Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Через неделю после праздника Святой Троицы Церковь молитвенно вспоминает всех святых, просиявших в Христовой Церкви благодаря своим подвигам веры и благочестия. И надо сказать, что память Всех святых органически связана с праздником Святой Троицы.
Сам праздник Святой Троицы является как бы завершающим событием в истории нашего спасения и стал возможным благодаря подвигу Господа нашего Иисуса Христа: Его воплощению, страданию и Воскресению. Праздник Святой Троицы открыл нам великие истины для спасения. Прежде всего он открыл нам, что Бог един по существу и троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная.
Но тайна Троичности Бога, прикровенно приоткрывавшаяся в Ветхом Завете, открылась во всей полноте в Новом Завете, в таких событиях, как Крещение и Преображение Господне, где был слышен голос Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17; 17, 5; см. также: Мк. 1, 11; 9, 7; Лк. 3, 22; 9, 35) и Дух Святой являлся в виде голубя. Были и слова Христа: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30). Или, например, другие: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).
Но в этих событиях эта тайна, скорее, открывалась для ума, чем для сердца.
Собственно в праздник Святой Троицы мы празднуем нечто другое – здесь действие Троичного Бога касается самого существа человека. Когда в Сионской горнице Святой Дух сошел на Апостолов в виде огненных языков, они преобразились и стали новыми людьми.
Они пережили свое новое состояние, новое единство с Богом и друг с другом. Они почувствовали себя Телом Христовым. Они стали не только говорить на разных языках, но и обрели дар необыкновенной силы и безбоязненности свидетельствовать о воскресшем Христе по всему миру. Дух Святой, «Иже везде сый и вся исполняяй», стал особенным образом пребывать в Церкви в ее святых Таинствах. Он стал тем созидающим началом, которое соединяет верующих в Единое тело Христовой Церкви, Главой которой является Господь наш Иисус Христос.
Вот почему праздник Святой Троицы считают еще днем основания Новозаветной Церкви. После вознесения Своего на Небо Бог не покинул человека, но еще более реально стал пребывать с верующими в Духе Святом. Это особенно проявляется в Таинстве Крещения, когда человек рождается в новую благодатную жизнь через соединение со Христом, и Таинстве Евхаристии, когда достигается реальное единство с Богом через приобщение к обоженному Телу и Крови Христа Спасителя. Так сбываются просительные слова молитвы Господа нашего Иисуса Христа к Своему Отцу: ...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 21–22).
Отсюда рождается понятие святости и обожения человеческой личности. Святость – это мера, степень приближения человека к Богу. Но достигается она не только действием и силой Духа Святого, но и личным подвигом человека, подвигом самоотвержения на пути исполнения Заповедей Христовых. Таким образом, святость есть прежде всего плод действия в Церкви Христовой Святого Духа. И надо сказать, что в истории Церкви таких святых было много.
Это праотцы, пророки, Апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, праведники, подвижники благочестия и, конечно же, Пресвятая Владычица наша, Богородица и Приснодева Мария.
Но призвание стать святыми обращено ко всем, а не только к отдельным людям.
Будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11, 45; 1 Пет. 1, 16), – говорит Господь. Сам святой апостол Павел во многих своих посланиях называет всех верующих, уже принявших святое Крещение, призванными святыми (См.: Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2) или святыми и верными братиями во Христе Иисусе (См.: Кол. 1, 2). И святой апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: вы – род избранный... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).
Такой способ обращения к верующим, принявшим Таинство святого Крещения, то есть наименование всех их «святыми», имело целью напомнить, что все они принадлежат к святому Телу Церкви Христовой, все освящены святостью Главы этого Тела Господа Иисуса Христа и напоены Духом благодати (См.: 1 Кор. 12, 13; Евр. 10, 29) и потому обязаны всячески хранить себя в нравственной чистоте и избегать всего, что несовместимо со святостью Церкви.
Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости , – внушает святой апостол Павел верующим фессалоникийцам.
По примеру призвавшего вас Святаго, – говорит святой апостол Петр, – и сами будьте святы во всех поступках (1 Фес. 4, 7).
Первые христиане с великим усердием старались поступать достойно Бога, во всем угождая Ему (Кол. 1, 10) так что Апостол имел основание сказать римлянам: ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6, 22).
Однако впоследствии многие христиане стали забывать о высоте своего призвания к чистой и святой жизни. Стало проявляться греховное своеволие. Начались ненужные споры о первенстве. Появилось небрежное отношение к святыне. Христианскую свободу некоторые стали обращать в повод для оправдания своего соблазнительного поведения. Дух ревности о вере и благочестии стал постепенно ослабевать, вопреки призывам Апостола: Духа не угашайте... Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5, 19, 21–22).
Поэтому Святая Церковь постоянно напоминает нам о святости ее Главы – Господа нашего Иисуса Христа. Эту истину все мы исповедуем за каждой Божественной литургией, когда в ответ на возглашение священника: «Святая святым!» – хор от лица всех нас поет: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца!»
Святость же, к которой Господь призывает всех нас и которая состоит в неустанном уподоблении Божественному Первообразу и в живом общении со Всесвятым Богом, имеет свое истинное выражение в личности и жизни тех лишь людей, которые, пламенея верой, много потрудились в борьбе с грехом и с помощью благодати Божией преуспели в делах любви и милосердия.
Таким образом, все мы святы святостью Церкви, если являемся не номинальными, но живыми и деятельными ее членами.
Как и апостол Петр говорит: Приступая к Нему [то есть ко Христу], камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный (1 Пет. 2, 4–5).
В этот день, посвященный Церковью памяти Всех святых, от века Богу угодивших, будем прославлять их подвиги и труды, прося молитвенного о нас пред Господом предстательства. «Предтече Господень, Апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам!» Аминь.