«Откуда же у Тебя вода живая?»

Игумен Тихон (Борисов)

Сегодня мы снова стоим в раскаленной житейской пустыне у колодца Иакова. Снова видим усталую самарянку, пришедшую сюда почерпнуть воды. Какая неслыханная вещь – Творец миров, Создатель Вселенной, содержащий в Своей Божественной деснице и самую малую каплю воды, и каждую песчинку, и весь Космос, – просит дать Ему пить у простой женщины, самарянки! Сам Бог жаждет, утрудившись от пути!

И Господь знает, самарянка, что «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18) … И хотя колодезь глубок и почерпнуть нечем, Он даст тебе живую воду, которая сделается «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14)! Только знай, что «Бог есть дух», и поклоняющиеся Ему должны поклоняться не на этой горе, и даже не в Иерусалиме, но «должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24)!

Кто же Он, загадочный путник, жаждущий и уставший? С каплями пота на лице и мозолями на ногах… Он – Тот, пища Которого есть творить волю Пославшего Его! Сеющий и жнущий. Приносяй и Приносимый. Альфа и Омега! Он – Тот, в Котором сначала самарянка, а потом и весь город, рассмотрели Мессию! «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 29) – с благоговением произносит самарянка. «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42), – отвечают радостные горожане.

И здесь, на этом узком, иссохшем от жары клочке земли, у старинного колодца Иакова, из которого он сам пил, «и дети его, и скот его» (Ин. 4: 12), самарянке, а через нее и всему миру Христос впервые исповедал Себя открыто Спасителем мира! «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4: 25-26).

И как же глубоко, таинственно и вдохновенно звучат самые главные, самые важные и необходимые для нас слова Спасителя: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13-14).

Господь и сегодня зовет нас, скитальцев по жизненной пустыне, жителей вымирающих деревень и многомилионных мегаполисов, путников с пересохшими губами, – на источники воды живой! Эта живая вода, пьющий которую «не вжаждется вовеки» (Ин. 4: 14), – благодать Святого Духа. Студенец, из которого она вечно течет – Святая Церковь Христова. А таинственное почерпало – Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос!

Проблема современного человека – это проблема выбора! Какие ценности, какое мировоззрение изберет человек для себя? Каковы будут его жизненные приоритеты? Замечательно говорит современный богослов, румынский схиархимандрит Рафаил (Нойка): «Зло – это я сам, когда совершаю выбор, отличный от воли Божией».

По единодушному суждению святых отцов, Господь может сделать все, но Он не может спасти человека без самого человека! Почему? Потому, что Бог сотворил человека с богоподобной свободой! От человека требуется хотя бы маленькое движение в сторону Добра, Света, Вечности, Бога! Туда он должен направить устремление своей воли!

Бог может спасти каждого из нас! Он может спасти того грешника, которым мы являемся, но Он не может спасти того иллюзорного «праведника», которого мы часто изображаем! Не для других изображаем, а в первую очередь – для себя!

Если мы успокоились, перестали искать живую воду, благодать, если записали себя в разряд спасающихся, – то в этом уже невидимо, подспудно, как мина замедленного действия, заключена смерть! И давайте заметим: самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений, она пришла просто за водой, как делала это каждый день. Пришла, чтобы набрать воды, а встретила живого Бога!

Человек может встретить Христа на каждом шагу своей жизни, когда мы заняты самыми обыденными делами, повседневными занятиями. Главное – чтобы сердце было настроено правильно, чтобы оно не забронзовело от мнимых успехов и достижений!

Господь говорит: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Из сегодняшнего Евангельского повествования мы видим и чувствуем, что самарянка, несмотря на свою сложную жизнь, сохранила неиспорченное сердце, сохранила детскую простоту. С наивной прямотой она рассказывает о себе, о своей жизни. Раскрыв рот, слушает Божественные слова Спасителя! Как дитя, оставляет свой водонос и бежит к соседям рассказать о чудесной встрече с Христом! В ней нет апломба, самодостаточности, чувства своей значимости. Поэтому благодать Божия легко проникает в ее сердце! Пошла просто за водой, а вернулась с Христом в своем сердце!

«Имеющий Сына Божия, имеет жизнь; не имеющий Сына Божия, не имеет жизни», – восклицает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 5: 12). Нам надо иметь эту Жизнь в своем сердце и хранить ее! «Кто не собирает со Мной, – учит Господь, – тот расточает» (Мф. 12: 30). Вне Христа человек – это царство, разделившееся само в себе! В этом царстве, душе человека, в которой Бог вытеснен на периферию жизни или вообще исключен из нее, – никогда не будет мира, покоя, настоящей радости и ощущения полноты и гармонии жизни!

Диавол хочет убедить нас, что у нас – все под контролем, все отлично, ничего менять не надо! Он хочет усыпить сердце даже церковного, верующего человека, украсть из него Любовь и Покаяние! И оставить только мертвую букву закона. «Смерть провозгласила себя жизнью, а диавол провозгласил себя богом», – заключает преподобный Иустин (Попович). Человек хочет жить духовной жизнью, но и не покидать «зону комфорта». Но «зона комфорта» – это зона смерти! Если спортсмен не будет ежедневно преодолевать себя, свою боль, не будет ущемлять себя, он не достигнет никаких результатов. Так и в духовной жизни: «Царство небесное нудится» (Мф. 11: 12)!

Самарянка, услышав удивительные слова Христа о воде, текущей в жизнь вечную, оставила свой водонос. Так и мы должны понять, что чисто земной водонос – никогда не наполнится, никогда не утолит жажду! С ним можно каждый день ходить на источник – но душа не насытится, не достигнет полноты жизни! Все расплескает…

А Церковь – это огромный, бесконечный, удивительный океан живой воды! Это – пространство поклонения Богу в духе и истине! Церковь – это окно в Царство Божие, и только она может своей любовью согреть этот холодный, угасающий мир! Без Церкви мы и «ни почерпала имаши, и студенец есть глубок» (Ин. 4: 11).

А самый главный, глубокий и таинственный источник живой воды – святая Евхаристия! Небесный Хлеб и Чаша Жизни! Благодарственная Жертва о всех и за вся! Без границ времени и пространства! И среди смертельного зноя земной пустыни мы притекаем к этому Божественному Вечному Источнику! «Божественное Тело обожает мя и питает. Обожает дух, ум же питает странно».

Жители самарийского города просили Христа побыть у них, и Он пробыл у них два дня. Верующее сердце хочет, чтобы Господь никогда не покидал его! Потому, что оно не только слышало, но и верой узнало, «что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42)!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Тихон (Борисов)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь