Благовещение Пресвятой Богородицы

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 

Такими словами Святая Матерь наша Церковь в нынешний всеторжественный богоспасаемый день именует Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим Пресвятую Деву Богородицу. В этот святой и праздничный день вся Вселенная Ей приносит хвалебные пения: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! А если Господь с Тобою, то Господь и с нами. 

Именно сегодня, в этот всеторжественный день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, произошло событие, с которого началось наше с вами спасение. И Архангел Гавриил, которому по воле Божией было открыто рождение от Нее истинного Бога и истинного Человека, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, благовествует Ей об этом чрезвычайном событии. Но событие это возможно было только при одном условии: при согласии воли Божией с волей человеческой. И когда Дева Мария спросила, как же будет возможно рождение от Нее Сына, Архангел отвечает: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя (Лк. 1:35). И только тогда Матерь Божия дала согласие на это, на такую именно жизнь внутри Нее и рядом с Ней Сына Божия. Она отвечает: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). 

И сегодняшний день приоткрывает нам всю тайну волеизволения Царицы Небесной, Матери Божией. Она не просто соглашается на рождение непостижимым, таинственным образом от Нее Сына Божия, Она соглашается и на Его жизнь, соглашается на Его страдания и соглашается на Его смерть, а значит, и на Свои страдания, и на Свою смерть вместе со Своим Сыном. Симеон Богоприимец так потом и скажет: И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:35). В момент Благовещения Она соглашается, чтобы Ей Самой оружие прошло душу. Каково будет, если кому-нибудь из женщин сказать: ты знаешь, если ты согласишься, то у тебя будет ребенок, но этот ребенок проживет вот такой жизнью. Будет рождение, будет обыкновенная жизнь, возрастание, питание, младенчество, отрочество, юность, а потом гонение, непонимание и даже сама смерть. Ты готова на все это? Но за этим будет глубокий смысл. Его страдания принесут искупление и спасение всем тем людям, которые будут веровать в него. Ибо пророк Исаия говорит: Наказание мира нашего было на Нем, язвою Его мы исцелились (Ис. 53:5). «Сего ради Бог с неба сниде, да нас на небеса возведет» [1]. Вот в чем подвиг. Вот в чем свободное волеизволение. Вот в чем вся глубина и тайна жизни Матери Божией. Почему Ее, как мы слышали сегодня в Евангелии, отныне ублажат вси роди? (Лк. 1:48). Невозможно было бы это воплощение и Благовещение об этом воплощении, если бы подвигом жизни, подвигом молитвы Она бы не согласилась на жизнь Своего Сына и на Его смерть. 

В жизни все было реально, рядом: и Благовещение, и Крест. Крест и Воскресение. Все перемешано в нашей жизни: и радость, и горе, и страдания, и надежда, и ненависть, и любовь, и смерть, и воскресение. Крест, страдание и тут же Воскресение. 

Вот так и вся наша жизнь: если она идет с осенением Креста, веры, если среди нас свет Евангелия, то перед нами с одной стороны будет Крест, который у каждого свой. И об этом свидетельствует Феофан Затворник Вышенский, который сказал: «Есть несколько крестов, которые несут люди. Крест внешний – болезни, неприятности, старость и прочее. Есть крест и внутренний – это печаль, уныние, клевета, страдание, неустроенность, нападение от внешних и внутренних врагов, то есть бесов, порой какое-то внутреннее безверие, упадок сил, внутренних и внешних; разочарование может быть и в вере, и в людях. Это, – говорит он, – кресты внешние и внутренние, которые бывают порой похлеще крестов внешних». А есть крест Божий, когда мы с покорностью воле Божией принимаем всё то, что мы встречаем на пути своей жизни. И горькое, и сладкое. И печальное, и унылое, и радостное; когда мы принимаем свою жизнь такой, какая она есть, со всеми внешними обстоятельствами, и благословляем эту жизнь, следуя словам Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9:23). 

Мы не выбираем обстоятельства жизни, мы не выбираем крестов. А что значит – возьми свой крест? А это означает, что мы добровольно соглашаемся с этими обстоятельствами жизни. Пришла старость – мы ее не выбираем, пришла болезнь – мы ее тоже не выбирали: она просто пришла. А вот принять их или не принять: свою старость, болезнь, болезнь своих родных и близких, сложные обстоятельства жизни твоих родных и близких – это уже зависит от нас. Благословляешь свою жизнь, принимаешь ее – она становится благословленной. Проклинаешь свою жизнь, родных и близких, обстоятельства, связанные с ними, – твоя жизнь становится проклятой. Крест есть у каждого. Только для одного он будет спасительным, а для других он будет наказанием. В одном случае, когда мы его приняли и благословили свою жизнь, он стал во спасение. Когда мы его не приняли, он стал наказанием. Кресты несут все. Одни со смыслом, другие бессмысленно. Нет людей, которые не страдали. Мученики, подвижники веры и благочестия страдали со смыслом. Мать, сердобольно заботящаяся о своих детях, распинающая себя на путях доброделательной и молитвенной жизни, несет этот крест со смыслом. Как однажды сказал святитель Феофан Затворник Вышенский о матери: «Вы жена, мать, хозяйка – в исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам: ожидайте и вы венца мученичества». 

Апостол Павел нам говорит: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:9). Что значит – не унываем, делая добро? А именно вот так, с долготерпением, с надеждой, упованием на неизреченный Промысл Божий, который человеколюбно всё строит и полезное всем подает; главное не ослабеть, чтобы не оказаться без плода крестоношения. Потому что крест может быть у всех, а радости от креста может у многих не оказаться, когда впереди все это не будет благословлено и освящено светом Воскресения Христова. Страдаем? Да. Терпим? Да. Мучаемся? Да. До какого предела? До Светлого Воскресения. Чьего? Твоего Воскресения. Ибо стержень нашей веры, глубина нашего упования, фундамент нашей надежды именно таков: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Именно об этом апостол Павел и сказал: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою которого Он действует и покоряет Себе всё (Фил. 3:20). Всякую человеческую волю жаждет привести ко спасению и покорить эту волю вере, надежде и любви. 

И поэтому возрадуемся в этот день Благовещения, с которого началось спасение этого мира. В этот день мы будем прославлять любовь нашего Господа. Ту, о которой однажды святитель Григорий Богослов сказал: «Восхвали любовь Божественную: любовь Бога Отца – распинающего, любовь Бога Сына – распинаемого, любовь Духа Святого – торжествующего». 

Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице за любовь, за спасение, за воплощение Сына Божия. Слава Матери Божией за подвиг сей Ее крестной жизни, о которой святые отцы сказали, что Она, Матерь Божия, была первой мученицей, потому что сораспиналась всей Своей жизнью со Своим сыном. И поэтому если мы будем распинать свою плоть со страстьми и похотьми, тогда и мы будем чадами и детьми Божиими, тогда и мы увидим славу Христа. Когда пройдем путем Христа, только тогда увидим Его славу, о чем старец Макарий Оптинский говорил: «Все желают насладиться Славой Христа, но мало кто хочет понести тяготы Креста». Так понесем все радостно тяготы Креста, зная, что невозможно всю жизнь оставаться на Голгофе – за Голгофой обязательно следует Воскресение. Ибо об этом нам свидетельствует каждый воскресный день. 

Аминь! 

-------------------------------

[1] Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8.

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь