Посвятить время поста своей душе

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами совершили Первую неделю Великого поста, особое время, о котором святые отцы говорили: «Пост – весна для души». Однажды архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев), нам, в ту пору семинаристам, сказал: «Как вы проведете первую неделю поста, так вы проведете весь Великий пост, как вы проведете Великий пост, так проведете и весь год».

Кем-то из мудрых людей также сказано: «Когда Бог на первом месте, тогда всё остальное – на своем». Если мы начали Великий пост с молитвы, с памяти о Боге, с доброделания, самоиспытания, с внимания к самим себе и к тому, чтобы духовное было на первом месте, а физическое − на втором, − дай Бог, чтобы нам так и проводить этот пост, который дан нам ради одного: чтобы мы стали другими, чтобы мы изменились, чтобы хотя бы эти несколько недель Великого поста сугубо посвятили своей душе, о которой постоянно забываем. А в Великом каноне Андрея Критского мы слышали: нет ничего нужнейшего души.

И какими дивными призывами, молитвами и мыслями вдохновляет нас Святая Церковь на начало Великого поста. Как только начался пост, мы слышали на богослужении следующую молитву для верных: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся».

Постное время светло начнем – так и Господь призывает каждого из нас к посту, говоря: «Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящееся. Аминь глаголю вам: яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:16−18).

Так вот, оказывается, какая милость Божия ждет тех людей, которые с верой, с любовью, с послушанием проходят поприще Великого поста: Видящий тайное воздаст тебе явно.

Святитель Филарет, митрополит Московский говорит: «Послушай Бога в Его заповедях, и Он послушает тебя в твоих прошениях». Какие же это заповеди? Заповедь о посте, чтобы мы это сугубое время Великого поста, это великое поприще прошли, думая не только о воздержании в пище. Это очень примитивно и слишком узко: думать, что Великий пост − только воздержание от конкретного рода пищи. Нет. Будем внимательно слушать  стихиру, которая к нам обращена: «постимся якоже в снедех от всякия страсти». Поэтому нам Иоанн Златоуст говорит: «Пусть постится не только твое чрево, но и постится весь твой человек. Пусть постятся твои глаза, твой язык, твои уши, твои руки и твои ноги».

Как же нам поститься глазами? Все мы любим (именно любим, потому что никто нас не заставляет) «пожирать» новости. Телевизор, планшет, телефон, Интернет… бесконечное количество потерянного времени. И поэтому я знаю благочестивые семьи, семьи священников, у которых в доме телевизоров нет вообще. Трое-четверо детей − и все без него обходятся. Телевизор разобщает людей, а когда его нет, то отец и мать что-то читают, обсуждают, беседуют, молятся… Многие семьи решаются на время Великого поста надеть чехол на телевизор − как раньше, в дореволюционное время, надевали чехол на фортепиано. Такой подвиг был в благочестивых семьях, в которых даже фортепиано считалось развлечением.

Пусть постятся и наши уши − от новостей, от сплетен, как и язык − от пустой ненужной болтовни. Будем помнить предостережение святых отцов: «Осуждающий и слушающий осуждающего подвергнутся одному наказанию». Нам неудобно останавливать осуждающего: «Не могу же я перебивать, это не тактично, и прочее…» Нет! Надо это немедленно прекращать, сказав: «Бог нас всех рассудит. Спаси его Господи! Вразуми ее Господи! А мне бы заботиться о своих грехах. Давай о чем-нибудь хорошем». В жизни, в общении надо привыкать быть не ведомыми, а ведущими. Надо самим быть готовыми рассказать позитивную, благочестивую историю, вспомнить полезное наставление, чтобы каждую возможность светского человеческого общения употребить на пользу… К этому надо готовиться, потому что, если ты не займешься этим, займутся тобой. «Праздный ум – седалище диавола. Если мы не посвятим своего ума Богу, мы его посвятим супротивному». Надо, чтобы и язык, и уши, и глаза работали Богу. И чтобы никто не мог заставить нас иметь иного господина над нами, нежели наш Господь.

Для этого нужны мужество, твердость… «Мужайтесь и да крепится сердце ваше». «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

Господь каждого христианина призывает к мужеству. Мало того, Он нас  называет «воинами Христовыми». А воин Христов − это человек, всегда готовый во всеоружии отразить нападение, и, когда надо, сам нападающий на своих врагов. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостата именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле», имея в виду молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Молитва, как сказано у святых отцов, – это всеобъемлющая добродетель. Потому что когда твой ум и внутренний человек служит Богу, тогда никакое зло не может в тебя проникнуть. И, наоборот, когда ум праздный, когда нет памятования о Боге, − образно говоря, охрана спит и оружие сложено, − вот тогда тебя легко обезоруживают и берут в плен…

Пост − настоящий, когда мы учимся не только обходиться без молока, яиц и мяса, но когда мы учимся обходиться без нечистых, гневливых и праздных помыслов… Вспомним псалмопевца Давида: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1). Святитель Иоанн Златоуст толкует, что такое «совет нечестивых»: это те безумные помыслы, которые советуют тебе то или иное зло. Так вот, блажен человек, который не идет на совет нечестивых. Потому что он − ведущий, а не ведомый. И мы будем ведущими тогда, когда сами научимся управлять своими мыслями, а не мысли будут управлять нами. Когда человек пребывает в молитвенном памятовании о Боге, он управляет своим умом. Никто его не пленяет, никто не уводит на страну далече. Он хозяин положения.

Поэтому будем учиться, и посвятим этому краткое время Великого поста. Ведь кажется продолжительной и так духовно насыщенной только первая неделя поста, а потом время пролетит незаметно. В конце поста обернемся, посмотрим, какие плоды принесли, и окажется, что только подумали начать подвизаться в добродетелях, − а уже и Страстная, и Светлый праздник Святого Христова Воскресения. Поэтому стихира нас приучает: «да сподобимся все видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху духовно радующеся». Вот каков конец поста – духовная радость… А  христианин может иметь ее не только с наступлением Пасхи, но и каждый день и каждый час, − потому что когда он с Богом, в молитве и доброделании, тогда и рай в душе. Царство Божие, пришедшее в силе, возможно обрести каждому из нас, если мы будем подвизаться в посте, молитве, богоугождении и исполнении заповедей Христовых. И да поможет нам милосердный Господь, и все святые, молящиеся о душах наших. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь