытывал этого человека, его терпение и надежду на исцеление? Ведь благой Божественной воле возможно было бы устроить так, чтобы этот человек, с чьей-то помощью, окунулся в купель намного раньше и не мучился бы 38 лет в ожидании того же самого, что он получил и от Христа – исцеления своей болезни. Возникает вопрос: какая награда получена этим человеком от Всещедрого Бога за его продолжительное ожидание исцеления?

Мы всегда желаем, чтобы поскорее прошли наши скорби и болезни, различные неприятности в жизни, нам кажется, что вот исчезнет эта болезнь, или поменяются сложившиеся обстоятельства, и мы станем по-настоящему счастливыми. Но наша главная болезнь, которая мешает каждому из нас стать истинно счастливым, находится глубже, чем те видимые многоразличные телесные болезни и неприятности, которые с нами происходят в этой жизни. Эта болезнь заключается в нашем разрыве общения с Богом как с живой Личностью. Следствие этого – внутреннее одиночество, замкнутость на себе, постоянное общение с греховными помыслами, человеческая гордость и эгоизм. Мы редко задумываемся о том, как нам избавиться от этой внутренней болезни, потому что привыкли жить больше видимым и внешним, чем внутренним и невидимым, и всё внешнее для нас остается более значимым, чем внутреннее, духовное. Но Церковь через апостолов нас учит рассуждать иначе: «Ибо кратковременное легкое страдание наше, – пишет апостол Павел, – производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 17–18).

Поистине, наш расслабленный и другие страждущие, исцеленные Спасителем в Евангелии, обрели намного больше, чем просто исцеление от своего телесного недуга, несоизмеримое со всеми тяготами их земной жизни. В их духовном сознании воссиял некогда потерянный Адамом свет Богообщения, они открыли для себя общение с Божественной Личностью, со Христом, находя уже в Нем опору своего бытия, а не в окружающем их материальном мире, и этот момент является наиважнейшим в исцелении Спасителем этих людей.

В перспективе вечной блаженной жизни, где всё творение будет объединено во Христе, общение со Христом для христианина приобретает высшее значение. Выбор: быть со Христом или не быть – есть выбор между вечной жизнью и мукой, который определяется человеком еще здесь на земле, и проблема теперь лежит лишь в области нашего желания и стремления.

Упомянутая в Евангелии купальня, напоминает нам Крещенскую купель, а также наше истинное покаяние, называемое вторым Крещением, которое связано с очищением и преображением человека. Но помимо очищения и восстановления нашей поврежденной природы, оно дает нам еще один драгоценнейший дар, сравнимый с той жемчужиной, упомянутой в Евангелии, которую нашел купец и сразу же продал всё, что имел, чтобы приобрести её (см. Мф. 13, 45–46). «Апостол Павел неоднократно говорит о Христе как своей жизни и бытии, а о жизни христиан как сокрытой во Христе и, через Него, в Боге... Христос для него – уникальный Иной, Тот, в Ком и через Кого возлюблены все прочие существа, причем не в психологическом, а в смысле законов нашего бытия, поскольку именно в Нем всё существует и обретает свою особенность... Таким образом, жизнь во Христе означает помещение всех наших отношений, в которых и через которые мы обретаем свою личностную особенность, в личность Христа. Христос – единственный, Кто может гарантировать... вечное сохранение, каждого существа, которое мы считаем уникальным и необходимым, ибо Он единственный, в Ком преодолевается смерть, грозящая исчезновением всему своеобразному. Именно по этой причине Христос вправе утверждать Свою абсолютною уникальность настолько, чтобы потребовать от нас перестать ради Него считать уникальным и необходимым любое другое существо (отца, мать, жену, детей, и т. д.). Это вовсе не означает, что Он хочет исключить всех, кого мы любим уникальным образом; напротив, имеется в виду, что Он единственный, Кто может сохранить их личность и дать им вечное бытие. Без Него их уникальность не имела бы продолжения в вечной жизни, и наша любовь к ним трагически претыкалась бы об их смерть, последнего врага всякой уникальности», которую и победил Христос Своим славным Воскресением. Аминь.

Христос Воскресе!!!


Материалы по теме

Монастыри

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Троицкий женский монастырь