Свет Христов просвещает всех

Игумен Тихон (Борисов)

…В доме было так тесно, что яблоку некуда было упасть. Народ внимательно слушал слово Учителя. Люди стояли и на улице, и у входа плотным кольцом, и любая попытка протиснуться внутрь была обречена на провал! Надо было срочно принимать какое-то решение, искать выход из создавшейся ситуации… Счет шел на минуты.

И вот происходит то, что кому-то показалось экстравагантным, кому-то неуместным, кому-то неожиданным, а кому-то – очень даже своевременным и необходимым! Настоящая любовь всегда находит правильное решение! Затрещал потолок, и в образовавшуюся дыру прямо к ногам Спасителя, словно на парашюте, приземлился одр с парализованным человеком. Четыре друга, движимые состраданием, жалостью и любовью, решились, раскрыв кровлю, на веревках спустить вниз больного, чтобы он получил исцеление. Только любовь проходит сквозь толщу непроходимого!

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои… Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2: 5, 11-12).

Можно представить восхищенные глаза этих простых людей, их радость совершившемуся чуду! Мы тоже дивимся этому чуду, на протяжении двух тысяч лет льющемуся с Евангельских страниц! Мы тоже стоим сегодня в этой тесной толпе и замираем от счастья быть свидетелями Божественного Промысла!

Только Бог может прощать грехи! А прощение грехов дает исцеление от недуга. Ни друзья, ни тем более, сам больной, которого они принесли, не говорили ничего и не просили ни о чем… Но, как сказано в Евангелии, «Иисус, видя веру их» (Мк. 2: 5), разрешает человека от грехов и исцеляет от физического недуга.

Время не сохранило ни имен этих друзей несчастного больного, ни их социального статуса, ни свидетельства об их возрасте. Но самое главное – благодаря Евангельским страницам, время сохранило свидетельство об их подвиге. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

И, безусловно, эти люди не просто механически профессионально совершали какие-то приемы и операции с веревками, чтобы опустить расслабленного к ногам Господа. Они при этом горячо молились за него! «Молитесь друг за друга, – восклицает апостол Иаков, – да исцелеете» (Иак. 5: 16). Или, как это очень емко когда-то сформулировал приснопоминаемый архимандрит Венедикт, человек огромного духовного опыта, бывший наместником Оптиной Пустыни на протяжении почти тридцати лет: «Вопль молитвы за ближнего!»

Почему эти четверо, вместо того чтобы сидеть дома за чашкой кофе, лезут на крышу вопреки опасности сломать себе шею? Да потому, что: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 26-27).

Мы все очень разные. С разной судьбой, с разной походкой, с разным темпераментом, с разным цветом волос и глаз… У каждого – свой путь, своя национальность, свои искушения, свои болезни, свои поражения и победы. Но все мы – листья одного огромного, удивительного, таинственного древа, которое называется Церковью! «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Сегодняшнее второе воскресенье Великого Поста называется Неделей светотворных постов. В этот день мы совершаем память святителя Григория Паламы. Его учение напоминает о созерцании Божественного Света и об обожении как цели аскетического подвига христианина.

Говоря о природе Божественного Света, святитель Григорий подчеркивает, что этот свет, с одной стороны, – является нетварным и Божественным, а с другой – он не есть сущность Божия. Божественный Свет, согласно учению святителя Григория Паламы, есть энергия Божия, которая изменяет и преображает человека. И святитель Василий Великий, вместе с сонмом святых отцов Православной Церкви, очень просто и ясно подчеркивает: «Мы знаем Бога нашего по Его энергиям, но не претендуем на то, что можем приблизиться к Его сущности; ибо энергии Его нисходят к нам, сущность же Его остается недоступной!»

Через весь Пост огненной строкой, чудесным молитвенным напоминанием на Литургии Преждеосвященных Даров, проходят слова: «Свет Христов просвещает всех!» Не новые психотехники, не научные открытия, не откровения искусства и культуры, а Свет Христов постоянно дает нам импульс для изменения нашей жизни, нашего сердца!

Преподобный Иустин Сербский, исполненный Божественной ревности, восклицал: «Как Господь является Светом, так и мы должны стать светом! Как Он во Свете, так и мы – во свете. Как Он в Истине, так и мы». И, конечно, наш свет не будет таким, как Фаворский Свет Преображения, но пусть хотя бы маленькая искорка благодати Святого Духа разгорится в нашей душе!

«Аз Свет в мир приидох, – говорит Господь, – да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет» (Ин. 12: 46). Так и в сегодняшнем Евангельском повествовании говорится, что «Иисус, видя веру их…» (Мк. 2: 5), исцелил расслабленного. Святитель Григорий Палама замечает, что «сей расслабленный… был господином своего разума, хотя телом и был расслабленный… Расслабленность параличного не была расслабленностью его разума…» И, наоборот, те книжники и фарисеи, которые видели чудо, но роптали и хулили Христа, хотя внешне были здоровы, но были разбиты душевным внутренним параличом…

Главное – чтобы мы не были такими новозаветными фарисеями, «знатоками закона», забывающими главный закон – закон любви! И очень важно, если вдруг с нами случится какая-то беда, кризис, искушение, – чтобы рядом всегда находились добрые четыре друга: вера, надежда, любовь и премудрость. Они – помогут! Найдут способ доставить нас на солнечных нитях молитвы прямо к ногам Спасителя!

И нас еще только начнут спускать через разломанную крышу, и мы, измученные болезнью, устало закроем глаза, а Господь уже сделает шаг навстречу, чтобы принять в Свои руки нашу сложную, изломанную судьбу!

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра