Неделя первая Великого поста: Торжество Православия

Архимандрит Лука (Пинаев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь молитвенно отмечает Торжество Православия. Началом этого празднования послужило установление почитания святых икон на VII Вселенском Соборе.

Человек всегда стремился осознать себя в окружающем мире, постичь себя и свое предназначение. И вот в какой-то момент истории он слышит слова, которые потрясли мир: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Потрясли они не только тех, кто принял их за основу своей жизни, но и тех, кто увидел в них неприемлемое для себя новое мировоззрение. Вначале немного людей откликнулось на призыв к обновленной жизни, но те, кто всем сердцем воспринял его, с большой силой и ревностью засвидетельствовали свои убеждения перед лицом современного им мира.
То были годы подлинного героизма во имя веры и чистоты Православия. Борьба с язычеством, арианством, несторианством, монофизитством и другими ересями выковала православное учение во всей его чистоте и святости. За этим лежит труд многих святых Отцов, церковных писателей и подвижников благочестия, которые оставили нам свои писания, где подробно и обстоятельно изложили и разъяснили грядущим поколениям учение Христа Спасителя и Его святых апостолов. Все это составляет Священное Предание Церкви.

Священное Писание и Священное Предание  подлинная сокровищница православного церковного учения.

Свершилось главное: определен конкретный ясный путь к Вечной Жизни, выверенный всеобъемлющим опытом Церкви. И теперь, когда мы говорим о Православии, мы говорим об истинном богопознании и богопочитании, ибо, только правильно почитая Бога, мы можем достичь Царства Небесного. Это правильное почитание и есть православный путь спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Православие есть истинное богопознание и богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиной; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонение Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарование ему благодати "Духа Святаго" (См.: Ин. 7, 39). Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет Православия»[ 1 ].

Из этих слов вполне понятно, что источником православной веры является Святой Дух, Который действует обильно в тех, кто идет путем истины, путем праведности и святости. К сожалению, в истории Церкви находились люди, которые по своей гордыне всегда стремились привнести в вероучение что-то свое, человеческое, плотское, греховное (Ср.: Иак. 3, 15). Будучи людьми гордого ума и порочной жизни, они и порождали ложные учения, причиняя много страданий Святой Церкви тем, что отторгали от Святого Православия тысячи душ младенцев во Христе (1 Кор. 3, 1).

Церковь, чтобы пресечь такие соблазны, предавала анафеме (отлучению) родоначальников ересей и тех, кто им последовал. Она выявляла их лжемудрствования, указывала на их ложную природу, показывала их истинное лицо.

Торжество Православия  это торжество Христовой правды и истины, засвидетельствованное кровью мучеников и исповедников. И когда мы говорим об этом, мы прежде всего провозглашаем и исповедуем, что мы и все окружающее сотворены Богом; что люди являются достоянием Божиим, что человек пал и из царя природы (Ср.: Быт. 1, 28) стал рабом страстей и похотей (См.: Гал. 5, 24), влекущих его в погибель (См.: Мф. 7, 13); что для спасения человека потребовалось ни много ни мало как схождение на землю Самого Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который через Свои Крестные страдания искупил человечество от греха и смерти; что величайшим делом Его земной жизни и общественного служения было основание Христовой Церкви, с дарованием ей всей полноты даров Святого Духа, пребывающего в Святых Таинствах; что каждый человек призван к наследию Вечной Жизни и своим посильным трудом во имя спасения должен заслужить ее; что будет Второе пришествие Сына Божия и Страшный Суд и что каждый человек будет определен либо к вечной жизни, либо к вечному осуждению.

Эти истины не просто отвлеченные понятия, а принципы, утверждающие жизнь православного христианина в терпении, смирении, милосердии, любви к Богу и людям. Они возжигают в душах истинно верующих свет Божественной правды, делают их непобедимыми перед невзгодами и искушениями мира сего.

Сегодня мы празднуем Торжество Православия потому, что имеем бесчисленные свидетельства победоносного шествия истины Христовой из поколения в поколение, видим множество душ спасающихся, видим реальную помощь Божию перед лицом зла, и все это придает нам уверенность, что любовь Божия к роду человеческому непреложна, что Церковь Христова вечна и врата ада никогда не одолеют ее (Мф. 16, 18).
Будем просить, дорогие братья и сестры, помощи Божией в соблюдении себя в православной истине, святости и чистоте. Аминь.

----------------------
[1] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений. Т. IV. Аскетическая проповедь. – М., 2002. С. 76.

Материалы по теме

Монастыри:

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь