Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами совершили Первую неделю Великого поста, особое время, о котором святые отцы говорили: «Пост – весна для души». Однажды архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев), нам, в ту пору семинаристам, сказал: «Как вы проведете первую неделю поста, так вы проведете весь Великий пост, как вы проведете Великий пост, так проведете и весь год».
Кем-то из мудрых людей также сказано: «Когда Бог на первом месте, тогда всё остальное – на своем». Если мы начали Великий пост с молитвы, с памяти о Боге, с доброделания, самоиспытания, с внимания к самим себе и к тому, чтобы духовное было на первом месте, а физическое − на втором, − дай Бог, чтобы нам так и проводить этот пост, который дан нам ради одного: чтобы мы стали другими, чтобы мы изменились, чтобы хотя бы эти несколько недель Великого поста сугубо посвятили своей душе, о которой постоянно забываем. А в Великом каноне Андрея Критского мы слышали: нет ничего нужнейшего души.
И какими дивными призывами, молитвами и мыслями вдохновляет нас Святая Церковь на начало Великого поста. Как только начался пост, мы слышали на богослужении следующую молитву для верных: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся».
Постное время светло начнем – так и Господь призывает каждого из нас к посту, говоря: «Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящееся. Аминь глаголю вам: яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:16−18).
Так вот, оказывается, какая милость Божия ждет тех людей, которые с верой, с любовью, с послушанием проходят поприще Великого поста: Видящий тайное воздаст тебе явно.
Святитель Филарет, митрополит Московский говорит: «Послушай Бога в Его заповедях, и Он послушает тебя в твоих прошениях». Какие же это заповеди? Заповедь о посте, чтобы мы это сугубое время Великого поста, это великое поприще прошли, думая не только о воздержании в пище. Это очень примитивно и слишком узко: думать, что Великий пост − только воздержание от конкретного рода пищи. Нет. Будем внимательно слушать стихиру, которая к нам обращена: «постимся якоже в снедех от всякия страсти». Поэтому нам Иоанн Златоуст говорит: «Пусть постится не только твое чрево, но и постится весь твой человек. Пусть постятся твои глаза, твой язык, твои уши, твои руки и твои ноги».
Как же нам поститься глазами? Все мы любим (именно любим, потому что никто нас не заставляет) «пожирать» новости. Телевизор, планшет, телефон, Интернет… бесконечное количество потерянного времени. И поэтому я знаю благочестивые семьи, семьи священников, у которых в доме телевизоров нет вообще. Трое-четверо детей − и все без него обходятся. Телевизор разобщает людей, а когда его нет, то отец и мать что-то читают, обсуждают, беседуют, молятся… Многие семьи решаются на время Великого поста надеть чехол на телевизор − как раньше, в дореволюционное время, надевали чехол на фортепиано. Такой подвиг был в благочестивых семьях, в которых даже фортепиано считалось развлечением.
Пусть постятся и наши уши − от новостей, от сплетен, как и язык − от пустой ненужной болтовни. Будем помнить предостережение святых отцов: «Осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию». Нам неудобно останавливать осуждающего: «Не могу же я перебивать, это не тактично, и прочее…» Нет! Надо это немедленно прекращать, сказав: «Бог нас всех рассудит. Спаси его Господи! Вразуми ее Господи! А мне бы заботиться о своих грехах. Давай о чем-нибудь хорошем». В жизни, в общении надо привыкать быть не ведомыми, а ведущими. Надо самим быть готовыми рассказать позитивную, благочестивую историю, вспомнить полезное наставление, чтобы каждую возможность светского человеческого общения употребить на пользу… К этому надо готовиться, потому что, если ты не займешься этим, займутся тобой. «Праздный ум – седалище диавола. Если мы не посвятим своего ума Богу, мы его посвятим супротивному». Надо, чтобы и язык, и уши, и глаза работали Богу. И чтобы никто не мог заставить нас иметь иного господина над нами, нежели наш Господь.
Для этого нужны мужество, твердость… «Мужайтесь и да крепится сердце ваше». «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Господь каждого христианина призывает к мужеству. Мало того, Он нас называет «воинами Христовыми». А воин Христов − это человек, всегда готовый во всеоружии отразить нападение, и, когда надо, сам нападающий на своих врагов. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостата именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле», имея в виду молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Молитва, как сказано у святых отцов, – это всеобъемлющая добродетель. Потому что когда твой ум и внутренний человек служит Богу, тогда никакое зло не может в тебя проникнуть. И, наоборот, когда ум праздный, когда нет памятования о Боге, − образно говоря, охрана спит и оружие сложено, − вот тогда тебя легко обезоруживают и берут в плен…
Пост − настоящий, когда мы учимся не только обходиться без молока, яиц и мяса, но когда мы учимся обходиться без нечистых, гневливых и праздных помыслов… Вспомним псалмопевца Давида: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1). Святитель Иоанн Златоуст толкует, что такое «совет нечестивых»: это те безумные помыслы, которые советуют тебе то или иное зло. Так вот, блажен человек, который не идет на совет нечестивых. Потому что он − ведущий, а не ведомый. И мы будем ведущими тогда, когда сами научимся управлять своими мыслями, а не мысли будут управлять нами. Когда человек пребывает в молитвенном памятовании о Боге, он управляет своим умом. Никто его не пленяет, никто не уводит на страну далече. Он хозяин положения.
Поэтому будем учиться, и посвятим этому краткое время Великого поста. Ведь кажется продолжительной и так духовно насыщенной только первая неделя поста, а потом время пролетит незаметно. В конце поста обернемся, посмотрим, какие плоды принесли, и окажется, что только подумали начать подвизаться в добродетелях, − а уже и Страстная, и Светлый праздник Святого Христова Воскресения. Поэтому стихира нас приучает: «да сподобимся все видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху духовно радующеся». Вот каков конец поста – духовная радость… А христианин может иметь ее не только с наступлением Пасхи, но и каждый день и каждый час, − потому что когда он с Богом, в молитве и доброделании, тогда и рай в душе. Царство Божие, пришедшее в силе, возможно обрести каждому из нас, если мы будем подвизаться в посте, молитве, богоугождении и исполнении заповедей Христовых. И да поможет нам милосердный Господь, и все святые, молящиеся о душах наших. Аминь.