«Она прикоснулась к Иисусу прежде мыслию, а потом телом»

Игумен Тихон (Борисов)

Часто кто-то стоит между тобой и Богом… Мешает, отговаривает, не дает… Бывает, что ты лежишь тридцать восемь лет у купальни среди больных, слепых, хромых, иссохших, чающих движения воды, но нет человека рядом, который бы опустил тебя в источник… На финишной прямой – всегда не ты впереди!

Или, когда ты слепой и в опаляющей жаре сидишь у дороги, и рядом проходит Тот, Кто может помочь тебе прозреть, то обязательно находятся люди, которые пытаются заставить тебя молчать.

Или народу столько, что просто в дом не войти! Приходится прибегать к крайней мере – разбирать кровлю, только так можно попасть к ногам Учителя!

Или, как сегодня: ты – «сущи в точении крове» (Лк. 8: 43) двенадцать лет. И все деньги потрачены на врачей, может, и квартира продана… Но никто не может тебе помочь – ни профессор, ни знахарка, ни бабушка, ни даже восходящее светило науки!

И вот среди толпы – Тот, Кто может остановить течение крови! Но опять – народ окружает Его и теснит! Не протиснуться, не пробиться. Опять кто-то стоит между тобой и Богом!

У кровоточивой жены нет ничего из того, что она могла бы принести к ногам Учителя: ни денег (они уже истрачены на врачей), ни дорогих подарков, ничего! У нее есть только одно – вера! И еще – слезы! Слезы и Любовь!

Одно только легкое прикосновение к краю одежды Христа, да и то – сзади, смиренно, осторожно и трепетно, – мгновенно изгоняет злокачественную болезнь! «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8: 48).

«Как если кто-нибудь, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала и – спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Иисусу прежде мыслию, а потом телом».

Каждый наш грех – это кровотечение. И как кровотечение обессиливает человека, так и страсти делают его похожим на тень, делают его живым мертвецом!

Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает страсти с псами у мясораздаточного стола. Они неслышимо рычат в душе человека и показывают свой страшный оскал!

Грех обескровливает человека! И получается, что вся жизнь – это сплошная потеря, огромный холодный мрачный тупик! И помочь может только одно – прикосновение ко Христу, к Его Божественной Красоте и Силе!

«Кровоточивая, – размышляет блаженный Феофилакт, – есть всякая душа, в которой кипит и как бы ключом бьет кровавый и убийственный грех. Ибо всякий грех есть убийца и закалатель души. Если душа коснется одежд Иисусовых, то есть воплощения Его, и уверует, что Сын Божий воплотился, то получит здравие».

Спасение человеческой души происходит в синергии с Богом. От человека требуется вера, желание прикоснуться к благодати, к краю одежд Иисусовых, а Господь, видя усердие и веру, посылает Свою Божественную силу! Но для этого надо протиснуться через толпу, через все земное, что заслоняет от нас Небо!

Преподобный Амвросий Оптинский любил приводить в пример притчу о мужичке, который едет на телеге через базар. Кругом шумят, кричат, торгуются, предлагают свой товар, пытаются привлечь внимание, обмануть… А он, знай, погоняет свою лошаденку, понимая, что не надо смотреть по сторонам и слушать призывания торговцев! Так, потихоньку, он и проезжает через весь этот гвалт, не поддавшись на хитрости и уловки.

По существу, мiр и есть тот самый крикливый, беспокойный базар! И товар, который он предлагает, – протухший и просроченный контрафакт! А настоящие вечные ценности – рядом, на расстоянии протянутой руки, готовой к прикосновению, потому что Бог, как говорят святые отцы, ближе к нам, чем наше собственное дыхание!

«Дерзай, ищущая своего спасения душа! – призывает святитель Филарет Московский. – Не уступай сей смятенной толпе, которая сама не знает, куда влечет тебя. Употребляй все усилия проложить себе прямой путь к вожделенному твоему Спасителю; простирай к Нему то крепкие вопли покаяния, то тихия воздыхания молитвы, то пламенныя желания любви. Подвизайся, елико можешь, досягнуть хотя края Его риз: Он не умедлит и в них открыть для тебя ток живоносной силы Своей».

Ток живоносной Божественной силы приходит, по словам святителя, через «крепкие вопли покаяния»! Чтобы исцелиться, сначала надо понять, что я болен, что моя душа – кровоточит! Что своими силами остановить кровотечение греха – невозможно! Что нужен Небесный Врач душ и телес наших!

…Один старец так говорил о душе, желающей покаяться: «В городе жила красивая блудница, имевшая множество любовников. Местный управитель, придя к ней, сказал: “Обещай мне жить целомудренно, и я возьму тебя в жены”. Она обещала, и он взял ее в свой дом. Любовники, ища встречи с ней, решили так: “Если мы войдем в дом управителя, и он узнает, то будет мучить нас! Сделаем так – обойдем дом и позади него свистнем ей, и она, узнав тон свиста, выйдет к нам сама, и тогда мы не будем уже виноваты!” Но она, услышав знакомый свист, заткнула уши, вбежала во внутреннейший покой и затворила двери. Блудница, – пояснил старец, – есть душа. Любовники ея – суть страсти и люди. Управитель – Христос. Внутреннейший покой – вечная обитель. Свистящие – злые демоны, но душа, желающая покаяться, всегда убегает от них ко Господу!»

Мы должны бежать от этого диавольского свиста во внутреннюю обитель, в глубину своего сердца! Искать возможность прикоснуться к Богу! Через боль и скорбь! Через радость и благодарение! Через Церковные Таинства и молитву! Через любовь к тем, кто рядом! Через все обстоятельства, которые происходят в нашей жизни! Упованием на Господа нашего Иисуса Христа! «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

Донской ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Макарьева пустынь