Обрезание Господне

Игумен Феофан (Крюков)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, Господь наш Иисус Христос в восьмой день по Рождестве Своем благоволил претерпеть обрезание. В этот день Ему было наречено имя Иисус, которое было предсказано Архангелом Гавриилом Деве Марии: «И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1, 31–32).

Почему Господь в этот день изволил претерпеть страдания, приняв обрезание? Христос принял обрезание, во-первых, для того, чтобы исполнить Закон, который требовал, чтобы всякий иудей в восьмой день был подвергнут обрезанию, прообразовавшему собой Крещение в христианстве. «Не приидох, – говорит Он, – разорити [Закон], но исполнити» (Мф. 5, 17), и Он повиновался Закону для того, чтобы нас, повинных и подчиненных Закону, сделать свободными.

Об этом и святой апостол Павел говорит: «Посла Бог Сына Своего... бываема под Законом, да подзаконныя искупит» (Гал.4, 4–5). И вот только после того, как Господь Иисус Христос исполнил весь Закон, после Его Крестной смерти Апостолы собрались в Иерусалиме и признали почти все обрядовые ветхозаветные установления Закона Моисеева необязательными для христиан, в том числе и обрезание.

Во-вторых, Господь принял обрезание для того, чтобы показать нам, что Он принял истинную, а не мнимую плоть, и тем заградил уста еретиков, которые суесловили, что Христос не принял истинной плоти человеческой, а только имеет вид ее.

В обрезании явлено было не воображаемое, а подлинное Его человечество. Ибо если бы Его тело было кажущимся, а не действительным, то как можно было бы совершить обрезание над кажущимся телом? А в современных терминах это означает, что этим был нанесен удар по всем культам, которые воспринимают Господа как нечто абстрактное, как идею, как духовный идеал и не признают Бога как Личность.

В-третьих, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы ввести нас во внутреннее духовное обрезание. Апостол Павел в своих Посланиях говорит: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). И в другом месте говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь [то есть новый человек]» (Гал. 6, 15). И еще: «Обрезание ничто, и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7, 19).

Окончив плотский Ветхий Завет, Господь Иисус Христос положил начало Новому, духовному, и как ветхий человек должен был обрезывать чувственную плоть, так и новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордыню, нечистоту и другие греховные желания.

Ветхозаветное обрезание уступило место Таинству Крещения, прообразом которого это обрезание и было, а Крещение – это духовное обрезание. Это дверь в будущую жизнь через освобождение от грехов, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Божие (См.: Откр. 21, 27). Крещение – это духовное обрезание, это – отревание сочувствия греху, отвращение ко греху и возбуждение чувства сладости жизни по Богу. Духовное обрезание означает устроение отпущения грехов как особое дело в домостроительстве спасения.

В этот же день мы поминаем святителя Василия Великого, Литургию которого мы служили. Она отличается особенной глубиной, проникновением и длинными молитвами, длинными песнопениями. Василий Великий в отточенной богословской форме прославил Господа Иисуса Христа как Бога, и теперь мы славим Бога как Троицу Единосущную и Нераздельную, как Бога, Единого существом, Троичного в Лицах.

Я только в нескольких словах покажу, каков великий дух этого Святителя. Славя Господа Иисуса Христа как Бога, он пишет: «Бог истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, Имже Дух Святый явися: Дух истины, Сыноположения дарование, обручение будущаго наследия, начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, от Негоже вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит и Тебе присносущное возсылает славословие, яко всяческая работна Тебе: Тебе бо хвалят Ангели, Архангели, Престоли, Господьствия, Начала, Власти, Силы и многоочитии Херувими: Тебе предстоят окрест Серафими» (Литургия свт. Василия Великого. Первая евхаристическая молитва (произносится священником в алтаре – Примеч. Ред.)).

Закончу это краткое слово тропарем праздника: «На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матери, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче». Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Иоасаф (Полуянов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Иоасаф (Полуянов)
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара