Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного тво­рения, называемого «Лествицей».

По преданию, Иоанн был сыном преподобных Ксенофонта и Марии. После чудесного спасения от страшной бури на море Иоанн поступил в Синайский монастырь. Наставником и руководителем его стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания Иоанна на Синае, он был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение девятнадцати лет пре­подобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшель­ническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел сорок лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаян­ных слезах. Не случайно в «Лествице» он так говорит о покаянных слезах: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние» [1]. Сильна и дей­ственна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жизни угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Вне­запно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвиж­ника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тот­час пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опас­ности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зо­вешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — уме­ренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствова­нием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, — говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся... и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходящих к нему, руководя их к спасению, но когда явились некоторые, по зависти упрекнувшие его в много­словии, которое они объяснили тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуж­дение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их ду­ховной пользы собеседования.

Тая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда скры­вался в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетите­ли всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял он святой обите­лью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благо­датными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем, по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и был написан преподобным Иоан­ном замечательный аскетический труд «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Свое творение препо­добный так и назвал — «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во свя­тая... во образ тридцати лет Господня совершенствования, знаме­нательно соорудив лествицу из тридцати ступеней, по которой, до­стигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасе­ния требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных по­двигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение от грехов­ной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке, во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу; и столпы духовной жизни — преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие — ссылались в сво­их наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спаситель­ного руководства.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22 -я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тще­славие появляется при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в свет­лую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это тер­ние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать по­хвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и не­порочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот пока­зывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносному само­му себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счаст­ливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным про­изношением и другими подобными качествами, которые легко при­обретаются,* тот никогда не приобретает даров сверхъестественных.

Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тще­славен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит * тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда. Возносяйся смирится [2] даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Эти и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благо­честиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений над своей душою и глубокого ду­ховного опыта, являются руководством и великим пособием на пути к истине, добру и вечному спасению.

Будем, дорогие братья и сестры, читать его спасительные настав­ления, воплощать их в жизни и усердно молиться великому угодни­ку Божию преподобному Иоанну Лествичнику, чтобы он помог нам в духовном восхождении и спасении. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. СТСЛ, 2014 год


ПРИМЕЧАНИЕ

[2] См.: Прп. Иоанн Синайский. Лествица, VII, 31. Сергиев Посад, 1908. С. 80.

[2] Лк. 14, 11

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы