Войти во внутреннюю пустыню…

Игумен Тихон (Борисов)

Однажды, когда Господь был в доме некоего фарисея, женщина-грешница, движимая любовью и покаянием, стала обливать ноги Христа слезами и миром, целовать и отирать своими волосами. Вопль ее был велик, потому что велико было покаяние.

А фарисей мыслил на сто процентов по-фарисейски: «Да! Это точно не пророк. Если бы был пророк, то не дал бы к Себе прикоснуться! Она же – блудница!»

А Господь на его мысли сказал ему: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Она помазала миром и омыла слезами те пречистые ноги, которые уже скоро будут пробиты страшным железом гвоздей человеческой злобы… Плачем своим и любовью она искупила множество своих грехов: «Прощаются тебе грехи… Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 48, 50).

Много таких кающихся грешниц было после этой, описанной на евангельских страницах. Много их и сейчас, несущих свой покаянный алавастровый сосуд сердца через мегаполис греха к ногам Спасителя, чтобы омыть их слезами и миром.

Но подвиг преподобной Марии Египетской настолько ярок, необычен, глубок, ее покаяние настолько убедительно и не лживо, ее житие настолько кровоточаще, что ее образ не может оставить равнодушным ни одно человеческое сердце!

Александрийская блудница. Профессионал. Человек не просто грешивший, но очень увлеченный грехом. Даже получаемые деньги стоят на втором месте. Это – не главное. Главное – это погружение в стихию греха, увлечение его красочностью и карнавалом! Преподобный Иустин Сербский говорит: «Порок, грех, расположение ко греху вначале подобны неприметному наркозу, приятному опиуму, пока не приведут они человека в бредовое состояние: тогда он начинает творить грех и зло без сознания и зазрения совести!»

Семнадцать лет, с самой юности, длилась одержимость грехом! Семнадцать лет служения диаволу! «Калу примесихся, окаянный, – так описывает это состояние преподобный Андрей Критский в своем классическом покаянном каноне. – Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых».

…Что движет ею, когда она решается сесть на корабль, плывущий в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста? Желание новых приключений? Поиск необычайных впечатлений? Смена обстановки? И да, и нет! Мы не можем познать таинственную галактику чужого сердца! Но то, что уже начинал коваться Промысл Божий о спасении человеческой души – очевидно! «Даже за страстями людей для нас непонятным образом скрывается Промысл Божий», – замечает старец Иосиф Ватопедский. Бог «не прячется где-то за спиной у Вселенной». Он – Живой, и Он – рядом! И Он желает спасения всякой грешной душе!

Увлекаемая толпой паломников, Мария оказывается у дверей храма Гроба Господня. Там – Голгофа. Там – Животворящий Крест Господень, о котором святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Великую Пятницу так восклицает: «Сие древо мне на вечное спасение; им питаюсь я, им пирую; под его корнями пускаю корни, с его ветвями распростираю ветви…; древо сие восходит от земли до неба и простирается широко, как само небо, оно бессмертно, прочно утверждено посреди неба и земли, основание всего сущего, фундамент мироздания.., скрепа вселенной…»

Так получается, что Промыслом Божиим что-то в один момент вдруг встает на нашем жизненном пути: болезнь, боль, утрата ближних, какой-то страшный жизненный кризис, катастрофа, потеря всех необходимых ориентиров! На пути Марии из Египта стал Крест! И его – не облобызать, не обнять, не облить горячей слезой, если ты весь облеплен паутиной блуда, если похоть стала твоей второй натурой!

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «для покаяния грешника потребно излияние стольких слез, сколько было воды в купели, в которой он крестился». Душа грешной Марии настолько переродилась покаянием, что излила слез больше, чем море, которое переплыл корабль, доставивший ее в Иерусалим! Она, как и сегодняшняя Евангельская грешница, поцеловала и облила слезами Пречистые ноги Спасителя на Животворящем Кресте!

А потом были семнадцать лет нескончаемой борьбы со страстями, которые, по словам преподобного Иоанна Лествичника, как голодные «псы у мясопродажного стола»… Долгие годы отсечения воспоминаний о запахе мясных блюд, вкусе вина, сладострастных танцах, и, вообще, той легкой, пустой и губительной атмосфере, которая царила в первой половине ее жизни!

И кто бы, посмотрев на ее черное от солнца лицо, поверил, что это – та беззаботная, легкомысленная Мария, которую он знал когда-то? Кто бы ни удивился, увидев ее многолетний рацион из двух черствых хлебов и корней пустынных трав?

Не учась, она знала наизусть Священное Писание! В молитве поднималась на воздусе! Немокренно ходила по воде! Она погубила душу свою ради Христа и Евангелия! Она возлюбила много! Поэтому, как о грешнице, возлившей на голову Христа драгоценное миро, так и о преподобной Марии Египетской, Святая Церковь сегодня говорит: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 13).

Преподобная Мария Египетская – одна из самых любимых и почитаемых святых христианского мира! Поражает ее решимость, ее ревность, ее желание глубоко изменить свою жизнь, ее страшный кровавый подвиг! И самое главное – она поняла ту тайну, о которой преподобный Исаак Сирин сказал так: «Слезами отверзается дверь для вшествия в страну утешения». Преподобная Мария, египетская овча, нашла эту Дверь и нашла своего Пастыря, услышав Его слова: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет… Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 9, 11).

Каждый из нас тоже должен перейти свой Иордан! Совершить свой Исход! А как? Оставить свои семьи? Детей и престарелых родителей? Квартиры, работу, друзей? И где найти эту пустыню? В Брянских лесах? В Зауралье или на Камчатке? Святитель Иннокентий Херсонский еще в XIX веке ответил на этот вопрос: «Нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню». «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Господь говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). А чем дети отличаются от взрослых? Дети растут! Взрослые уже выросли, а дети растут! Чтобы не умереть духовно, человеку нужно всегда расти, учиться, не переставать удивляться, как ребенок! Искать свою внутреннюю пустыню! Через покаяние, любовь и смирение! Как искали и нашли ее наши убиенные на Пасху братия иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим, которых мы сегодня молитвенно вспоминаем!

И не так важно, чем мы занимаемся: ухаживаем за садом, строим дома, лечим больных людей, послушаемся в монастыре, охраняем границы Родины, растим хлеб, пишем книги… Главное – чтобы мы росли, чтобы на всем, к чему мы прикасаемся в этой жизни, оставалась частица нашего сердца, чтобы мы все делали с молитвой, любовью и вдохновением! И еще – с огромной благодарностью Богу!

«Вспоминая, от каких зол избавил меня Бог, – рассказывает пустынница старцу Зосиме, – я нахожу для себя неистощимую пищу в надежде на спасение: всесильное слово Божие питает и покрывает меня, ибо не хлебом единым жив будет человек».

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Новодевичий монастырь